Тема урока: Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
Цели урока: Познакомить учащихся с некоторыми свойствами прямоугольных треугольников. Научить применять полученные знания при решении задач.
Задачи урока:
- Научить учащихся использовать свойства прямоугольных треугольников при решении задач.
- Формировать умение четко излагать свои мысли. Развивать логическое мышление у учащихся.
- Воспитывать интерес к геометрии.
Ход урока:
№ | Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Время (мин.) | |||
I | Организа-ционный момент. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | Настраиваются на работу. | 1-2 | |||
II | Вводная часть. | «Прежде чем перейдем к новой теме, давайте ответим на несколько вопросов по ранее изученному материалу:
- остроугольным? - тупоугольным? - прямоугольным?» | Ответы:
- остроугольным, если все его углы острые. - тупоугольным, если один из его углов тупой. - прямоугольным, если один из его углов равен 90 ̊. | 4 | |||
III | Основная часть. 1)Изучение новой темы. | «Мы переходим к изучению прямоугольных треугольников и наша сегодняшняя тема: «Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Рассмотрим свойства прямоугольных треугольников, которые устанавливаются с помощью теоремы о сумме углов треугольника.
(Доказательство).
(Доказательство)». | Ученики внимательно слушают и записывают доказательства в тетрадь. Задают вопросы, если имеются. | 10-12 | |||
| 2)Применение полученных знаний при решении задач. | «Перейдем к решению задач. Страница 81 задача № 254: «Найдите углы равнобедренного прямоугольного треугольника». Есть желающие? (Если нет, то ученик вызывается по списку).
Следующая задача № 255: «В равнобедренном треугольнике CDE c основанием CE проведена высота CF. Найдите угол ECF , если угол D=54 ̊». И задача № 256: «Один из углов прямоугольного треугольника равен 60 ̊, а сумма гипотенузы и меньшего из катетов равна 26,4см. Найдите гипотенузу треугольника».
А теперь, рассмотрим задачу № 258: «Из середины D стороны ВС равностороннего треугольника АВС проведен перпендикуляр DM к прямой АС. Найдите АМ, если АВ=12см.» | Ученик у доски решает задачу.
Два ученика у доски решают задачи.
Ученик у доски решает задачу.
| 18 | |||
IV | Домашнее задание. | «Задание на дом: с. 76 пункт 34, выучить теоремы. Задачи: № 257 и № 260. Эти задачи решаются на основе теорем, которые мы изучили на сегодняшнем занятии». | Записывают домашнее задание. | 2 | |||
V | Заключительный этап. | Объявление оценок за урок, ответы на вопросы учеников. Прощание. | Задают вопросы, если имеются. Прощание. | 2 |
Решение задач:
№254
Найдите углы равнобедренного прямоугольного треугольника.
Дано: ∆АВС – прямоугольный и равнобедренный, ∟А= 90 ̊, ∟В=∟С.
Найти: ∟В и ∟С.
Решение.
∆АВС – прямоугольный и равнобедренный, значит
∟В +∟С=90 ̊.
∟В=∟С, поэтому
∟В=∟С=90 ̊ :2
∟В=∟С=45 ̊.
Ответ: 90 ̊, 45 ̊, 45 ̊.
№255
В равнобедренном треугольнике CDE c основанием CE проведена высота CF. Найдите угол ECF , если угол D=54 ̊.
Дано: ∆CDE – равнобедренный с основанием СЕ, СF – высота, ∟D=54 ̊, ∟C=∟Е.
Найти: ∟ECF.
Решение.
По теореме о сумме углов треугольника:
∟C+∟D +∟E =180̊,
∟C+∟Е= 180 ̊– 54 ̊,
∟C+∟Е=126 ̊,
∟C=∟Е=63 ̊.
Рассмотрим прямоугольный ∆CDE.
∟CFE=90 ̊, ∟E=63 ̊, тогда:
∟ECF=90 ̊– 63̊,
∟ECF=27 ̊.
Ответ: ∟ECF=27 ̊.
№ 256
Один из углов прямоугольного треугольника равен 60 ̊, а сумма гипотенузы и меньшего из катетов равна 26,4см. Найдите гипотенузу треугольника.
Дано: ∆ABC – прямоугольный, ∟В=90 ̊, ∟А=60 ̊, АС+А=26,4см.
Найти: АС.
Решение.
∟В=90 ̊, ∟А=60 ̊, тогда
∟С=90 ̊ –∟А,
∟С=90 ̊ – 60,
∟С=30 ̊, значит
2АВ=АС. Отсюда следует, что
2АВ+АВ=26,4,
3АВ=26,4,
АВ=8,8см.
Значит
АС= 2·8,8=17,6см.
Ответ: 17,6см.
№ 258
Из середины D стороны ВС равностороннего треугольника АВС проведен перпендикуляр DM к прямой АС. Найдите АМ, если АВ=12см.
Дано: ∆АВС – равносторонний, D – середина ВС, DМ ﬩АС, ВD=DC, АВ=12см.
Найти: АМ.
Решение.
∆АВС – равносторонний, значит
АВ=ВС=АС,
ВС= ВD+DC, тогда
12= ВD+DC.
Так как ВD=DC,
ВD=DC=12:2,
ВD=DC=6см.
∟А=∟В=∟С= 180 ̊: 3,
∟А=∟В=∟С=60 ̊.
Рассмотрим прямоугольный треугольник DMC.
∟ DMC=90 ̊, ∟С=60 ̊, значит
∟ DMC=90 ̊ – ∟С,
∟ DMC=90 ̊ – 60 ̊,
∟ DMC=30 ̊ .
Отсюда следует
2МС=DC,
2МС=6,
МС=3см.
АС=12см, АС=АМ+МС,
АМ=АС – АС = 12 – 3 = 9см.
Ответ: 9см.
Решение домашнего задания:
№257
В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С внешний угол при вершине А=120 ̊, АС+АВ=18см. Найдите АС и АВ.
Дано: ∆АВС – прямоугольный, ∟С=90 ̊, внешний угол при вершине А равен 120 ̊,
АС+АВ=18см.
Найти: АС и АВ.
Решение.
Внешний угол при вершине А равен 120 ̊, значит
∟А=180 ̊ – 120 ̊=60 ̊.
∟С=90 ̊, ∟А=60 ̊, значит
∟В= 90 ̊ – ∟А,
∟В= 90 ̊ – 60 ̊,
∟В= 30 ̊.
Отсюда следует, что
2АС=АВ,
АС+2АС=18см,
3АС=18см,
АС=6см.
АВ=2АС=12см.
Ответ: 12см.
№260
Высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, равна 7,6 см, а боковая сторона треугольника равна 15,2см. Найдите углы треугольника.
Дано: ∆АВС – равнобедренный, ВЕ – высота, ∟А=∟С, ВЕ = 7,6см, АВ=ВС=15,2см.
Найти: углы ∆АВС.
Решение.
ВЕ – высота равнобедренного треугольника АВС, значит ВЕ – высота, медиана и биссектриса ∟В.
∆АВЕ – прямоугольный, АВ=15,2см, ВЕ = 7,6см,
значит ∟А=30 ̊.
∟А=∟С=30 ̊,
∟В= 180 ̊ – (∟А+∟С),
∟В= 180 ̊ – 60 ̊,
∟В= 120 ̊.
Ответ: 30 ̊, 30 ̊, 60 ̊.
Литература:
Геометрия, 7-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2004г.