Дата __________________
Урок 24. Образовательные и покровные ткани растений
Цели урока:
сформировать представление об образовательных и покровных тканях, их строении и функциях;
формировать умения работать в группе, устанавливать причинно-следственные связи;
способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Ткани растений», живые экземпляры растений, текстильный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Выполнение заданий 2—4 на с. 40, 41 рабочей тетради.
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
3.1. Учитель демонстрирует учащимся образцы различных текстильных тканей и обращается с вопросом:
— Скажите, пожалуйста, что у меня в руках? (Ткани)
Ткани бываю разные:
Ситцевые, хлопчатобумажные,
Шелковые и парчовые,
Красные, синие и лиловые.
Но есть ткани и не совсем обычные —
Растительные, а не фабричные.
Из них состоят все растения,
Нашей природы творения.
— Оказывается, из тканей сшита не только ваша одежда, но и практически все растения состоят из тканей. И сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться, что такое растительные ткани.
3.2. Ознакомление с темой урока и постановка целей.
— Как вы считаете, что нового вы сможете узнать, чему научиться сегодня на уроке? (Узнать, что такое «ткань», изучить основные виды растительных тканей, особенности строения и функции растительных тканей; научиться распознавать растительные ткани на рисунках, таблицах, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией тканей.)
4. Изучение нового материала
4.1. Проблемный вопрос:
— Что же такое «ткань»? Вспомните свои жизненные наблюдения.
— Организм растения тоже «сшит» из различных тканей. Попытайтесь сформулировать определение понятия «ткань». (Ткань — группа клеток, сходных по строению и выполняемой функции.)
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
4.2. Деловая игра.
— Сегодня на время урока вам предстоит стать сотрудниками магазина по продаже различных тканей.
На столе учителя лежат стикеры с буквами — OB, ОБ, ПЭ, ПП, ПК. Учитель предлагает учащимся по очереди выбрать стикер, на основании сделанного выбора разделиться на группы и занять свои места.
— Итак, в нашем магазине начинают работать пять отделов по продаже различных видов тканей.
Задание 1. Каждый отдел должен подготовить рекламу определенного вида ткани, объяснить ее достоинства и значение для растения. Для подготовки рекламы следует пользоваться учебным пособием (§ 23).
Образец:
Отдел № 1 предлагает вашему вниманию …... ткань, ее разновидность ….... Эта ткань состоит из клеток, которые ....... Наша ткань может быть ….. , и тогда она называется ….... В ней вы без труда сможете увидеть …… , они образуют........ Купите для вашего растения эту ткань, ведь без нее оно будет …., не сможет……...
После выступления групп с рекламой учитель благодарит «сотрудников магазина» за представленную информацию.
— Надеюсь, что теперь вы без труда сможете разобраться в «ассортименте» тканей и посоветуете нашим покупателям — растениям — подобрать для себя все необходимые.
Задание 2. Из каждой группы учитель приглашает по одному участнику. Вызванные учащиеся будут играть роль покупателей. Они получают заявки и возвращаются, но не в свои группы.
Учитель:
— Представьте, что в наш магазин пришли различные растения. Как специалисты помогите им выбрать и купить необходимые ткани.
Первый покупатель:
— Уважаемые продавцы, мне уже несколько лет, и я хочу купить ткань для «верхней одежды», но демисезонную, чтобы и осенью было тепло, и зимой не замерз.
Второй покупатель:
— Уважаемые продавцы, у меня недавно родились дети, молоденькие растеньица. Посоветуйте, какую ткань купить им для «верхней одежды». Хотелось бы тоненькую, с маленькими ажурными дырочками, чтобы тело дышало.
Третий покупатель:
— Уважаемые продавцы, я очень худой, и мне нужна ткань, которая помогла бы быстро расти в толщину. Она должна помогать увеличивать количество и других тканей, чтобы в случае необходимости ее можно было использовать в различных ситуациях.
Четвертый покупатель:
— Уважаемые продавцы, я уже в возрасте, и мне надо купить ткань для «верхней одежды», но очень плотную и потеплее — хочу съездить на север.
Пятый покупатель:
— Уважаемые продавцы, мне нужна ткань, которая поможет быстро расти в длину. Она должна быть универсальной, чтобы в случае необходимости ее можно было использовать в различных ситуациях: для питания, защиты и пр.
Озвучивание результатов.
Задание 3. Учитель сообщает:
— В наш магазин поступила новая ткань, а этикетка с названием пропала, сохранилось только описание (маркетинговая характеристика). Попробуйте по нему определить, о какой ткани идет речь.
Каждая группа получает описание определенной ткани.
1) Ткань отличается высокой прочностью. Она состоит из мертвых толстостенных клеток, пропитанных суберином. Эту ткань в основном используют многолетние растения для стебля, побегов, корня. Она надежно покрывает и защищает растение. Дыхание осуществляется через чечевички.
2) Прочная ткань, состоит из живых клеток. Эту ткань в основном используют молодые растения для стебля, листа, цветка. Она покрывает и защищает растение, обеспечивает дыхание и газообмен. Может быть покрыта воском или волосками.
3) Ткань отличается высокой прочностью. Она состоит из множества слоев мертвых толстостенных клеток. Эту ткань в основном используют многолетние растения для стебля. Она надежно покрывает и защищает многовековые деревья. Дыхание осуществляется через трещины.
4) Ткань очень нежная, состоит из живых тонкостенных клеток. Эта ткань расположена на верхушке корня, стебля. Она обеспечивает рост растения в длину.
5) Ткань очень нежная, состоит из живых тонкостенных клеток. Эту ткань используют растения для стебля и корня. Она обеспечивает рост растения в толщину.
Озвучивание и обсуждение результатов.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
Учащиеся заполняют первые две строки таблицы.
Название ткани | Особенности строения | Расположение | Функции |
Образовательная |
|
|
|
Покровная |
|
|
|
Механическая |
|
|
|
Проводящая |
|
|
|
Основная |
|
|
|
7. Подведение итогов работы групп
— Вот и подошел к концу рабочий день в нашем необычном магазине. Я надеюсь, что вы узнали много нового и стали хорошими специалистами в области растительных тканей.
8. Информация о домашнем задании
§ 23 (с. 72-74).
9. Рефлексия
Учитель предлагает каждой группе проанализировать свою работу на уроке, ответив на вопросы:
— Как работала группа?
— Как справилась группа с заданием, достигла ли целей урока?