«Зимний фестиваль знаний 2025»

План-конспект урока "Плауны"

План-конспект урока "Плауны"

Цели урока:

  • сформировать представление о строении, размножении и значении хвощей и плаунов;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;
  • способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Хвощи и плауны», живые и гербарные экземпляры растений.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок 31. Плауны



Цели урока:

  • сформировать представление о строении, размножении и значении хвощей и плаунов;

  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;

  • способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.


Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Хвощи и плауны», живые и гербарные экземпляры растений.


Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.


2. Проверка домашнего задания

2.1. Анализ выполнения лабораторной работы № 5.

2.2. Фронтальный опрос.

• Почему мхи относят к высшим растениям?

• Каково внешнее строение мха кукушкина льна и мха сфагнума?

• Какие черты представителей отдела Мохообразные сходны с чертами представителей водорослей?

• Приведите примеры листостебельных мхов.

• Каково значение мхов в природе и жизни человека?

Один учащийся отвечает у доски (зарисовывает и описывает цикл развития мха).


3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях ряд цифр от 1 до 8, прослушать восемь высказываний и поставить знак «+», если согласны и знак «-», если не согласны, против соответствующих номеров.

1. У хвощей и плаунов есть корни. (+)

2. У хвощей и плаунов хорошо развиты проводящие и механичес ткани. (+)

3. Хвощи и плауны широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни. (-)

4. Если хвощи и плауны встречаются на полях или в огородах, значит, на этих участках кислые почвы. (-)

5. У хвощей и плаунов спорофит преобладает над гаметофитом. (+)

6. Гаметофит хвоща — зеленый заросток. (+)

7. Хвощи и плауны — многолетние травянистые растения. (+)

8. Гаметофит плаунов зеленого цвета. (-)

— Как вы думаете, правильно ли вы ответили на вопросы? А как н об этом узнать?


4. Изучение нового материала

4.1. Беседа о хвощах.

— Вспомните: что такое корневище? (Это видоизмененный побег)

— Какие корни отходят от корневища? (Придаточные корни)

— Отгадайте загадку:

Есть колос, но не пшеница,

Стройна и высока, но не свеча,

Без воды и кремнезема не проживет и дня.

Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана! (Хвощ)










4.2. Демонстрация презентации. Учитель объясняет особенност строения и размножения хвощей, акцентируя внимание на цикле развития хвощей: как выглядит спорофит, гаметофит и что у всех хвощей спорофит преобладает над гаметофитом, рассказывает о местах обитания хвощей и гигантских древовидных растениях, которые жили в каменноугольном периоде и вымерли.

Просмотр видеофрагмента 1.

4.3. Беседа о плаунах.

— Отгадайте загадку:

Змея лежит колючая,

Змея лежит ползучая.

Брюхом в землю упирается,

Головками к небу устремляется.

В чешуе-то, в чешуе!

А головки ровно две! (Плаун)

4.4. Демонстрация презентации. Учитель объясняет особенности строения и размножения плаунов, акцентируя внимание на цикле их развития: как выглядит спорофит, гаметофит и что у всех плаунов спорофит цреобладает над гаметофитом, а гаметофит живет под землей и симбиозе с грибами.

— Плауны — самые древние из папоротникообразных. В каменноугольном периоде были широко распространены их древовидные предки. Многие виды плаунов являются редкими и исчезающими видами, занесенными в Красную книгу. Кроме того, они требуют охраны и как реликтовые растения.

Просмотр видеофрагмента 2.

    1. Самостоятельная работа. Учащиеся работают с учебным пособием и отвечают на


Вариант 1. Укажите значение хвощей в природе и жизни человека.

Предполагаемые ответы:

• Как и все растения, осуществляют процесс фотосинтеза и являются источником кислорода.

• Многие хвощи являются пионерными растениями и первыми появляются на пустырях и пожарищах.

• Хвощи являются природным индикатором закисленности почв.

• Некоторые хвощи служат кормом для оленей и кабанов.

• Жесткие побеги хвоща раньше измельчали и использовали при полировке металлических изделий.

• Виды этих растений, являясь представителями современной флоры, в основном определяются человеком как сорняки, имеющие ядовитые свойства. Известно, что на пастбищах, где встречаются хвощи, возможны случаи отравления домашних животных этим растением. Его случайное употребление может привести к смертельному исходу. По указанной причине сенокосные луга, где начал расселение хвощ, постепенно перестают использоваться по своему прямому назначению.

• Растение используется при производстве мочегонных и кровоостанавливающих препаратов.

• Сыграли важную роль в образовании каменного угля.


Вариант 2. Укажите значение плаунов в природе и жизни человека.

Предполагаемые ответы:

• Споры плаунов используют в аптечном деле. Споры содержат 49% жира и 2 % сахара. Споры употребляются в аптеках для пересыпк пилюль, чтобы они не становились влажными, и как присыпка грудных детей.

• Споры плауна издавна использовались в театрах для световы эффектов: при зажигании они дают яркую вспышку. Их употребляют при изготовлении ракет, применяемых для сигнализации. Тропические виды разводят в оранжереях как красивые декоративные растения.

• Особое значение споры плауна имеют в литейном деле при отливе мельчайших деталей: ими обсыпают формы.

• Как корм плауны никакой ценности не имеют, они практически не поедаются животными.

• Сыграли важную роль в образовании каменного угля.


5. Физкультминутка


6. Закрепление изученного материала

6.1. Самостоятельная работа. Заполнение сравнительной таблицы.

Признак для сравнения

Мхи

Хвощи

Плауны

Корни

Отсутствуют

Придаточные корни

Придаточные корни

Побеги

Ветвящиеся и неветвящиеся

Делятся на весенний и летний, корневище, прямостоячий

Имеет верхушечное ветвление, корневи­ще, прямостоячий или стелющийся

Листья

Мелкие зеленые

Чешуйчатые, мелкие, не фотосинтезируют

Зеленые мелкие

Размножение

Спорами

Спорами

Спорами

Оплодотво­рение

С помощью воды

С помощью воды

С помощью воды

Спорофит

Коробочка на ножке

Листостебельное растение

Л истостебе л ьное растение

Гаметофит

Листостебельное

растение

Заросток, зеленый, фотосинтезирует

Заросток, бесцветный, живет под землей в симбиозе с грибами

Где обитают

На болоте, в лесах

У воды, в лесах, на полях

В лесах

Жизненный цикл

Спорофит — спорангии — споры — гаметофит — половые ор­ганы (архегонии и антеридии) — половые клетки (яйцеклет­ка, сперматозоиды) — оплодотворение — зигота — спорофит


6.2. Применение полученных знаний. Учитель возвращается к заданию целемотивационного этапа — заново зачитывает высказывания; учащиеся исправляют допущенные ошибки.

6.3. Ребусы.












7. Информация о домашнем задании

§ 41 (с. 124—128); подготовить сообщение о древних папоротниках и их значении (одному учащемуся, по желанию).


8. Подведение итогов урока


9. Рефлексия

Учащиеся высказывают впечатления об уроке, отвечая на вопросы:

— Было ли вам интересно на уроке?

— Удалось ли приобрести новые знания и умения?

— Применяли ли свои знания при ответах на вопросы?

— Какой отметкой вы бы оценили свою работу на уроке?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее