Урок 41. Внутреннее строение стебля
Цели урока:
сформировать представление о внутреннем строении стебля древесных растений на примере липы, процессе формирования годичных колец под влиянием окружающей среды;
развивать умения выделять главное, анализировать, сравнивать;
способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, компьютер, проектор, презентация или таблица «Внутреннее строение стебля», живые экземпляры растений, спил липы (или рисунок), лупы.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Проводится по усмотрению учителя.
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
3.1. Загадка:
Я расту, бывает, вьюсь,
Прямо к солнышку тянусь.
У деревьев очень крепкий,
Можно даже делать мебель.
Травянистый я у репки,
Часть растенья, длинный... (Стебель)
3.2. Ознакомление с темой урока и постановка целей.
4. Изучение нового материала
4.1. Демонстрация домашнего опыта (ветка сирени в воде, подкрашенной чернилами).
— Что доказывает представленный опыт? (Стебель — это орган растения, по которому движется (восходит) от корня вода и растворенные в ней минеральные вещества.)
— Какие ткани должны быть у стебля, чтобы осуществить эту функцию? Посмотрим внимательно на срезы.
— Где находится ксилема, по которой подходит вода с минеральными веществами?
— А где находится флоэма?
4.2. Работа в парах.
Учащиеся изучают рисунок поперечного среза ветки липы и определяют ткани.
4.3. Первичное закрепление материала с использованием анимационного тренажера.
4.4. Демонстрация слайдов (секвойя, баобаб и др.).
То ли верить, то ли нет,
Обошла молва весь свет,
Что на пне под звон гитар
Танцевали двадцать пар!
— А вы знаете, какие растения имеют самый толстый стебель? Ствол секвойи гигантской может достигать в обхвате 48 м. Газеты сообщали, что на пне одного такого растения помещались пианино, четыре музыканта и 16 танцующих пар. Благодаря своей высоте эти деревья не кажутся такими уж толстыми. Другое дерево — баобаб, обитатель тропических саванн. Его ствол имеет диаметр 4—10 м и высоту до 20 м. Обычно ствол баобаба полый, и внутри него могли бы свободно разместиться на ночлег 20—30 человек.
— За счет чего стебель растет в толщину? Как это происходит? Где находится камбий?
Вширь растет Игнашка,
Что ни год — рубашка.
Старую не сменит,
Новую наденет.
Сколько лет Игнашке?
Посчитай рубашки!
— В народе говорят, что паспорт дерева в пеньке спрятан. Правда ли это?
4.5. Работа в парах. Определение возраста ветки липы по спилу.
— Рассмотрите поперечный срез ветки липы невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите годичные кольца и подсчитайте их. Сколько лет росла ветка?
— Найдите самый благоприятный год роста растения.
— Определите, где северная сторона дерева, а где — южная.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
6.1. Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы «Внутреннее строение стебля».
Слой стебля | Ткань | Функция |
Кора: кожица, устьица пробка, чечевички луб |
покровная живая покровная мертвая основная, проводящая (флоэма) механическая |
ащитная, газообмен защитная, газообмен проведение органических веществ опорная |
Камбий | образовательная | рост стебля в толщину |
Древесина | основная механическая, проводящая (ксилема) |
опорная, проведение воды и минеральных веществ |
Сердцевина | основная | запасающая |
Взаимопроверка в парах. Озвучивание, дополнение и коррекция ошибок.
6.2. Выполнение задания.
• Вставьте пропущенные слова в текст.
На стебле располагаются почки,…., а также цветки. Для всех этих органов стебель является.... Значит, стебель выполняет... функцию. Органические вещества образуются в…... в процессе ……, поступают к ….., по…... Вода и…... всасываются из почвы. И по….... поступают к…….. Следовательно, стебель выполняет …... функцию. Молодые стебли травянистых растений …... цвета, так как в их клетках имеются ………, а значит, в них происходит процесс ……... . Поэтому стебель выполняет ……... функцию. В тканях стебля откладываются ……... вещества. Значит, стебель выполняет и ……. функцию. Стебель может служить и органом …... размножения. Поэтому стебель выполняет функцию.........
7. Информация о домашнем задании
§ 31 (с. 92—95); выполнить задания 34,35 на с. 54,55 рабочей тетради.
8. Подведение итогов урока
9. Рефлексия
9.1. Демонстрация слайдов березовой рощи, соснового бора в сопровождении аудиозаписи пения птиц.
— Колонны белоствольных красавиц берез в лесу вызывают у нас восторг и восхищение. Красоту и радость дарит нам сосновый бор. Стволы этих деревьев с медной чешуйчатой корой, с каплями янтарной смолы источают изумительный, полный целебной силы аромат.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не услышим в них.
Не буки скрещивают руки,
Не вязы связывают кров —
То над землею виснут звуки
Изгибов веток и стволов.
Л. Вышеславский
9.2. Учащиеся высказывают впечатления о своей деятельности на уроке.
Прием «Закончите фразу»:
Мне было интересно...
Мы сегодня разобрались...
Я сегодня понял, что...
Мне было трудно...