Урок-обобщение: «Путешествие в Страну Дробей» в 5 классе по теме « Сложение и вычитание смешанных чисел» Учитель: Данилова Н.Г. МОБУ «СОШ №34» г.Оренбург 2017-2018г. 2013 г.
Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Класс: 5
Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Цели урока:
Образовательные.
Систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей», «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;
повторение, закрепление и обобщение изученного материала;
контроль за усвоением знаний и соответствующих учебных умений.
Развивающие.
Развитие математического кругозора учащихся;
развитие умственной деятельности, памяти, внимания, мышления и речи;
повышение интереса к предмету.
Воспитательные.
Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах;
формировать культуру речи, активность умение общаться;
чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Форма урока: урок-путешествие.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и навыков.
Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки «Лабиринт», карточки с задачами, карточки для работы в группах (с заданием), кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный).
Структура урока
Организационный момент
Повторение и обобщение изученного материала:
- устная работа
- графический диктант
Основная часть. Путешествие: выполнение заданий
- Древний свиток
- Лабиринт
- Решение задач
Физкультминутка
Работа по карточкам
Подведение итогов
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам на этом уроке совершить путешествие в Страну дробей.
А как будет называться наша Страна, нам поможет в этом ребус, который вы должны будете разгадать.
Молодцы, наша Страна называется «Смешанные числа».
Ребята, а какие действия вы уже умеете выполнять с нашими числами?
Итак, наше путешествие будет проходить по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
А эпиграфом нашего путешествия будут слова Б. Паскаля
«Предмет математики настолько серьезен,
что не нужно упускать случая делать
его немного занимательным и интересным»
Вы не против?! Как настроение? Тогда вперед!
Повторение и обобщение изученного материала.
Однако прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж.
Что для нас будет багажом? (Необходимые знания.)
И во время этого путешествия мы должны повторить необходимые правила и закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа.
Итак, мы отправляемся в Страну Смешанных чисел. (Дети задают друг другу вопросы и сами на них отвечают).
-Как называется число, стоящее над дробной чертой?
-Как называется число, стоящее под дробной чертой?
-Что показывает знаменатель дроби, числитель?
А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
-Какие бывают дроби? (правильные, неправильные)
-Что означает черта в дроби?
-Что такое смешанные числа?
-Как найти целую и дробную части неправильной дроби?
-Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?
-Как складывают и вычитают смешанные числа?
Итак, багаж собран, теперь нужно составить маршрут путешествия.
-Открываем тетрадь и записываем число, классная работа, тема.
Маршрут нам поможет составить графический диктант, который мы выполним.
-Выполняем графическую работу.
-Верно ли утверждение? «Да» Λ, «Нет» __
1). 5).
2). 6).
3). 7).
4). 8).
Чтобы не сбиться с пути, проверим наш маршрут. (Поменялись тетрадями проверили маршрут соседа, неверное подчеркнуть карандашом).
Λ_ΛΛ_Λ_Λ
Учащиеся при помощи цветных кружков показывают свое решение. Зеленую карточку поднимают те учащиеся, которые верно определили весь маршрут нашего путешествия без ошибок, желтую – определили неточный маршрут и допустили 1-3 ошибки, красную - это ребята, которые могли сбиться с пути и допустили 4 и более ошибок.
Полученный рисунок – это маршрут нашего путешествия. Вершины на рисунке – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить.
Основная часть. Путешествие: выполнение заданий
Перед нами не самый легкий маршрут. Надо покорить все вершины, а сколько их у нас? (5)
Но с одной из них мы уже справились, выполнили графический диктант, определив маршрут нашего путешествия. И нам осталось еще 4 вершины.
Продолжая путешествие двигаемся к следующей вершине «Древний свиток» В старом заброшенном замке нашей Страны мы обнаружили обгоревший Древний свиток. Изучая его, мы не сразу разобрались, как нужно его расшифровать. А как вы думаете, что нам необходимо сделать в этом задании? (Поставить «+» или «-»). Затруднение вызвано тем, что одно из равенств неверно. Давайте поможем расшифровать этот свиток:
Учащиеся записывают в тетрадь и расставляют знаки. Далее выходят к слайду, расставляют учащиеся по очереди знаки и комментируют, используя правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Отлично, двигаемся к следующей вершине «Решение задач». Но сначала нам нужно пройти через лабиринт нашей Страны и определить условие задач, которые мы должны будем решить.
«Лабиринт»
I ряд - найдите правильные дроби
II ряд - найдите смешанные числа
III ряд - найдите неправильные дроби (Работа по рядам в парах)
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 | Задача 5 | Задача 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся на карточках в парах по рядам отмечают путь лабиринта и выбирают задачу, которую надо будет решить. Затем выходит с каждого ряда ученик и показывает путь на слайде.
Отлично справились и мы смело переходим к решению задач. (К доске тоже выходят три ученика, а остальные оформляют и решают в тетрадях)
Задача1
Вовка знает, что путь до тридевятого царства составляет часа, а он еще будет идти часа. Сколько времени он затратит на весь свой путь?
Задача 2
Длина косы Златовласки м и она длиннее косы своей бабушки на м. Какова длина косы бабушки златовласки?
Задача 3
Пятачок принес для Винни два бочонка с медом. Масса одного бочонка кг, а масса второго кг. Сколько меда было в двух бочонках?
(Проверка: каждый ученик объясняет решение, а остальные проверяют).
Вы, наверное, устали?
Настало время отдыхать.
Предлагаю Вам усталость
Физминуткою снять
Физминутка
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладоши
И потопаем немножко.
Хорошо прогнулись,
И друг другу улыбнулись
Все вздохнули дружно
Нам продолжить нужно
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Работа по карточкам
Отлично, двигаемся дальше и выше, осталось совсем немного. И следующая вершина у нас состоит из работы в группах.
Учащихся разбивают на группы и раздают по три карточки. В каждой карточке решая примеры, каждым ответам соответствуют буквы, в итоге получается и составляется слово. Соединив все слова вместе, мы должны получить пословицу, которая и раскрывает смысл нашего урока.
Карточки для групповой работы
Карточка 1
11 | ||||||
н | м | з | и | а | о | я |
1) 2) 3)
4) 5) 6)
Знания
__________________________________________________________________
Карточка 2
20 | 11 | ||||||||
т | я | с | и | б | с | р | а | о | ю |
1) 2) 3) 4)
5) 6) 7) 8)
9) 10)
собираются
_________________ ________________________________________________
Карточка 3
11 | |||||||
я | е | л | п | р | а | о | к |
1) 2) 3)
4) 5) 6) 7)
по капле
«Знания собираются по капле»
Подведение итогов
Можно дать задание – раскрыть смысл этой пословицы, учащиеся высказывают свое мнение.
А какие пословицы, близкие по смыслу вы еще знаете?
Рефлексия
Наше путешествие по Стране подходит постепенно к завершению.
-Что вам понравилось больше всего?
-Что показалось трудным?
-Кому нужно еще потренироваться?
(Можно поставить на полях в тетрадях ! знак, если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а ? знак, если были где-то затруднения, вопросы, сомнения.)
Урок сегодня завершен
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!
Домашнее задание
И мы с вами подошли к последней вершине «Домашнее задание» нашего путешествия в Страну «Смешанных чисел». Оно будет творческим, то есть вы должны будете пройти через эту вершину самостоятельно дома.
1) составить задачу с использованием правильных и неправильных дробей с одинаковыми знаменателями
2) составить сказку о дробях или придумать ребус
3) составить рассказ «Для чего мне нужны смешанные числа?»