«Осенний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Слово и словосочетание"

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Слово и словосочетание".

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса.

Тема: «Слово и словосочетание»

Цель урока:

- расширение понятийной базы - знакомство со словосочетанием, как номинативной единицей языка, позволяющей точнее, чем слово, называть явления, предметы, признаки, действия;

- формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание.

Задачи урока:

-учить различать функции языковых единиц (слово, словосочетание, предложение)

- формировать навык вычленения словосочетаний из предложений, умения находить главное и зависимое слово

- совершенствовать устную и письменную речь учащихся

- развивать познавательные логические УУД (умения сравнивать, обобщать)

I. Самоопределение к деятельности

Звенит звонок, заливается.

Детвора на урок собирается.

Мы за парты тихо сели

На экран все посмотрели.

II. Систематизация имеющихся знаний. Работа над предложением

Цель:- продолжать обучать детей умению ставить вопросы; формировать навык вычленения словосочетаний из предложений. УУД: регулятивные (контроль, коррекция, оценка,) познавательные (применение знаний в изменённой ситуации); коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(слайд 1)

- На экране видите ….

- Прочитайте их.

- Какое слово можно исключить? Почему?




- Проверим это утверждение.


- Какие задания можете предложить к данным словам?

-Составьте из слов предложение, соответствующее схеме:



Где? Чего?

(не хотите меня ни о чём спросить?)

- Запишите предложение в тетрадь.

(На траве блестят капельки росы)

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените её.

- Сколько словосочетаний в предложении?

- Оцените свою работу на этом этапе урока


- Слова

- трава, блестят, роса, капельки

- «Капельки»- трёхсложное слово, остальные двухсложные

- Слово «блестят», т.к. это – глагол, остальные слова - имена существительные.

-Что? – трава, что? – роса, что? - капельки

-Что делают - блестят

-Предлагают варианты заданий

-Предлагают варианты предложений

(можно ли использовать другие слова, менять форму слов)







Оценивают, используя смайлики.


- В предложении два словосочетания:

«капельки росы», «блестят на траве»

- Оценивают при помощи смайликов


III. Постановка учебной задачи

Цель: - активизация знаний учащихся и создание условий для постановки учебной задачи на урок. УУД: Регулятивные: целеполагание; познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

- Как бы вы сформулировали тему урока?

- Нам знакомы эти понятия?


- А что вы знаете о словосочетании, расскажите о нём, используя схему:





- Почему сегодня вновь обращаемся к этой теме? Какую познавательную задачу поставим на урок?

- Можете уже что-нибудь сказать по этому поводу.

- О словах и словосочетаниях


- «Слово и словосочетание»

- Да, мы знаем, что слова называют предметы, признаки и действия

- Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу.

- Связь слов устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставим от главного к зависимому.



- Чем словосочетание отличается от слова?

- Высказывания детей.


IV. Решение учебной задачи

Цель: - обучать умению проводить сопоставительный анализ; выходить на новое знание; сравнивать свой вывод с выводом учебника УУД: Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

-Давайте выполним ряд заданий, которые помогут нам найти ответ на поставленный вопрос. Рассмотрите картинки.

-Дайте название каждому предмету

- Что называют слова?

- Удовлетворяют вас эти названия? Почему?

- Нельзя ли найти более точных названий предметам и действию?

- Сначала предметы и действие мы назвали словом, потом словосочетанием. Чем отличается слово и словосочетание?

- Где можем проверить свои предположения?

- Мы выдвинули правильную гипотезу?

Подтвердите чтением.

- Какую дополнительную информацию узнали из текста учебника?

- Почему словосочетание сложное название»

- Оцените свою деятельность.

какая?

какие

трава



капли



предмет



чего?



где?

капли




блестят

действие





- В учебнике (читают)


- «Словосочетание более точно, чем слово может назвать предмет, действие, признак»

- Словосочетание – это «сложное название»

-Сигнализируют

V. Применение новых знаний.

Цель: - формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание УУД:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение

- Итак, вопрос на ответ найден. Скажите, где мы можем применить новые знания.


- Какие умения нам для этого понадобятся?

- Сейчас поработаете в паре. Скажите, какие правила работы в паре нужно соблюдать?

- Будем давать более точные названия предметам, действиям и признакам, используя словосочетания.

- Правильно строить словосочетания


- Доброжелательное отношение, выслушать до конца, тактично поправить



Карточка 1

Задание Прочитай. Составь словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса

Пилить (чем?) ________________, идти (как?) ________________,

дарить (кому?)______________, ________________ (какой?) ветер,

________________ (какой?) ветерок, _________________ (какое?) яблоко

- Объясни другу, как ты соствил эти словосочетания

- Обсудите с другом способы образования словосочетаний

Карточка 2

Задание Прочитай. Замени данные словосчетания другими, близкими по значению, например кисель из ягод – ягодный кисель

Сок из моркови - ______________________________________, лист берёзы –

_________________________, посуда для чая - _________________________,

уши зайца - ____________________________

- Объясни другу, как ты составил словосочетания

- Обсудите с другом способы образования словосочетаний.

- Выполняя задания, чему учились?

- Какие способы использовали?




- Оцените работу друг друга

- Составлять словосочетания.

- Словосочетание можно образовать при помощи вопроса, ставим его от главного к зависимому.

- Заменить одно словосочетание другим, близким по смыслу

VI. Рефлексия деятельности

Цель: - продолжить обучение умению фиксировать учебную задачу, осуществлять рефлексию учебной деятельности – что решили из поставленных задач.УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные : рефлексия; личностные : смыслообразование

- Ну что ж, ребята, подведём итог нашей работы. Какую познавательную задачу ставили на урок?

Что мы должны знать о словосочетании?




- Оцените свою работу на уроке


- Чем словосочетание отличается от слова?

-Словосчетание –это «сложное название»

Оно точнее, чем слово называет предмет, признак, действие.








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее