«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок-обобщения: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Цели урока:

Образовательные.

  • Систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей», «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;
  • повторение, закрепление и обобщение изученного материала;
  • контроль за усвоением знаний и соответствующих учебных умений.

Развивающие.

  • Развитие математического кругозора учащихся;
  • развитие умственной деятельности, памяти, внимания, мышления и речи;
  • повышение интереса к предмету.

Воспитательные.

  • Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах;
  • формировать культуру речи, активность умение общаться;
  • чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок - обобщения и систематизации знаний и навыков.

Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: карточки «Лабиринт», карточки с задачами, карточки для работы в группах (с заданием), кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный).

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки



















Урок-обобщение: «Путешествие в Страну Дробей»

в 5 классе

по теме

« Сложение и вычитание смешанных чисел»

Учитель: Данилова Н.Г.

МОБУ «СОШ №34»

г.Оренбург





2017-2018г.









































2013 г.

















Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Класс: 5

Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.

Цели урока:

Образовательные.

  • Систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей», «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;

  • повторение, закрепление и обобщение изученного материала;

  • контроль за усвоением знаний и соответствующих учебных умений.

Развивающие.

  • Развитие математического кругозора учащихся;

  • развитие умственной деятельности, памяти, внимания, мышления и речи;

  • повышение интереса к предмету.

Воспитательные.

  • Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах;

  • формировать культуру речи, активность умение общаться;

  • чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и навыков.

Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки «Лабиринт», карточки с задачами, карточки для работы в группах (с заданием), кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный).




Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение и обобщение изученного материала:

- устная работа

- графический диктант

  1. Основная часть. Путешествие: выполнение заданий

- Древний свиток

- Лабиринт

- Решение задач

  1. Физкультминутка

  2. Работа по карточкам

  3. Подведение итогов

  4. Рефлексия

  5. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам на этом уроке совершить путешествие в Страну дробей.

А как будет называться наша Страна, нам поможет в этом ребус, который вы должны будете разгадать.

Молодцы, наша Страна называется «Смешанные числа».

Ребята, а какие действия вы уже умеете выполнять с нашими числами?

Итак, наше путешествие будет проходить по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

А эпиграфом нашего путешествия будут слова Б. Паскаля


«Предмет математики настолько серьезен,

что не нужно упускать случая делать

его немного занимательным и интересным»


Вы не против?! Как настроение? Тогда вперед!

  1. Повторение и обобщение изученного материала.

Однако прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж.

Что для нас будет багажом? (Необходимые знания.)

И во время этого путешествия мы должны повторить необходимые правила и закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа.

Итак, мы отправляемся в Страну Смешанных чисел. (Дети задают друг другу вопросы и сами на них отвечают).

-Как называется число, стоящее над дробной чертой?

-Как называется число, стоящее под дробной чертой?

-Что показывает знаменатель дроби, числитель?

А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

-Какие бывают дроби? (правильные, неправильные)

-Что означает черта в дроби?

-Что такое смешанные числа?

-Как найти целую и дробную части неправильной дроби?

-Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?

-Как складывают и вычитают смешанные числа?

Итак, багаж собран, теперь нужно составить маршрут путешествия.

-Открываем тетрадь и записываем число, классная работа, тема.

Маршрут нам поможет составить графический диктант, который мы выполним.

-Выполняем графическую работу.

-Верно ли утверждение? «Да» Λ, «Нет» __

1). 5).


2).  6).

3). 7).


4). 8).


Чтобы не сбиться с пути, проверим наш маршрут. (Поменялись тетрадями проверили маршрут соседа, неверное подчеркнуть карандашом).

Λ_ΛΛ_Λ_Λ

Учащиеся при помощи цветных кружков показывают свое решение. Зеленую карточку поднимают те учащиеся, которые верно определили весь маршрут нашего путешествия без ошибок, желтую – определили неточный маршрут и допустили 1-3 ошибки, красную - это ребята, которые могли сбиться с пути и допустили 4 и более ошибок.

Полученный рисунок – это маршрут нашего путешествия. Вершины на рисунке – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить.

