«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока "Внутреннее строение листа. Листопад"

Цели урока:

  • сформировать представление о внутреннем строении листа, взаимосвязи клеточного строения листа с выполняемыми им функциями;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Внутреннее строение листа», живые и гербарные экземпляры растений, микроскоп, микропрепараты «Лист камелии».

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

У р о к 43. Внутреннее строение листа. Листопад



Цели урока:

  • сформировать представление о внутреннем строении листа, взаимосвязи клеточного строения листа с выполняемыми им функциями;

  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, устанавливать причинно-следственные связи;

  • способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию


Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Внутреннее строение листа», живые и гербарные экземпляры растений, микроскоп, микропрепараты «Лист камелии».


Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.


2. Анализ выполнения лабораторной работы № 3


3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Вводное слово учителя. Загадка:

Белый я в твоей тетрадке,

А зеленый я на грядке,

На дубах и на березке.

А у кактуса я острый.

У капусты — шелковист,

У гороха я усист.

Часть растенья — тонкий... (Лист)

3.2. Объявление темы урока.

— Какова цель нашего урока?


4. Изучение нового материала

4.1. Вводная беседа по вопросам:

— Из чего состоит лист? (Из тканей)

— Какие виды растительных тканей вам известны? (Покровные, механические, основные, образовательные, проводящие)

— Какая ткань расположена на поверхности листа? (Покровная)

— Какую функцию выполняет покровная ткань? (Защищает от повреждений и высыхания, осуществляет обмен с окружающей средой.)

4.2. Демонстрация видеофрагментов и слайдов с объяснением строения кожицы листа. (Если есть возможность, желательно рассмотреть кожиц; герани и поперечный срез листа камелии через цифровой микроскоп.)

— Сверху лист покрыт кожицей. Она образована слоем прозрачны клеток покровной ткани, плотно прилегающих друг к другу. Каку функцию она выполняет? (Защитную) Почему кожица прозрачная? (Она позволяет проникать свету внутрь листа.) На нижней стороне листа, среди клеток кожицы, находятся мелкие зеленые клетки, между которыми есть щель. Замыкающие клетки и щель называют устьицем. Какую функцию выполняют устьица? (Через устьица происходит газообмен и испаряется влага.) Устьица либо закрыты, либо открыты. Внутри листа много клеток основной ткани, содержащих хлорофилл, — мякоть листа, или мезофилл. В хлорофиллоносной паренхиме идет фотосинтез. В мякоти листа различают столбчатую и губчатую ткани. Посмотрите на них внимательно. Чем они отличаются друг от друга? С чем связаны различия их строения?

Обсуждение функций мезофилла.

4.3. Демонстрация видеофрагмента с объяснением внутреннего строения листа (строения и функций проводящих пучков, отличия сосудов от ситовидных трубок).








4.4. Рассмотрение явления листопада. Учитель читает стихи:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

— Многие поэты в своих стихах писали о листьях, описывая их красоту. Ну и конечно, осень у нас ассоциируется прежде всего с листопадом. Художники писали картины, вдохновляясь осенними пейзажами.

Демонстрация слайдов с картинами «Вид на ивы» А. К. Саврасова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Зеленый шум» А. А. Рылова, «Берёзовая роща» И. И. Шишкина.

— Почему осенью меняется окраска листьев? (Один вид пластид переходит в другой: хлоропласты в хромопласты.) В чем причина этого и вменения?

— Зачем деревья сбрасывают листья?


5. Физкультминутка


6. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы.


Структура листа

Ткань

Функции

Кожица

покровная

защита

Устьице


газообмен,

транспирация

Мякоть

столбчатая паренхима

губчатая паренхима

фотосинтез

фотосинтез, газообмен

Проводящий пучок

сосуды ксилемы

ситовидные трубки флоэмы лубяные волокна

проведение воды

проведение органиче­ских веществ опора


7. Информация о домашнем задании

§ 34 (с. 100—103); выполнить задания 44—46 на с. 58, 59 рабочей тетради.

Индивидуальное задание (трем-четырем учащимся): взять 2 побега древесного растения и поставить на 7 дней в подкрашенную чернилами воду.


8. Подведение итогов урока


9. Рефлексия

Составление синквейна по теме урока.

Пример синквейна:

Лист

Зеленый, плоский

Испаряет, созидает, запасает

Осуществляет процесс фотосинтеза

Кладовая солнца



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее