«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Построение треугольника по трем элементам

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и прилежащим к ней углам, по трем сторонам. Наглядная презентация.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Цель урока:  рассмотреть задачи на построение треугольника по трем  элементам;

Цель урока:

  • рассмотреть задачи на построение треугольника по трем

элементам;

  • совершенствовать навыки решения задач на построение.
Ответьте на вопросы  1. Укажите отрезок, который является перпендикуляром, проведенным из точки А к прямой BD .  2. Объясните, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой. 3.Укажите наклонные, проведенные из точки А к прямой BD.  4. Что называется расстоянием от точки до прямой?  5. Что называется расстоянием между двумя параллельными прямыми?

Ответьте на вопросы

1. Укажите отрезок, который является перпендикуляром, проведенным из точки А к прямой BD .

2. Объясните, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой.

3.Укажите наклонные, проведенные из точки А к прямой BD.

4. Что называется расстоянием от точки до прямой?

5. Что называется расстоянием между двумя параллельными прямыми?

Давай- те вспомним  Задача 1  : на данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.   Решение.  Изобразим фигуры, данные в условии задачи: луч ОС и отрезок АВ.   Затем циркулем построим окружность радиуса АВ с центром О . Эта окружность пересечет луч ОС в некоторой точке D . С   Отрезок OD – искомый .      С А В О D О

Давай- те вспомним

Задача 1 : на данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.

Решение.

Изобразим фигуры, данные в условии задачи: луч ОС и отрезок АВ.

Затем циркулем построим окружность радиуса АВ с центром О . Эта окружность пересечет луч ОС в некоторой точке D . С

Отрезок OD – искомый .

С

А

В

О

D

О

Задача 2: отложить от данного луча угол, равный данному.  Решение.  Изобразим фигуры, данные в условии: угол с вершиной А и луч ОМ.    Проведем окружность произвольного радиуса с центром в вершине А данного угла. Эта окружность пересекает стороны угла в точках В и С.     О М А В С А

Задача 2: отложить от данного луча угол, равный данному.

Решение.

Изобразим фигуры, данные в условии: угол с вершиной А и луч ОМ.

Проведем окружность произвольного радиуса с центром в вершине А данного угла. Эта окружность пересекает стороны угла в точках В и С.

О

М

А

В

С

А

Затем проведем окружность того же радиуса с центром в начале данного луча ОМ. Она пересекает луч в точке D. После этого построим окружность с центром D , радиус, которой равен ВС.  Окружности пересекаются в  двух точках. Одну обозначим  буквой Е. Получим угол МОЕ E D О М

Затем проведем окружность того же радиуса с центром в начале данного луча ОМ. Она пересекает луч в точке D. После этого построим окружность с центром D , радиус, которой равен ВС. Окружности пересекаются в

двух точках. Одну обозначим

буквой Е. Получим угол МОЕ

E

D

О

М

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.  hk Отрезки Р 1 Q 1  и Р 2 Q 2 , Построение. Дано: Построим луч а . Отложим отрезок АВ, равный P 1 Q 1 . Построим угол, равный данному. Отложим отрезок АС, равный P 2 Q 2 . Построить . Δ АВС искомый.   P 1 Q 1 Q 2 P 2 С h а k А D В Док-во: По построению AB=P 1 Q 1 , AC=P 2 Q 2 ,  A=  hk.

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

hk

Отрезки Р 1 Q 1 и Р 2 Q 2 ,

Построение.

Дано:

  • Построим луч а .
  • Отложим отрезок АВ, равный P 1 Q 1 .
  • Построим угол, равный данному.
  • Отложим отрезок АС, равный P 2 Q 2 .

Построить .

Δ АВС искомый.

P 1

Q 1

Q 2

P 2

С

h

а

k

А

D

В

Док-во: По построению AB=P 1 Q 1 , AC=P 2 Q 2 , A= hk.

При любых данных отрезках AB=P 1 Q 1 , AC=P 2 Q 2  и данном неразвернутом hk искомый треугольник построить можно. Так как прямую а и точку А на ней можно выбрать произвольно, то существует бесконечно много треугольников, удовлетворяющих условиям задачи. Все эти треугольники равны друг другу (по первому признаку равенства треугольников), поэтому принято говорить, что данная задача имеет единственное решение.

При любых данных отрезках AB=P 1 Q 1 , AC=P 2 Q 2 и данном неразвернутом hk искомый треугольник построить можно.

Так как прямую а и точку А на ней можно выбрать произвольно, то существует бесконечно много треугольников, удовлетворяющих условиям задачи. Все эти треугольники равны друг другу (по первому признаку равенства треугольников), поэтому принято говорить, что данная задача имеет единственное решение.

Рассмотрим схему, по которой обычно решают задачи на построение с помощью циркуля и линейки.  Она состоит из частей: 1.  Отыскание способа решения задачи путём установления связей между искомыми элементами и данными задачи. Анализ дает возможность составить план решения задачи на построение. 2. Выполнение построения по намеченному плану. 3. Доказательство того, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи. 4. Исследование задачи, т.е. выяснение вопроса о том, при любых ли данных задача имеет решение, и если имеет, то сколько решений.

Рассмотрим схему, по которой обычно решают задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Она состоит из частей:

1. Отыскание способа решения задачи путём установления связей между искомыми элементами и данными задачи. Анализ дает возможность составить план решения задачи на построение.

2. Выполнение построения по намеченному плану.

3. Доказательство того, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.

4. Исследование задачи, т.е. выяснение вопроса о том, при любых ли данных задача имеет решение, и если имеет, то сколько решений.

Желаю  успехов в изучении геометрии!!! 7

Желаю

успехов в изучении геометрии!!!

7

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее