Урок 2.
Тема: Понятие об изложении.
Цель: объяснить, что значит излагать текст, учить составлять ответы на вопросы.
1.Сегодня мы будем учиться писать изложение.
Излагать - это значит пересказывать услышанное или прочитанное. Я прочитаю, а вы запомните и расскажете письменно, что услышали.
2.Читается текст (на доске текста нет).
Три котёнка.
Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. ( 29 слов)
3.Беседа о признаках текста.
Можно ли назвать текстом? – Да, предложения связаны по смыслу, про одно и тоже.
Определите тему (о ком или о чём?) – Котята и мышка.
Назовите главную мысль (что говорится о котятах и мышке).-Бежали за мышкой и стали белые.
4.Беседа по содержанию.
Кого увидели котята?
Что они сделали?
А что мышка сделала?
Что случилось с котятами? Почему?
5.Обучение составлению ответов на вопросы.
( Вопросы заранее написаны на доске и не закрыты. Пусть дети на перемене их читают).
Кого увидели три серых котёнка? Мышку
За кем они бросились? За ней
Куда прыгнула мышка? В банку с мукой
Что сделали котята? Котята - за ней
Что сделала мышка? Убежала
Какие вылезли котята из банки? Белые
6.Хором читаем вопрос.
Хором читаем ответ: в обратном порядке читаем слова вопроса и вместо слова КОГО? Подставляем слово МЫШКУ.
Дети должны понять, что ответ строится из слов вопроса. Затем дети самостоятельно записывают предложение. Здесь допускается вариативность.
Некоторые спрашивают: «А можно, я так напишу?»- Можно.
Итак, на первом уроке работа идёт над каждым предложением коллективно и отдельно, т.е. читаем, отвечаем, пишем, опять читаем, пишем.
7.После записи текста обязательно
прочитать 5-6 работ вслух в классе.
8.Учителю надо учесть:
Котята-они; мышка-она; что сделала- убежала (предупредить ошибку: Мышка сделала убежала.).