«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Подготовка к ОГЭ. СПП с придаточным определительным

Уроки направлены на подготовку учащихся 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку(ГИА)

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок 1 «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Цели урока: Подготовить к сдаче экзамена по тестовым заданиям.


1.Образовательные:

- Повторить и систематизировать знания по теме «Орфограммы -гласные в корне слова (А5)

- Закрепить навыки решения тестов (А5)

- Проверить знания и умения по данной теме.(А5)

- Проверить усвоение знаний и их применение к тестовым заданиям В1, В2, В9.


2.Развивающие:

- Развивать умение мыслить и обобщать полученные знания (факты).

- Развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

- Формировать умение пользоваться справочными пособиями.

- Развивать навыки самоконтроля.


3.Воспитывающие:

-воспитывать любовь к родному языку;

-формировать ценности добра, красоты; бережное отношение к природе.



Тип урока

Повторение и обобщение.

Форма урока

Практическая работа.

Оборудование

Для учащихся: тетрадь, классная доска, интерактивная доска.

Для учителя: ноутбук, интерактивная доска.



Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Мотивация к деятельности.

Мы повторим и обобщим знания и умения, которые необходимы для выполнения тестовых заданий в части А и Б. А ваши знания – это гарантия успешной сдачи ОГЭ.


3. Повторение

а) На доске предложения:


Последние лучи солнца касаются поверхности воды. По берегу расстилается туман, а роса на траве блестит серебром. К озеру мы подходим поздними сумерками, когда все вокруг замерло. Стоило взглянуть на эту картину: в ней открывалась тайна.


Задание: (1уч.- интердоска) расставить знаки препинания в предложениях, составить схему каждого предложения.


б) Класс работает с учителем.

Синтаксическая разминка (по цепочке; задания по части В -1,2 ОГЭ)


  • Что такое синтаксис?

  • Какие связи словосочетаний знаете?

  • Перестроить словосочетания со связью «согласование» в словосочетания со связью «управление»:


бабушкино сердце -

военный фильм -

людское горе-

осеннее дыхание-

материнское чувство-


- Продолжите предложение: Лексика – это …

– Замените стилистически нейтральными синонимами разговорное слово :


пацан -

позволила -

сперва -

коченело -

сиганет -

подлиза -

( самооценка учащихся)


В) Проверка классом задания, выполненного на доске (оценка класса)


Вопросы классу:


- В чем различие в построении предложений 1 и 2,3,4? ( 1 - простое. 2,3,4 - сложные)

- Какое предложение по другим признакам можно назвать лишним? Почему?

- Можно ли назвать это текстом? Докажите свою точку зрения.

- Как бы вы озаглавили его? Какая картина предстает перед вами? (Картина наступления вечера и перехода к ночи)


Итог. Так образно и ярко представил нам эту картину М.М. Пришвин (1873 — 1954, Орловская губерня ), которого К. Паустовский назвал певцом русской природы. М.М. Пришвин любил побродить по лесам, полям. Полюбоваться красотой нашей земли и донести до нас осознание не только этой красоты, но и необходимости бережного отношения ко всему живому на земле) ( Слайд. Фотография М.М. Пришвина)

– А вот как изобразил наступление ночи молодой художник из Киева (Украина) С.С.Луценко (1988 год рождения) на картине «Тихий вечер»(2012 г.). И можно сказать, что человек раскрывается через отношение к природе. И это не зависит ни от возраста. ни от страны, в которой он живет.













4. Введение в тему. (А5)


- На уроке мы будем отрабатывать одно из заданий части А. Номер этого задания вы узнаете, выполнив следующее


Задание: Из предложений 1,2,3 выписать сказуемые (В3) (Самостоятельная работа. Самопроверка с доски)


Касаются, расстилается, блестит, подходим, замерло.


- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударная гласная, в корнях с чередованием)

5. Определение темы, задачи урока.


- Какое задание отрабатываем на уроке? (Это тема урока)

- Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить верно задание А5 ОГЭ? (Знать корни с чередованием, уметь находить слова на эту орфограмму)


6.Обобщение. Систематизация.