  1. Основная часть. Путешествие: выполнение заданий

Перед нами не самый легкий маршрут. Надо покорить все вершины, а сколько их у нас? (5)

Но с одной из них мы уже справились, выполнили графический диктант, определив маршрут нашего путешествия. И нам осталось еще 4 вершины.

Продолжая путешествие двигаемся к следующей вершине «Древний свиток» В старом заброшенном замке нашей Страны мы обнаружили обгоревший Древний свиток. Изучая его, мы не сразу разобрались, как нужно его расшифровать. А как вы думаете, что нам необходимо сделать в этом задании? (Поставить «+» или «-»). Затруднение вызвано тем, что одно из равенств неверно. Давайте поможем расшифровать этот свиток:

Учащиеся записывают в тетрадь и расставляют знаки. Далее выходят к слайду, расставляют учащиеся по очереди знаки и комментируют, используя правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Отлично, двигаемся к следующей вершине «Решение задач». Но сначала нам нужно пройти через лабиринт нашей Страны и определить условие задач, которые мы должны будем решить.

«Лабиринт»

I ряд - найдите правильные дроби
II ряд - найдите смешанные числа
III ряд - найдите неправильные дроби (Работа по рядам в парах)


Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Задача 6

































Учащиеся на карточках в парах по рядам отмечают путь лабиринта и выбирают задачу, которую надо будет решить. Затем выходит с каждого ряда ученик и показывает путь на слайде.

Отлично справились и мы смело переходим к решению задач. (К доске тоже выходят три ученика, а остальные оформляют и решают в тетрадях)

Задача1

Вовка знает, что путь до тридевятого царства составляет  часа, а он еще будет идти  часа. Сколько времени он затратит на весь свой путь?


Задача 2

Длина косы Златовласки   м и она длиннее косы своей бабушки на   м. Какова длина косы бабушки златовласки?


Задача 3

Пятачок принес для Винни два бочонка с медом. Масса одного бочонка кг, а масса второго  кг. Сколько меда было в двух бочонках?

(Проверка: каждый ученик объясняет решение, а остальные проверяют).


Вы, наверное, устали?

Настало время отдыхать.

Предлагаю Вам усталость

Физминуткою снять


  1. Физминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладоши
И потопаем немножко.
Хорошо прогнулись,
И друг другу улыбнулись
Все вздохнули дружно
Нам продолжить нужно
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.


  1. Работа по карточкам

Отлично, двигаемся дальше и выше, осталось совсем немного. И следующая вершина у нас состоит из работы в группах.

Учащихся разбивают на группы и раздают по три карточки. В каждой карточке решая примеры, каждым ответам соответствуют буквы, в итоге получается и составляется слово. Соединив все слова вместе, мы должны получить пословицу, которая и раскрывает смысл нашего урока.

Карточки для групповой работы

Карточка 1

11

н

м

з

и

а

о

я

1) 2) 3)

4) 5) 6)

Знания

__________________________________________________________________

Карточка 2

20

11

т

я

с

и

б

с

р

а

о

ю

1) 2) 3) 4)

5) 6) 7) 8)

9) 10)

собираются

_________________ ________________________________________________

Карточка 3

11

я

е

л

п

р

а

о

к

1) 2) 3)

4) 5) 6) 7)

по капле

«Знания собираются по капле»

  1. Подведение итогов

Можно дать задание – раскрыть смысл этой пословицы, учащиеся высказывают свое мнение.

А какие пословицы, близкие по смыслу вы еще знаете?


  1. Рефлексия

Наше путешествие по Стране подходит постепенно к завершению.

-Что вам понравилось больше всего?

-Что показалось трудным?

-Кому нужно еще потренироваться?

(Можно поставить на полях в тетрадях ! знак, если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а ? знак, если были где-то затруднения, вопросы, сомнения.)


Урок сегодня завершен

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К успеху в жизни приведут!


  1. Домашнее задание

И мы с вами подошли к последней вершине «Домашнее задание» нашего путешествия в Страну «Смешанных чисел». Оно будет творческим, то есть вы должны будете пройти через эту вершину самостоятельно дома.

  • 1) составить задачу с использованием правильных и неправильных дробей с одинаковыми знаменателями

  • 2) составить сказку о дробях или придумать ребус

  • 3) составить рассказ «Для чего мне нужны смешанные числа?»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее