План - конспект урока по учебного предмету « Биология»
Шалыгина Снежана Игоревна
Дата проведения урока: 15.12.2019
Тема урока: Роль грибов в природе и жизни человека
Цель: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности грибов-паразитов, мерами борьбы с ними.
Задачи:
1) способствовать формированию у учащихся представлений о разнообразии грибов - паразитов, их строения и особенностях взаимоотношений с организмами - хозяевами, о способах борьбы с грибами-паразитами; раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
2) способствовать обучению учащихся умению составлять таблицы, выделять главное, анализировать, делать выводы;
3) обеспечить формирование у учащихся бережного отношения к природе, гигиенической культуре.
Оборудование: компьютер, карточки с индивидуальным заданием,раздаточный материал, плакаты, учебник по биологии 7 класса.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, описание, объяснение, демонстрация презентации.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Опорные термины, понятия: микозы, грибы, спорынья, ржавные грибы, головневые грибы, губные грибы, фунгициды, микроспория.
План урока
1. Организационный момент
2. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке
3. Мотивация
4. Изучение нового материала
5. Закрепление знаний
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети! Давайте начнем сегодняшний урок с улыбки, улыбнемся нашим гостям, друг другу и с таким настроением проведем весь урок. Мне хочется, чтобы Вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное - чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа - чистой, настроение - хорошим, а ум - светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке. Вы готовы?
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с вами с темой «шляпочные грибы.". Давайте проверим ваши знания. Один ученик выполняет на интерактивной доске, остальные на карточках.(Приложение 1 )
III.Мотивация
Учитель: сегодня на уроке мы изучим последнюю группу грибов. А для тако, чтобы узнать ,что это за группа, я предлагаю вам задание, которое называется”зашифрованная фраза". (Приложение 2). Вам нужна из набора букв выбрать лишние и получится ответ на данный вопрос.(Выполняют задание).
Учитель: очень хорошо!Молодцы!
Давайте откроем тетради и запишем дату и тему урока «грибы-паразиты. Значение грибов"»
Учитель:
А теперь постарайтесь определить цель урока с помощью вопросов: с чем? (Познакомиться с грибами-паразитами), что? (Выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (Как происходит заражение), какие? (Какие меры борьбы с ними нужно использовать). Ответьте на них на стикерах,которые находятся на ваших портах.(Пишут и вывешивают стикеры на доску).
IV Изучение нового материала.
Да, действительно, мы сегодня - не только расширим знания о разнообразии царства грибов, а именно грибов-паразитов, но и поговорим о значении грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
- Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните,какие организмы называют паразитами? (Наверное потому, что они живут на живых организмах и питаются за их счет, тем самым наносят им вред.)
Учитель: я с вами согласна.
Вступление: некоторые грибы вредны и вызывают огромные потери урожая, порчу с/х продукции, борьбой с ними занимаются специальные учреждения.Они расселяются и питаются на живых растениях, других грибах, животных и человеке,вызывая болезни – микозы. Известны грибы возбудители накожных заболеваний, волосяных покровов, ногтей.Грибы поражают легкие у птиц, являются причиной заболеваний глаз у человека, различных болезней у рыбы. Очень вредные заболевания человека связаны с отравлением пищевых продуктов ядами грибов. А также грибы-паразиты портят масла и другие нефтепродукты, лакокрасочные покрытия, вызывают коррозию металла. Грибы разрушают книги, бумагу, кожу, краски. Известна порча грибами произведений искусства 10-60% разрушения полотна за 3 месяца. Большой вред грибы наносят лесному хозяйству, поражая древесину 10-30%. По тому как гриб проявляется на растении, выделяют следующие заболевания: голавля, ржа, мучнистая роса. Кроме того, некоторые грибы могут являться паразитами людей и животных и вызывать такие заболевания как микроспория или стригущий лишай, кандиды, микозы и другие.
Учитель: сейчас я предлагаю вам поработать с текстом параграфа 20, после вы должны заполнить таблицу, которая находится на ваших портах и сравнить различные грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных и человека. Каждый из вас получит задание: изучить за 3-5 минуты представленные грибы. Затем вы заполняете таблицу на выводе прочитанного материала. Давайте уточним, на что будем обращать особое внимание при просмотре фильма? (Дети, глядя в таблицу, на объекты поражения грибов паразитов, на способы заражения этим грибом и способы борьбы с ними). На каждой парте лежат названия грибов-паразитов, по которому вы готовитесь и выступаете. (Ученики работают с учебником, заполняют таблицу). (Приложение 3)
Учитель: проверка выполнения работы, привожу дополнительные сведения, просмотр презентации.