а)Работа по таблице (Интердоска)


- От чего зависит написание чередующихся гласных в корнях? (От ударения, суффикса-а, от лексического значения слова )


б) Задание (1уч. На доске): вставить пропущенные буквы устно , записать цифры, где вставить нужно букву «О»


1.Оз.рение

2.Прик.сновение

3Скл.нение

4.Пог.релец

5.Пл.вчиха

6.Тв.рение

7Спл.влять (1,7)

- Какое слово лишнее? Почему? («Накосить»- корень с проверяемой гласной).


в) Задание классу: распределить в 3 столбика слова :* с проверяемой безударной гласной,*с непроверяемой безударной гласной, *с чередующейся гласной.


Потекли, бросали, примерял платье, конвертик, калитка, матрац, сгоревший, блестящий, выбиравший.


  • Что общего между словами 1 столбика 2, 3 ? (1- глаголы, 2 - имена существительные, 3 - имена прилагательные)

  • Найдите третье лишнее для каждого столбика? (1 - глагол единственного числа, 2 - сущ.1скл. 3 - действит. причастие настоящего времени)

Самопроверка. Оценка.


6. Самостоятельная работа. (Тест - контроль. Используется интердоска)

а)




б) Взаимопроверка. Оценки.



7. Подведение итогов урока. Рефлексия.


- Какие задания мы повторили на уроке к тестам ОГЭ? Что нужно сделать тому, кто много ошибался сегодня? (Выучить корни с чередованием)

- У вас на партах лежат цветы из разноцветной бумаги. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, и мы для всех составим букет. Я надеюсь, что он получится теплым и радостным.






































Урок 2 «Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным» 9 класс.

Цели урока: Формировать умения находить придаточные в составе СПП, определять его вид, ставить знаки препинания.


Образовательные:

- Уметь находить придаточное определительное.

- Различать способы связи придаточного с главным.

- Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточным определительным.

- Умение составлять предложения СПП с придаточными определительными.


Развивающие:

- Развивать умение логически мыслить.

- Развивать умение работать с теоретическим материалом учебника.

- Развивать умение работать как самостоятельно, так и в парах,

коллективно.

- Развивать навыки самоконтроля.


Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к предмету.

- Воспитывать бережное отношение к природе через приобщение к поэтическому творчеству, искусству, музыке.


Тип урока:

комбинированный

Форма урока:

практическая деятельность

Оборудование:

для детей: тетрадь, учебник; для учителя: учебник, ноутбук (презентация)


Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Мотивация к деятельности.


О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

- Кому принадлежат эти замечательные сроки? (А.С. Пушкин)


А.С. Пушкин – замечательный наш поэт, писатель, преобразователь русского языка. У него можно учиться правильности речи. Но чтобы красиво оформлять свою речь, необходимо не только грамотно писать, но и уметь правильно строить различные синтаксические конструкции.


3. Задания на повторение.


А) Синтаксический разбор предложения ( 1 уч.,на интердоске)

Ум – одежда, не изнашиваемая в течение жизни.


( Проверка класса. Оценка. Дополнительные вопросы).


Б) Морфологический разбор причастия из предложенного предложения ( 1 уч. На доске ).


Не изнашиваемая

(Проверка класса. Оценка. Дополнительные вопросы)


В) Исследовательская работа ( 1 уч. На доске находит предложение, соответствующее предложенной схеме).


. Время и случай разум дают.

. Всяк своим умом живет.

.Глухому сыну и родной отец ума не пришьет.

.Глупые люди друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят и помогают.

.Заставь дурака Богу молиться, и он лоб расшибет.


(Проверка класса. Оценка)


Г) Словарная работа (1 уч. на доске). Вставить пропущенные буквы:



по шуршащему к . вру

мелкий дож .

наве .ны к.ртинами

выражая чу.ства

в своей музык.

пр.никаемся любовью

насл.ждение пр.красным

ч.дный пейзаж

пышное ув.дание


.



.Д) Инвентаризация знаний в форме игры «Шифровщики» («верно» - 1, «неверно» - 0). Работа с классом.


1б. – Что, если, когда – подчинительные союзы.

0б. - Придаточные определительные не отвечают на вопросы: чей, когда.

1б. – Предложение – это синтаксическая единица.

1б. – Сложноподчиненные предложения состоят из главного и придаточного.

0б. – «Однако» - подчинительный союз.

0б. – Союзное слово не является членом предложения.

0б. – Двусоставные предложения могут быть определенно – личными.


(Самопроверка. Самооценка. Дополнительные обобщающие вопросы: -Найдите в предложении существительное 3 склонения. Объясните написание его окончания. – Как понимаете пословицы? – Назовите средство выразительности: пышное увяданье ( оксюморон)



Итог.

  • Какая должна быть тема текста ,чтобы можно было использовать в нем словосочетания из словарной работы? (Текст о природе осенью .Слайд -фото «Лес осенью»)

  • Посмотрите на красоту леса. Мы должны сохранить эту красоту. «Я люблю эти дни.. Когда так все понятно в природе, Так тихо и ясно кругом» - пишет Ю. Левитанский. Вспомните строки А.С.Пушкина об этом времени года: «Унылая пора......»

  • ( Эти словосочетания мы будем использовать в творческой работе урока).


4. Переход к теме.

Записать предложение. Ответить на вопрос:

- В чем отличие этого предложения от предложения, которое разобрано на доске? (Простое – сложное).


Ум – одежда, которая не изнашивается в течение жизни.

Ум – одежда, не изнашиваемая в течение жизни.


- Какое местоимение появилось в качестве союзного слова? Каким членом предложения является причастный оборот? А как будет называться придаточное, которое заменило причастный оборот?(Определение - придаточное определительное)


7. Целеполагание.

Определите тему урока и его задачи ( СПП с придаточным определительным. Находить предложения с придаточными

определительным, составлять схему , расставлять знаки препинания)



8. Систематизация знаний.

А) Заполнение таблицы. Работа с учебником. ( Работа в парах. Самопроверка. Оценка )


Вопрос ………..


Средства связи ………


Место в предложении ……….


Схема …………



8. Практическая работа.


А) В упражнении № 32 найти номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, составить схемы этих предложений.

(Работа по вариантам. 1абзац – 1 вариант. 2 абзац – 2 вариант )

Взаимопроверка с доски. Оценка.)


Б) Найдите и исправьте ошибку в предложениях (устно):


В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль леса.

Сняв шапку, гость протянул руку, которая была сильно поношена и зарызгана грязью.


  • В чем ошибка автора? (Постпозиция придаточного к контактному слову)


в) Творческая работа.


- Перед вами картина Шишкина «Осень» и четверостишие А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя печальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса...» (Слайд).

  • Какое средство выразительности использует автор ? (Оксюморон).

  • Осенью восхищаются не только писатели и художники, композиторы также посвящают свои произведения этой золотой поре.

  • На интерактивной доске текст, который рассказывает о П.И.Чайковском, увидевшем в каждом времени года свою музыку.

    Задание:

  • Вставить в предложения вместо точек придаточные определительные, используя словосочетания, с которыми мы работали в начале урока. Вашу работу будет сопровождать музыка Чайковского «Времена года. Октябрь»

    В каждом времени го да великий русский композитор П.И.Чай

ковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни,когда (можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев). Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда (подолгу моросит частый мелкий дождь). Настроения и чувства, что (навеяны картинами природы,) он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся огромной любовью к родной природе, которая ( дарит нам незабываемые

минуты высокого наслаждения прекрасным).


( Чтение вслух составленного текста -2-3 уч. Сопоставление с оригиналом. Самооценка).


7.Подведение итогов урока.


  • Что узнали о придаточных определительных? (Ответы по заполненной таблице)

8.Д/задание (задание на выбор)

Составить текст, используя в предложениях придаточные определительные или выписать из учебника 5 предложений с придаточными определительными, составить схемы.


  1. Рефлексия.

    - Что вам понравилось на уроке, а что нет?









Урок 3 «Буквы о — а в корне -кос - - кас» 6 класс


Цели урока: Формирование навыков грамотного письма, речевой активности.


Задачи:

Образовательные:

- познакомить с правилом правописания гласных о — а в корне -кос - -кас- ;

  • повторить понятие «текст»;

  • Закрепить навыки синтаксического разбора предложения и выделения грамматической основы в них;


Развивающие:

  • развивать логическое мышление;

  • развивать способность к взаимоконтролю и самоконтролю.


Воспитывающие:


- воспитывать любовь к предмету, интерес к слову, родному языку, родной природе.

- формировать через слово ценности добра, красоты, эстетического вкуса.


Тип урока:

комбинированный


Форма урока:


практическая


Оборудование:


для учащихся: учебник, тетрадь, интердоска;

для учителя: учебник, ноутбук ( презентация), интердоска.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к деятельности.




  1. Повторение. Синтаксическая пятиминутка ( Интердоска)

    Задание:

    - прочитать предложения, расставить знаки препинания (устно), в тетради составить схемы предложений9 выполняет класс)



1 Лес зат.хает. 2 Ветер осторожно переб.рает разноцветные листья, которые тихо л.жатся между деревьями. 3 Земля замерла от неожиданно яркого покрывала. 4 Вот лучи солнца к.снулись ее поверхности, и еще ослепительнее заиграли краски осени.

(Самопроверка с доски. Оценки.)


Дополнительные вопросы:

  • Что общего в этих предложениях? В чем их различие?

  • Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

  • Определите тему текста.(О чем?)

  • Вам нравится Осень? Что в этом времени года замечательного?


  • Я тоже люблю это время года. Поэты посвящают ей стихи. Какие помните вы? Мне нравится стихотворение С. Полякова:

    Ты помнишь факельное шествие

    Берез осенних на Руси.

    Они леса зажгли окрестные,

    Поди, попробуй погаси.

  • Оберегая природу, мы охраняем Родину.


  1. Задание по тексту:

    - Выписать «сказуемое» каждого предложения, выделить корень в них корень, объяснить написание гласной корня. (Самопроверка. Оценка. Объяснение правописания)

    - Корень какого слова вызвал затруднение в объяснении его правописания? (Коснулись)

  2. Целеполагание.

    - Разобраться в этом нам поможет тема сегодняшнего урока (Запись темы в тетрадях)

    - Что узнаем на уроке? ( -кос- -кас-)

  3. Объяснение нового.

    - Мы отправляемся на остров «Орфография».Правитель острова советует внимательно присмотреться к словам на карточке, которую он мне передал ( Слайд):

    Касаться — прикоснуться

    касательная — коснуться

    касающаяся — коснулась

  • Проанализируйте слова, разобрав их по алгоритму. От чего же зависит правописание этих корней? ( От суффикса)

  • Открываем учебники на стр.63. Читаем правило, сравниваем со своими ответами. Молодцы. Правитель города «Орфография» доволен вами и предлагает свои задания.

    7.Тренировочные упражнения.

    а) Упражнение № 137. По цепочке читаем слова с пропущенными буквами,объясняем правописание гласной в корне.( Устная оценка учителя)

    б) Загадки:

    Летом вырастают, а осенью погибают.

    Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает.

    Мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает.

    ( Выписывают слова с чередующейся гласной в корне при чтении учителя, отгадывают загадки. Взаимопроверка: вырастают, умирает, подбирает. Оценка.)

    в) Словарная работа.

  • В словаре найти значение слова: армячишко. Прочитать : Армяк — в старину у крестьян-кафтан из толстого сукна ( армячный). Кафтан — старинная долгополая верхняя одежда)

    Итог: Справились с заданием. Загадки — самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова. Это мудрость народа.

    8.Творческая работа.

    - Составить текст (рассказ) «Осень на огороде», используя опорные слова по теме нашего урока:

    собирать,растет, стелется, сложить, прикасаюсь, замирает, предлагаю.

  • Думать и развивать воображение помогает музыка П.И. Чайковского (Звучит произведение из Музыкального цикла «Времена года. Осень. Сентябрь»

    ( Проверка: 2 — 3 текста читают вслух. Тетради собираются для проверки)

    Наступила осень. Пора собирать урожай. На огороде еще растет морковь, свекла, капуста. По изгороди пышно стелется виноград.

    Беру корзину, чтобы собрать в нее крупные его гроздья. Осторожно прикасаюсь к лозе и замираю от восторга. Какой богатый урожай! Приходите, друзья, я вас угощу дарами Осени.


  1. Итог урока. Рефлексия.

    - С какой орфограммой познакомились на уроке? Какие цели ставили перед собой? Достигли мы их?

    - Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке.

    10. Д/задание.

    - Составить словарную диктовку ( 12 слов) : корни с чередованием.























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее