«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»

Урок поможет актуализировать знания учащихся о площадях планиметрических фигур; вывести формулы для нахождения площади параллелограмма, треугодьника, трапеции; отрабатывать умение решать текстовые задачи на применение этих формул; формировать навык решения задач на готовых чертежах.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: геометрия

Урок № 3

Тема урока: «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Усвоение формул вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний для решения задач

Формирование УУД:


Личностные действия: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать посильные трудности, взаимопомощи и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.

Регулятивные действия: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся, развивать память и мышление, познавательную активность и навыки математической речи.

 

Познавательные действия: актуализировать знания учащихся о площадях планиметрических фигур; вывести формулы для нахождения площади параллелограмма, треугодьника, трапеции; отрабатывать умение решать текстовые задачи на применение этих формул; формировать навык решения задач на готовых чертежах.


Коммуникативные действия: формирование коллективной работы, учить умению работать в тишине, помогать товарищам.











Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 Организационный момент

(1-2 минуты)





























 Актуализация знаний

(4-5 минут)


















  Постановка учебной задачи (4-5 минут)



















  «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)





























































































































Первичное закрепление

(4-5 минут)









 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.




Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)






 Включение нового                 

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)





 Рефлексия     деятельности.

 (Итог урока 2-3 минуты)



1)Приветствие

2) Мотивация урока Учитель проверяет готовность класса к уроку; мотивирует обучающихся сформулировать тему.


Прочитайте определение на доске (тематическом листе) и вставьте понятие, о котором идет речь:


Величина той части плоскости, которую занимает многоугольник - …(площадь)


Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны - ….(параллелограмм)


Фигура, составленная из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, которые их соединяют, называется ….( треугольником)


Фигура , у которой две стороны параллельны, а две другие не параллельны, называется …(трапецией)


Из получившихся слов попробуйте составить тему нашего сегодняшнего урока.

Итак, тема урока….Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

  1. Площади, каких фигур мы умеем находить и как?

  2. Вычислите площади фигур на рис.



1,5


3











6


6







2




5








2,5



Есть ли другие варианты решения?

Что произошло?

Какие были попытки нахождения площади?

Кто пытался найти площадь параллелограмма? Расскажите.



Вывод формулы площади параллелограмма.

Задача.

Как «перекроить» параллелограмм, чтобы получить прямоугольник с такой же площадью?


Параллелограмм перекроили в прямоугольник. Значит, его площадь равна площади прямоугольника.


А чем являются длина и ширина прямоугольника для параллелограмма?

Итак,

Площадь параллелограмма равна произведению его основания на высоту.






В параллелограмме основанием может быть любая сторона. А для того чтобы применить формулу нахождения площади, высоту необходимо провести к основанию.

Давайте вычислим площадь данного параллелограмма.


Вывод формулы площади треугольника.


Задача.

Как можно перекроить или достроить треугольник?

Итак,

Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

А если треугольник прямоугольный?

Посмотрите на рис.





Его можно «перекроить» в прямоугольник.

А его площадь мы найдем по формуле

S=a*b. Длина прямоугольника – это половина катета, а ширина –это другой катет.

Итак,

Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.


Вывод формулы площади трапеции.










Посмотрите, как «перекроилась» треапеция – в треугольник. А площадь треугольника мы найдем по формуле:

S=

Основание треугольника –это сумма длин верхнего и нижнего онования, а высота треугольника –это выота трапеции.

Итак,

Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.



Задачи.

1) Найти Sпар., если а=5, h=4.

2) Найти Sтреуг., если а=3,5; h=2.

3) Найти Sтрап., если а=4,5; b=2,5; h=3.



Выполняют задания теста (см.приложение)




Взаимопроверка самостоятельной работы.






Решение задач по новой теме:

№ 675(а,г), 676(а,б), 677(а,б)


Для слабых и неуспевающих учеников подготовлена индивидуальная работа по карточкам, которая включает в себя задачи, в которых есть образец записи решения.


Учитель предлагает   ответить на вопросы по новой теме.


Ребята, давайте подведем итог!

Что сегодня на уроке вы узнали?

Что вы научились делать?

Что было трудно в решение?


Учитель комментирует   домашнее задание.

п.23 № № 675(б,в), 676(в,г), 677(в,г)


Все молодцы!

Урок окончен. До свидания!

Приветствуют учителя, садятся.


Слушают учителя.



Учащиеся с места отвечают на поставленные вопросы.

























Площадь прямоугольника, S=a*b, Площадь квадрата S=a2.


Обсуждение путей нахождения площадей заданных фигур






Проводят устные вычисления

S=1,5*3=4,5

S=6*6=36

S=?

Мы не умеем находить площадь параллелограмма.

Нужна формула (надо открыть формулу, с помощью тех, которые знаем).


  • Нужно найти геометрическую фигуру, с помощью которой можно найти площадь параллелограмма.




  • Параллелограмм можно разрезать и составить прямоугольник.


Достраивают до прямоугольника.

Записывают формулу в тематический лист.





















Высотой и основанием.

Проговаривают несколько раз.





Проводят высоту у себя в листах, подписывают данные задачи.

Записывают вычисления.

Вычисляют площадь данного параллелограмма.

S=2*2,5=5















Строят высоту треугольника, записывают данные задачи.

Проводят построения у себя в листах, подписывают данные задачи.



Проговаривают несколько раз.











Ученики разрезают заготовки, складывают новую фигуру.

(разрез сделать через середину катета)



Записывают формулу в листах.






Проговаривают несколько раз.




Ученики разрезают заготовки, складывают новую фигуру.

(разрез необходимо сделать через середину боковой стороны)


Записывают формулу в листах.











Проговаривают несколько раз.



Проводят вычисления.


Делают записи

Записывают решение задач в тетрадь, сравнивая с записью на доске


Ученики выполняют задание на заранее подготовленных листочках.


По окончанию обмениваются друг с другом листочками, и по выданным позднее ответам проверяют и ставят оценку.


Решают задачи в тетрадях, делают соответствующие записи.








Обучающиеся осуществляют   рефлексию.


Отвечают на вопросы.



Записывают домашнее   задание.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее