«Зимний фестиваль знаний 2025»

План конспект открытого урока по биологии. ТЕМА_ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. СЕРДЦЕ, ЕГО СТРОЕНИЕ.

План конспект открытого урока по биологии ТЕМА_ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. СЕРДЦЕ, ЕГО СТРОЕНИЕ.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ТЕМА: КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. СЕРДЦЕ, ЕГО СТРОЕНИЕ.
Цели урока:
* учебная: познакомить учащихся с кровеносной системой и особенностями
кровообращения в теле человека и его значением; конкретизировать знания учащихся
о строении и свойствах сердечной мышцы; сформировать конкретное представление
о строении сердца, связи между его строением и функциями;
* воспитательная: продолжить формировать научное мировоззрение на основе знаний о
эволюцию кровеносной системы;
• развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать;
совершенствовать умения и навыки работы с текстом учебника,
рисунками; воспитывать любознательность, желание глубже познать свой
организм.
* Ученики должны:
* знать: строение и свойства сердечной мышцы; строение и функции сердца;
* уметь: определять взаимосвязь между строением сердца и его функциями;
объяснять значение сердца и кровообращения.
* иметь представление о следующем: эволюции органов кровообращения; историю открытия

кругового движения крови В. Гарвеем (1628 г.); кровоснабжение сердца; коро-
нарне круг кровообращения.

* Тип урока: интегрированный урок-исследование; усвоение новых знаний,
формирование умений и навыков.
Методы:
1. информационно-рецептивный:
а) речевой (рассказ, объяснение, работа с учебником);
б)наглядный (демонстрация таблиц, презентации).
2. Системно-структурный (биологический диктант, тестовые задания,
разгадывание кроссворда).
3. поисковый (подготовка коротких сообщений об истории открытия
электрокардиограф).
4. стимулирование и мотивации.
5. контроля и взаимоконтроля.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: внутрицикловые (химия, физика, литература),
межтемные (зоология), межцикловые (медицина).
Понятие и термины: эндокрад, миокард, эпикард, предсердие, желудочек,
клапаны створчатые и полулунные, электрокардиограф, электрокардиограмма.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Добрый день, уважаемые девятиклассники!
Я рада вас приветствовать в стенах нашего исследовательского класса.
Если у нас речь об этом, и если день этот действительно добрый,
Пусть он вам радость и удовольствие принесет!
- Всем известно, что учителя без ученика не существует, и наоборот. Поэтому мы
объединим свои силы для изучения нового материала. Я рассчитываю на вашу
активную и творческую работу и надеюсь, что дух партнерства поможет нам в
этом.
- А теперь внимание на доску, девизом нашего урока я предлагаю взять
слова Конфуция
Давайте обратимся к словам, написанным на доске:
Есть в мире множество различных см,
Что в восторг нас приводят.
Многие их исследовали
И объяснений не находит...
Организм человека-сложная система, которая образована разнообразными

клеточными и тканевыми структурами. Существование многоклеточного ор-
ганизма невозможно без существования единой системы сопряжения, которая бы

объединяла отдельные клетки и их группы в единое целое. Именно эту функцию и
выполняет кровеносная система.
Давайте вспомним, что такое кровь? Какой состав она имеет и какие функции
выполняет?
С целью определения качества усвоения изученного материала предлагаю вам
биологический диктант.
1. Закончите фразы
1)Свойство организма к защите от инородных тел — ...иммунитет.
2)Инородные тела, которые попадают в организм — ...антигены.
3) поглощение инородных тел -...фагоцитоз.
4)Основной белок эритроцитов — ...гемоглобин.
5) Фагоцитоз был открыт — ...Мечниковым.
6) соединение гемоглобина с кислородом — ...оксигемоглобин.
7)Красные кровяные клетки — ...эритроциты.
8) белки, возникающие во время выработки иммунитета — ...антитела.
9) человек, у которого берут кровь для переливания -...донор.

