«Осенний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока "Внутреннее строение стебля"

Цели урока:

  • сформировать представление о внутреннем строении стебля древесных растений на примере липы, процессе формирования годичных колец под влиянием окружающей среды;
  • развивать умения выделять главное, анализировать, сравнивать;
  • способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, компьютер, проектор, презентация или таблица «Внутреннее строение стебля», живые экземпляры растений, спил липы (или рисунок), лупы.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок 41. Внутреннее строение стебля


Цели урока:

  • сформировать представление о внутреннем строении стебля древесных растений на примере липы, процессе формирования годичных колец под влиянием окружающей среды;

  • развивать умения выделять главное, анализировать, сравнивать;

  • способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.


Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, компьютер, проектор, презентация или таблица «Внутреннее строение стебля», живые экземпляры растений, спил липы (или рисунок), лупы.


Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.


2. Проверка домашнего задания

Проводится по усмотрению учителя.


3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Загадка:

Я расту, бывает, вьюсь,

Прямо к солнышку тянусь.

У деревьев очень крепкий,

Можно даже делать мебель.

Травянистый я у репки,

Часть растенья, длинный... (Стебель)

3.2. Ознакомление с темой урока и постановка целей.


4. Изучение нового материала

4.1. Демонстрация домашнего опыта (ветка сирени в воде, подкрашенной чернилами).

— Что доказывает представленный опыт? (Стебель — это орган растения, по которому движется (восходит) от корня вода и растворенные в ней минеральные вещества.)

— Какие ткани должны быть у стебля, чтобы осуществить эту функцию? Посмотрим внимательно на срезы.

— Где находится ксилема, по которой подходит вода с минеральными веществами?

— А где находится флоэма?

4.2. Работа в парах.

Учащиеся изучают рисунок поперечного среза ветки липы и определяют ткани.

4.3. Первичное закрепление материала с использованием анимационного тренажера.

4.4. Демонстрация слайдов (секвойя, баобаб и др.).

То ли верить, то ли нет,

Обошла молва весь свет,

Что на пне под звон гитар

Танцевали двадцать пар!

— А вы знаете, какие растения имеют самый толстый стебель? Ствол секвойи гигантской может достигать в обхвате 48 м. Газеты сообщали, что на пне одного такого растения помещались пианино, четыре музыканта и 16 танцующих пар. Благодаря своей высоте эти деревья не кажутся такими уж толстыми. Другое дерево — баобаб, обитатель тропических саванн. Его ствол имеет диаметр 4—10 м и высоту до 20 м. Обычно ствол баобаба полый, и внутри него могли бы свободно разместиться на ночлег 20—30 человек.

— За счет чего стебель растет в толщину? Как это происходит? Где находится камбий?

Вширь растет Игнашка,

Что ни год — рубашка.

Старую не сменит,

Новую наденет.

Сколько лет Игнашке?

Посчитай рубашки!






— В народе говорят, что паспорт дерева в пеньке спрятан. Правда ли это?

4.5. Работа в парах. Определение возраста ветки липы по спилу.

— Рассмотрите поперечный срез ветки липы невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите годичные кольца и подсчитайте их. Сколько лет росла ветка?

— Найдите самый благоприятный год роста растения.

— Определите, где северная сторона дерева, а где — южная.


5. Физкультминутка


6. Закрепление изученного материала

6.1. Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы «Внутреннее строение стебля».


Слой стебля

Ткань

Функция

Кора:

кожица, устьица

пробка, чечевички

луб


покровная живая

покровная мертвая

основная, проводящая (флоэма) механическая


ащитная, газообмен

защитная, газообмен

проведение органических веществ опорная

Камбий

образовательная

рост стебля в толщину

Древесина

основная

механическая,

проводящая (ксилема)


опорная,

проведение воды и мине­ральных веществ

Сердцевина

основная

запасающая


Взаимопроверка в парах. Озвучивание, дополнение и коррекция ошибок.

6.2. Выполнение задания.

• Вставьте пропущенные слова в текст.

На стебле располагаются почки,…., а также цветки. Для всех этих органов стебель является.... Значит, стебель выполняет... функцию. Органические вещества образуются в…... в процессе ……, поступают к ….., по…... Вода и…... всасываются из почвы. И по….... поступают к…….. Следовательно, стебель выполняет …... функцию. Молодые стебли травянистых растений …... цвета, так как в их клетках имеются ………, а значит, в них происходит процесс ……... . Поэтому стебель выполняет ……... функцию. В тканях стебля откладываются ……... вещества. Значит, стебель выполняет и ……. функцию. Стебель может служить и органом …... размножения. Поэтому стебель выполняет функцию.........


7. Информация о домашнем задании

§ 31 (с. 92—95); выполнить задания 34,35 на с. 54,55 рабочей тетради.


8. Подведение итогов урока


9. Рефлексия

9.1. Демонстрация слайдов березовой рощи, соснового бора в сопровождении аудиозаписи пения птиц.

— Колонны белоствольных красавиц берез в лесу вызывают у нас восторг и восхищение. Красоту и радость дарит нам сосновый бор. Стволы этих деревьев с медной чешуйчатой корой, с каплями янтарной смолы источают изумительный, полный целебной силы аромат.

Мы ни фальшивых, ни избитых

Мелодий не услышим в них.

Не буки скрещивают руки,

Не вязы связывают кров —

То над землею виснут звуки

Изгибов веток и стволов.

Л. Вышеславский

9.2. Учащиеся высказывают впечатления о своей деятельности на уроке.

Прием «Закончите фразу»:

Мне было интересно...

Мы сегодня разобрались...

Я сегодня понял, что...

Мне было трудно...



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее