ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: геометрия
Урок № 3
Тема урока: «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Усвоение формул вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний для решения задач
Формирование УУД:
Личностные действия: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать посильные трудности, взаимопомощи и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.
Регулятивные действия: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся, развивать память и мышление, познавательную активность и навыки математической речи.
Познавательные действия: актуализировать знания учащихся о площадях планиметрических фигур; вывести формулы для нахождения площади параллелограмма, треугодьника, трапеции; отрабатывать умение решать текстовые задачи на применение этих формул; формировать навык решения задач на готовых чертежах.
Коммуникативные действия: формирование коллективной работы, учить умению работать в тишине, помогать товарищам.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент (1-2 минуты)
Актуализация знаний (4-5 минут)
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Первичное закрепление (4-5 минут)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут)
Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
Рефлексия деятельности. (Итог урока 2-3 минуты)
| 1)Приветствие 2) Мотивация урока Учитель проверяет готовность класса к уроку; мотивирует обучающихся сформулировать тему.
Прочитайте определение на доске (тематическом листе) и вставьте понятие, о котором идет речь:
Величина той части плоскости, которую занимает многоугольник - …(площадь)
Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны - ….(параллелограмм)
Фигура, составленная из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, которые их соединяют, называется ….( треугольником)
Фигура , у которой две стороны параллельны, а две другие не параллельны, называется …(трапецией)
Из получившихся слов попробуйте составить тему нашего сегодняшнего урока. Итак, тема урока….Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.
1,5 3
6 6
2 5
2,5
Есть ли другие варианты решения? Что произошло? Какие были попытки нахождения площади? Кто пытался найти площадь параллелограмма? Расскажите.
Вывод формулы площади параллелограмма.
Задача. Как «перекроить» параллелограмм, чтобы получить прямоугольник с такой же площадью? Параллелограмм перекроили в прямоугольник. Значит, его площадь равна площади прямоугольника.
А чем являются длина и ширина прямоугольника для параллелограмма? Итак, Площадь параллелограмма равна произведению его основания на высоту.
В параллелограмме основанием может быть любая сторона. А для того чтобы применить формулу нахождения площади, высоту необходимо провести к основанию. Давайте вычислим площадь данного параллелограмма.
Вывод формулы площади треугольника.
Задача. Как можно перекроить или достроить треугольник? Итак, Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. А если треугольник прямоугольный? Посмотрите на рис.
Его можно «перекроить» в прямоугольник. А его площадь мы найдем по формуле S=a*b. Длина прямоугольника – это половина катета, а ширина –это другой катет. Итак, Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.
Вывод формулы площади трапеции.
Посмотрите, как «перекроилась» треапеция – в треугольник. А площадь треугольника мы найдем по формуле: S= Основание треугольника –это сумма длин верхнего и нижнего онования, а высота треугольника –это выота трапеции. Итак, Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.
Задачи. 1) Найти Sпар., если а=5, h=4. 2) Найти Sтреуг., если а=3,5; h=2. 3) Найти Sтрап., если а=4,5; b=2,5; h=3.
Выполняют задания теста (см.приложение)
Взаимопроверка самостоятельной работы.
Решение задач по новой теме: № 675(а,г), 676(а,б), 677(а,б)
Для слабых и неуспевающих учеников подготовлена индивидуальная работа по карточкам, которая включает в себя задачи, в которых есть образец записи решения.
Учитель предлагает ответить на вопросы по новой теме.
Ребята, давайте подведем итог! Что сегодня на уроке вы узнали? Что вы научились делать? Что было трудно в решение?
Учитель комментирует домашнее задание. п.23 № № 675(б,в), 676(в,г), 677(в,г)
Все молодцы! Урок окончен. До свидания! | Приветствуют учителя, садятся.
Слушают учителя.
Учащиеся с места отвечают на поставленные вопросы.
Площадь прямоугольника, S=a*b, Площадь квадрата S=a2.
Обсуждение путей нахождения площадей заданных фигур
Проводят устные вычисления S=1,5*3=4,5 S=6*6=36 S=? Мы не умеем находить площадь параллелограмма. Нужна формула (надо открыть формулу, с помощью тех, которые знаем).
Достраивают до прямоугольника. Записывают формулу в тематический лист.
Высотой и основанием. Проговаривают несколько раз.
Проводят высоту у себя в листах, подписывают данные задачи. Записывают вычисления. Вычисляют площадь данного параллелограмма. S=2*2,5=5
Строят высоту треугольника, записывают данные задачи. Проводят построения у себя в листах, подписывают данные задачи.
Проговаривают несколько раз.
Ученики разрезают заготовки, складывают новую фигуру. (разрез сделать через середину катета)
Записывают формулу в листах.
Проговаривают несколько раз.
Ученики разрезают заготовки, складывают новую фигуру. (разрез необходимо сделать через середину боковой стороны)
Записывают формулу в листах.
Проговаривают несколько раз.
Проводят вычисления.
Делают записи Записывают решение задач в тетрадь, сравнивая с записью на доске
Ученики выполняют задание на заранее подготовленных листочках.
По окончанию обмениваются друг с другом листочками, и по выданным позднее ответам проверяют и ставят оценку.
Решают задачи в тетрадях, делают соответствующие записи.
Обучающиеся осуществляют рефлексию.
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.
|
|