К 3-м годам база знаний ребенка становится упорядоченной. Малыш активно использует слова обобщения, применяет анализ и синтез для поиска решения предложенного задания. Если внимательно наблюдать за самостоятельной деятельностью крохи, то хорошо заметно, как быстро он применяет новые знания, адаптирует их к различным играм.
В этот период стоит продолжать активно знакомить ребенка с окружающим миром, предлагая тематические занятия. К 4-м годам ребенок должен знать: Около 10 домашних животных. Уметь их называть, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают; 5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке; 4-5 видов рыб; 4-5 видов насекомых; основные растения, встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов; основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже; чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон); разные части суток (утро, день, вечер, ночь), уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени; времена года и их отличия между собой; основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.); основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке; 3-5 основных профессий; до 10 видов транспорта; различия между городом, деревней, природой.
При желании взрослых в 3-4 года ребенок может выучить алфавит. Многие методики раннего обучения чтению предлагают начинать изучать это умение с 3-х лет. Основным требованием для раннего освоения чтения является преподнесение знаний в легкой, игровой форме.
Познавательное развитие ребенка в 3-4 года — прежде всего заслуга родителей. Чем больше новых знаний вы преподносите ребенку, подробно отвечаете на его вопросы, тем шире становится база знаний карапуза.
Между 3 и 4 годами совершенствуется понимание основных математических понятий, логических операций. При достаточном внимании к обучению ребенка, к 4-м годам малыш может уверенно знать: счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному; понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д.; основные цвета спектра и до 15 оттенков; основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
В 3-4 года рекомендуется проводить обучающие занятия, позволяющие тренировать умения: сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам; подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками; складывать разрезные картинки, пазлы; находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок; запоминать последовательность 3-5 картинок; находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.
Отдельное внимание стоит уделять привлечению ребенка к самостоятельной деятельности. В 3-4 года ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде деятельности до 20 минут, без дополнительной мотивации со стороны взрослого. На однотипных простых задачах малыш может сконцентрировать внимание до 5 минут. Предлагая ребенку самостоятельную задачу, старайтесь чередовать различные виды деятельности, сочетать двигательную и умственную активность.