Учитель: спорынья снижает урожайность зерен,по этому нужно делать очистку зерен от Рожков спорыньи,уничтожать сорняков, с которых возможен переход спорыньи на зерен. Вовремя убирать урожай. Но вещества, которые содержатся в спорынье пурпурной, оказывают помощь при некоторых болезнях человека.
Ржавные грибы повреждает листья, вызывая появления ржавых пятен, разрушающих мякоть листа.
Головневые грибы чаще всего уничтожают цветы и плоды хлебных и дикорастущих трав и осоки.
Губные грибы развиваются на поверхности ствола, образуя многолетние плодовые тела. Поглощают из дерева питательные вещества и разрушают его ткани. В результате древесина становится ветхой и дерево погибает. Но трутовик-чага (встречается на стволах березы) - применяется при лечении злокачественных образований.
Учитель: Молодцы!Вы хорошо справились с этим заданием!
Сейчас мы с вами просматриваем видеофрагмент, которые называется “грибы-паразиты”. После просмотра видеофрагмента, вы на своих портах найдете дополнительный материал. Ознакомьтесь с ним и после я задам вам вопросы, а вы попробуйте ответить на них.
Вопросы:
1) что вызывают ядовитые вещества спорыньи?
Ответы детей:
1) ядовитые вещества спорыньи вызывают судорги, а при больших дозах – тяжелое, часто со смертельным исходом заболевание эрготизм. Это заболевание возникает при употреблении в пищу хлеба из муки, полученной из поврежденного зерна. Но при всем этом спорынья используется в медицине для получения препаратов для лечения различных гормональных заболеваний;
2) Как давно известно о болезни ржу им с чем было это связано?
Ответы детей:
2) массовое появление болезни ржавчины известно с древних времен. Предположения о ржавчине можно найти в литературе Древнего Египта, Рима, Греции. Описана она и в период Киевской Руси. По наблюдениям первых земледельцев, появление болезни связано с погодными условиями-туманом и последующим прогреванием растений солнечными лучами.
Физкультминутка
Учитель: давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку.
Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх - вдох-выдох).
Подготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо.(Повороты влево, вправо.)
Приседания сделал исправно. (Приседания)
Клювом почистил пух. (Наклоны головы влево-вправо)
Скорее парту плюх! (Присели)
Учитель: Отдохнули? (да). Продолжим дальше.
Учитель: теперь обратимся к вашимстикерам. Видите практически все вопросы уже решены. И нам осталось только поговорить о значении грибов в природе и жизни человека. В этом нам поможет Лиза, которая подготовила сообщение на тему”Роль грибов в природе и жизни человека". (25 минут)
Учитель: большое спасибо, Лиза.
V. Закрепление знаний
Учитель: а для того, чтобы закрепить знания, я предлагаю вам решить кроссворд, который вы видите на интерактивной доске. (Ученики по одному выходят к доске и записывают ответ на вопросы кроссворда.)(Приложение 4)
- Хорошо!А теперь давайте поиграем в игру и найдем лишний гриб и объясните, почему вы так считаете. (Приложение 5)
- Каких только грибов не существует, самые разнообразные, но каждый гриб не просто появился на планете, он имеет какое-то значение. Вот вы сейчас и соотнесете грибы по значению. На доске записаны значения грибов им нужно подобрать соответствующие грибы, которые разбросаны в беспорядке. (Приложение 6)
VI. Рефлексия
Учитель: молодцы, хорошо справились с данным заданием. И я хочу вам подарить особый подарок-это книгу (приложение 5). Наша книга называется"грибы-паразиты . Роль грибов в природе и жизни человека". В ней вы можете делать метки. Сделайте, пожалуйста, пометки на страницах «!"- То, что вы поняли в полной мере и" «"К чему еще будете возвращаться. А вот последняя страница, на которой напечатаны пункты о значении грибов в природе и жизни человека, осталась незаполнена. Я хотела, чтобы каждый из вас тоже внес лепту в изготовление книги. И данную страницу вам необходимо заполнить самостоятельно дома.
VII.Домашнее задание
Учитель: на обороте книги напечатано ваше домашнее задание. Теперь мы открываем дневники и записываем это задание.
1. обязательно всем: §14, вопросы после параграфа.
