Тема. Повторение изученного материала. Обобщение и систематизация знаний
Цели. Проверить знание учениками нумерации чисел первой сотни, вычислительные навыки, умения решать задачи. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению подводного мира.
Оборудование. Таблицы для устного счета, индивидуальные карточки, сказочные герои, фотографии с изображением раковины, кораллов, подводных зверей и рыб, старинного фрегата.
Тип урока. Закрепление полученных знаний. Урок-путешествие «В поисках Немо».
Методы и приемы: беседа, игра, самостоятельная работа, предвидение, взаимопроверка.
Ход урока
І. Организация класса
Снова прозвенел звонок,
Начинается урок.
Чтоб урок прошел не зря,
Сели ровно, детвора.
Время даром не теряем
И работать начинаем.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
– На адрес нашего класса пришла телеграмма из подводного царства. Её написал Марлин – отец маленькой рыбки Немо. Вот что он пишет: «Дорогие дети! Мой маленький сын Немо пропал. Я отправляюсь на его поиски. Но одному мне будет трудно его найти. Пожалуйста, помогите мне пройти все испытания. Желаю успеха!»
ІІІ. Сообщение темы и задач урока
Метод предвидения
Сегодня мы с вами будем искать маленького Немо в подводном царстве. Как вы думаете, кого мы можем встретить на своем пути?
Встретим морских жителей и получим от них математические задания, которые необходимо выполнить. Итак, совершим полезное дело: поможем найти Немо и закрепим наши знания и умения решать задачи и примеры.
Но на чем мы будем путешествовать? Разрешить этот вопрос нам поможет загадка:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет...
(Корабль)
Вот на этом фрегате мы и будем искать Немо. Но нужно заполнить бортовой журнал. В нем всегда записывают дату и главные события сегодняшнего дня. (Ученики записывают в тетрадях число, классная работа).
ІV. Актуализация опорных знаний
Минутка каллиграфии
Марлин оставил нам координаты, по которым нам необходимо ориентироваться. Давайте их запишем. Дети записывают числа 45, 94, 79, 66, 58, 99.
А теперь нам треба их откорректировать: каждое число увеличить на 1.
Ученики записывают полученные числа. Проверка фронтальная.
Устный счет
Перед тем, как отправиться на берег океана, выполним математическую разминку.
Назвать числа от 57 до 65; от 38 до 45;
Назвать соседей чисел 11, 64, 99.
Найти лишнее число
10 20 30 33 50
31 33 35 47 39
45 57 94 1 75
Игра «Истинное-ложное». Учитель называет несколько утверждений. Если утверждение истинное – ученики хлопают в ладоши, если ложное – молчат.
20 меньше чем 10
4 плюс 2 равно 7
У треугольника 3 угла
У стола 4 ножки, значит, любой предмет, у которого 4 ножки – стол
90 больше 70
Число 8 получается сложением 1и 7
За осенью приходит зима
Прямая не имеет начала и конца
Отец младше чем сын.
Физминутка
V. Закрепление полученных знаний
Решение примеров
Первый, кто встречает нас в подводном царстве, – морская черепаха. Она прекрасно плавает и ориентируется под водой. Черепаха согласилась подсказать нам, где прячется Немо, если мы решим задания, которые прячут в себе морские раковины.
(На доске изображения раковин. Под каждой – числовое выражение, которое ученики решают на доске и в тетради).
10 + 40 = 17 – 1 = 60 + 20 =
13 + 1 = 18 – 10 = 99 + 1 =
Черепаха благодарит нас и показывает дорогу дальше.
Перевод единиц измерения длины. Работа с индивидуальными карточками.
А теперь нас встречает морской конек. Он – необычная рыба. Морские коньки ведут малоподвижный образ жизни. Гибкими хвостиками они держатся за растения, а еще умеют изменять свой окрас, маскируясь от врагов. В древних легендах морской бог Нептун ездил на колеснице, запряженной морскими коньками.
А вот и задания от конька. У каждого ученика есть карточка. Необходимо перевести единицы измерения длины.
1 дм = см 5 дм 6 см = см
20 дм = м 36 см = дм см
4 дм = см 45 дм = м дм
Ученики меняются карточками и проверяют работы друг друга. Правильные ответы записаны на доске.
Ми решили эти задания и отправляемся дальше.
Решение задачи. Работа с учебником
Ми опускаемся все ближе и ближе к морскому дну. И встречает нас Мудрый Осьминог. Он хочет познакомить нас с разными водоплавающими животными и рыбами, поэтому предлагает нам рещить задачу.
Прочитайте внимательно условие задачи. Про каких животных в ней говорится?
Что известно про длину крокодила?
Известна ли длина акулы? Что о ней сказано?
Что известно про длину кита?
(Учитель вывешивает на доску изображения животных и записывает краткую запись условия задачи)
Сколько действий в задаче?
О чем узнаем в 1-м действии? О чем во втором?
(Ученики решают задачу, записывают ответ)
Мудрый Осьминог благодарит нас и сообщает, что Немо совсем недавно проплывал тут. Возможно, вскоре и мы его встретим.
VІ. Развитие математических знаний
И вот мы на самом дне… Посмотрите, нас встречает морской рак Себастьян. Он говорит, что нужно заглянуть под кустики кораллов, возможно, под одним из них и прячется Немо.
(На доске учитель вывешивает изображения кораллов; под каждым из них задание. Ученики устно выполняют его. Под последним кораллом находят Немо).
1 задание. Узнайте число по его приметам: «Это число двузначное, четное, наибольшее число пятого десятка».
«Это число двузначное, нечетное, наибольшее число 10-го десятка»
«Это число четное, круглое, наименьшее двузначное»
2 задание. Посмотрите на геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру. Каких фигур больше?
3 задание. Продолжите предложение: 25 – это… (два десятка и 5 единиц)
79 – это…
65 – это…
4 задание. Назовите числа 4-го десятка; 7-го десятка.
V. Итог урока
Посмотрите, вот мы и нашли маленького шалунишку Немо, который заблудился в коралловых зарослях! Давайте вспомним, что ми делали, чтобы его отыскать?
Что вам понравилось делать?
Немо и его отец Марлин благодарят вас за помощь и дарят вам подводные сокровища. (В сверкающем сундучке конфеты и раскраски с изображением рыбки Немо)
Благодарю всех за активность и старательность!