Урок 31. Плауны
Цели урока:
сформировать представление о строении, размножении и значении хвощей и плаунов;
развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;
способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Хвощи и плауны», живые и гербарные экземпляры растений.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
2.1. Анализ выполнения лабораторной работы № 5.
2.2. Фронтальный опрос.
• Почему мхи относят к высшим растениям?
• Каково внешнее строение мха кукушкина льна и мха сфагнума?
• Какие черты представителей отдела Мохообразные сходны с чертами представителей водорослей?
• Приведите примеры листостебельных мхов.
• Каково значение мхов в природе и жизни человека?
Один учащийся отвечает у доски (зарисовывает и описывает цикл развития мха).
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях ряд цифр от 1 до 8, прослушать восемь высказываний и поставить знак «+», если согласны и знак «-», если не согласны, против соответствующих номеров.
1. У хвощей и плаунов есть корни. (+)
2. У хвощей и плаунов хорошо развиты проводящие и механичес ткани. (+)
3. Хвощи и плауны широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни. (-)
4. Если хвощи и плауны встречаются на полях или в огородах, значит, на этих участках кислые почвы. (-)
5. У хвощей и плаунов спорофит преобладает над гаметофитом. (+)
6. Гаметофит хвоща — зеленый заросток. (+)
7. Хвощи и плауны — многолетние травянистые растения. (+)
8. Гаметофит плаунов зеленого цвета. (-)
— Как вы думаете, правильно ли вы ответили на вопросы? А как н об этом узнать?
4. Изучение нового материала
4.1. Беседа о хвощах.
— Вспомните: что такое корневище? (Это видоизмененный побег)
— Какие корни отходят от корневища? (Придаточные корни)
— Отгадайте загадку:
Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана! (Хвощ)
4.2. Демонстрация презентации. Учитель объясняет особенност строения и размножения хвощей, акцентируя внимание на цикле развития хвощей: как выглядит спорофит, гаметофит и что у всех хвощей спорофит преобладает над гаметофитом, рассказывает о местах обитания хвощей и гигантских древовидных растениях, которые жили в каменноугольном периоде и вымерли.
Просмотр видеофрагмента 1.
4.3. Беседа о плаунах.
— Отгадайте загадку:
Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две! (Плаун)
4.4. Демонстрация презентации. Учитель объясняет особенности строения и размножения плаунов, акцентируя внимание на цикле их развития: как выглядит спорофит, гаметофит и что у всех плаунов спорофит цреобладает над гаметофитом, а гаметофит живет под землей и симбиозе с грибами.
— Плауны — самые древние из папоротникообразных. В каменноугольном периоде были широко распространены их древовидные предки. Многие виды плаунов являются редкими и исчезающими видами, занесенными в Красную книгу. Кроме того, они требуют охраны и как реликтовые растения.
Просмотр видеофрагмента 2.
Самостоятельная работа. Учащиеся работают с учебным пособием и отвечают на
Вариант 1. Укажите значение хвощей в природе и жизни человека.
Предполагаемые ответы:
• Как и все растения, осуществляют процесс фотосинтеза и являются источником кислорода.
• Многие хвощи являются пионерными растениями и первыми появляются на пустырях и пожарищах.
• Хвощи являются природным индикатором закисленности почв.
• Некоторые хвощи служат кормом для оленей и кабанов.
• Жесткие побеги хвоща раньше измельчали и использовали при полировке металлических изделий.
• Виды этих растений, являясь представителями современной флоры, в основном определяются человеком как сорняки, имеющие ядовитые свойства. Известно, что на пастбищах, где встречаются хвощи, возможны случаи отравления домашних животных этим растением. Его случайное употребление может привести к смертельному исходу. По указанной причине сенокосные луга, где начал расселение хвощ, постепенно перестают использоваться по своему прямому назначению.
• Растение используется при производстве мочегонных и кровоостанавливающих препаратов.
• Сыграли важную роль в образовании каменного угля.
Вариант 2. Укажите значение плаунов в природе и жизни человека.
Предполагаемые ответы:
• Споры плаунов используют в аптечном деле. Споры содержат 49% жира и 2 % сахара. Споры употребляются в аптеках для пересыпк пилюль, чтобы они не становились влажными, и как присыпка грудных детей.
• Споры плауна издавна использовались в театрах для световы эффектов: при зажигании они дают яркую вспышку. Их употребляют при изготовлении ракет, применяемых для сигнализации. Тропические виды разводят в оранжереях как красивые декоративные растения.
• Особое значение споры плауна имеют в литейном деле при отливе мельчайших деталей: ими обсыпают формы.
• Как корм плауны никакой ценности не имеют, они практически не поедаются животными.
• Сыграли важную роль в образовании каменного угля.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
6.1. Самостоятельная работа. Заполнение сравнительной таблицы.
Признак для сравнения | Мхи | Хвощи | Плауны |
Корни | Отсутствуют | Придаточные корни | Придаточные корни |
Побеги | Ветвящиеся и неветвящиеся | Делятся на весенний и летний, корневище, прямостоячий | Имеет верхушечное ветвление, корневище, прямостоячий или стелющийся |
Листья | Мелкие зеленые | Чешуйчатые, мелкие, не фотосинтезируют | Зеленые мелкие |
Размножение | Спорами | Спорами | Спорами |
Оплодотворение | С помощью воды | С помощью воды | С помощью воды |
Спорофит | Коробочка на ножке | Листостебельное растение | Л истостебе л ьное растение |
Гаметофит | Листостебельное растение | Заросток, зеленый, фотосинтезирует | Заросток, бесцветный, живет под землей в симбиозе с грибами |
Где обитают | На болоте, в лесах | У воды, в лесах, на полях | В лесах |
Жизненный цикл | Спорофит — спорангии — споры — гаметофит — половые органы (архегонии и антеридии) — половые клетки (яйцеклетка, сперматозоиды) — оплодотворение — зигота — спорофит |
6.2. Применение полученных знаний. Учитель возвращается к заданию целемотивационного этапа — заново зачитывает высказывания; учащиеся исправляют допущенные ошибки.
6.3. Ребусы.
7. Информация о домашнем задании
§ 41 (с. 124—128); подготовить сообщение о древних папоротниках и их значении (одному учащемуся, по желанию).
8. Подведение итогов урока
9. Рефлексия
Учащиеся высказывают впечатления об уроке, отвечая на вопросы:
— Было ли вам интересно на уроке?
— Удалось ли приобрести новые знания и умения?
— Применяли ли свои знания при ответах на вопросы?
— Какой отметкой вы бы оценили свою работу на уроке?