2. заполнить таблицу "значение грибов в природе и жизни человека"Выставление оценок
Приложение 1
Тест по теме “шляпочные грибы”
1. микориза Гриба представляет собой:
а) грибницу, на которой развиваются плодовые тела,
б) совокупность клеток, выполняющих подобные функции
в)сложные переплетения гифов между собой,
г) совместная жизнь гриба и корней растений.
2. группы, на которые разделяются шляпочные грибы по строению нижнего слоя шапочки:
а) низшие и высшие,
б) однослойные и многослойные,
в) трубчатые и пластинчатые,
г) сапрофиты и паразиты.
3. плодовое тело шляпочного гриба образовано:
а) ножкой и шапочкой гриба,
б) ножкой гриба и мицелия,
в) грибницей,
г) шапочкой гриба
4. функция плодовых тел шляпочных грибов состоит в:
а) поглощении воды и минеральных веществ,
б) запасании органических веществ,
в) образования органических веществ,
г) образования, охраны и распространения микроскопических спор.
5. Определите ядовитый шляпочный гриб:
а)лисичка;
б)мукар;
в) бледная поганка;
г) Рыжик.
6. Выберите съедобные грибы:
а)опенок ненастоящий;
б)польский гриб;
в)груздь;
г)мухомор пантерный;
д)белый гриб;
е) сыроежка желтая;
е) подберезовик;
ж) волоконница краснеющая.
Ответы: 1г; 2в; 3а; 4г; 5в; 6 б,в,д,е,ё.
Приложение 2
Интерактивный метод “зашифрованная фраза”
ГQRРNIWЫLDSБWQYUЫ –HNIПJKAKLSIРZXVANUIЗGDILLTVЫ
(Грыбы – паразиты)
Приложение 3
Сравнительная характеристика грибов-паразитов
Название грибов-паразитов | признаки повреждения | наносимый вред | мере борьбы |
Мучнисторосяные грибы | Покрывают растения своим белым мицелием и спорами | Поглощают питательные вещества растения, а плотный налет мицелия гриба препятствует фотосинтезу | обработка фунгицидами |
Спорынья | на месте плодов образуются рожки из мицелия | поглощают питательные вещества растения, послебляет растение, нарушает размножение. Вызывает отравления животных и человека | возделывание семян фунгицидами, уничтожение источников заражения. |
Ржавные грибы | мелкие подушечки спороношения коричневого цвета.. | Поглощают питательные вещества растения, послебляет растение, нарушает размножение. | Обработка семян фунгицидами, уничтожение источников заражения. |
Головневые грибы | поврежденные органы напоминают обугленный предмет | поглощают питательные вещества растения, послебляет растение, нарушает размножение. | Обработка семян фунгицидами, уничтожение источников заражения. |
Губные грибы | крупные, в виде копыт или наростов, одиночные аба расположенные группами, твердые, деревянистые | поглощают питательные вещества дерева,послебляет дерево. | Уничтожение плодовых тел грибов. Если повреждена кора-необходимо обязательно замазывать раны. |
Микроспорум (стригущий лишай или микроспория) | шелушение кожи, обламывание волос | нарушение волосяного покрова, разрушения кожи.. | Соблюдение правил личной гигиены, выявление и изоляция больных животных |
Приложение 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. грибы, живущие на живых организмах и питающиеся за счет них.(паразиты)
2.поврежденные органы этими грибами напоминают обугленный предмет.(головневые)
3.Как называются болезни, вызывающие грибы-паразиты.(микоз)
4.эти грибы покрывают поврежденные органы своим белым мицелием и спорами.(мучнисторосяные)
5.Яды,которые уничтожают грибы.(фунгициды)
6.Эти грибы образуют на поврежденных растениях мелкие подушечки спороношения.(ржавные)
7.эти грибы на месте плодов образует рожки.(спорынья)
8.плодовые тела этих грибов крупные, в виде копыт или наростов.(губовые)
Приложение 5
Игра " Найди лишний гриб”
1. подберезовик, сыроежка, белый гриб, подосиновик
2. Сыроежка, вешенка, Рыжик, свинушка
3. Лисичка, мукар, белый гриб, подосиновик
4. Аспергил, масленок, мукар, пеницилл
Приложение 6
Медицинагуба настоящая
Еда мукар
Вред деревьям пеницилл
Хлебопечениебледная поганка
Портит продукты дрожжи
Вызывает отравление шампиньон