10) человек, которому пересаживают ткань -...реципиент.
11) кровь, насыщенная кислородом -...артериальная.
12)В свертывании крови участвуют — ...тромбоциты.
С целью самоконтроля и взаимоконтроля ученики попарно обмениваются
карточками и исправляют ошибки товарищей красной ручкой. Учитель
зачитывает правильные ответы вслух, а ученики оценивают свои работы.
Учитель предлагает дать ответ на вопрос:
1. Какие функции выполняет кровь? (защитную, транспортную, гомеостатическую)
2. Какая система органов обеспечивает движение крови?
3. Какие органы входят в кровеносную (сердечно-сосудистую) систему?
4. Какие кровеносные сосуды вы знаете?
5.Назовите отличительные признаки артериальной и венозной крови.
7. Какой орган обеспечивает движение крови по сосудам?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель предлагает ответить на вопросы кроссворда, ключевым словом
которого есть тема урока: (сердце)
1
2
3

5
1. какую функцию выполняют лейкоциты? (Защитную)
2. что переносят красные кровяные тельца? (Кислород)
3. внутренняя среда организма. (Кровь)
4. какие клетки выполняют функцию свертывания? (Тромбоциты)
5. в состав каких кровяных телец входит гемоглобин? (Эритроциты)
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
С целью формирования у учащихся умения направлять свою деятельность на
достижение цели учитель предлагает самостоятельно сформулировать ее. Затем
школьники записывают тему, цель урока, требования к знаниям и умениям. На основе

своих ответов они вместе с учителем делают вывод: сердце-цен-
тральный орган кровеносной системы, осуществляющий движение крови по организму. С

деятельностью сердца связывают начало и конец жизни.
Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему кровеносная система, и
центральной фигурой на сегодняшнем уроке у нас будет – сердце. Тому
тема урока: "кровеносная СИСТЕМА. СЕРДЦЕ, ЕГО СТРОЕНИЕ»

цель урока:
продолжить знакомство с кровеносной системой и особенностями
кровообращения в теле человека и его значением; конкретизировать знания о
строение и свойства сердечной мышцы; сформировать конкретное представление о
строение сердца, связь между его строением и функциями; продолжить
формировать научное мировоззрение на основе знаний об эволюции кровеносной
системы; развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать;
совершенствовать умения и навыки работы с текстом учебника, рисунками;
воспитывать любознательность, желание глубже познать свой организм.
(Слайд1 )
 Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
 Что вы хотели бы сегодня узнать?
Учитель. Ни один орган не является таким величественным и важным как сердце. И с одним
другим органом не связано столько легенд, интриг и романтики. Например, в
словах известного украинского поэта В. Сосюры также упоминается этот
величественный орган:

«Всім серцем любіть Україну свою
І вічні ми будемо з нею ...»
Или песня т. Повалий " мое сердечко»
"Мое сердце надеется
Мое сердце колеблется...»

Сердце – это не только литературный образ, но и образ духовности, который
находит свое место и в религиозной жизни человека.
Демонстрация иконы "Умягчение злых сердец" (из истории)
Когда Божья Матерь на 40 день рождения Иисуса Креста пришла с ним к
храма. К ней подошел св. Старец Симеон Богоприятец и увидел в
Христе не просто ребенка, а ожидаемого всем израильским народом
Освободителя, Мессию. Старец обратился к Богоматери и сказал: "Будет
твой Сын предметом пререканий: одни будут говорить, что он благ , другие,
наоборот, что он обманывает народ. И сделают его как мишень, в которую стреляют
повесив его на дереве крестом и, как стрелами, пронзив его
гвоздями и копьем. В то время и тебе Божья Матерь пройдет сквозь душу
скорби и болезни сердечной, когда увидишь Его на кресте и когда будешь
провожать его из мира».
Это прородство Симеона и изображено на этой иконе. 7 копий, что означает в
Св. Писании «полноту» чего – либо, в этом случае полнота горя,
скорби и болезни сердечной, которые были принесены Богоматери.
V. восприятие и усвоение учениками НОВОГО
Материала

1. Эволюция кровеносной системы и сердца позвоночных
На основе знаний о кровеносной системе и сердце позвоночных, которые учащиеся
получили, изучая зоологию, и с целью формирования у них логического
мышление учитель использует приемы сравнения, анализа и предлагает
проверить свои знания.
1-й ученик. Кровообращение-непрерывное движение крови сосудами. Если кровь
циркулирует лишь по сосудам — это замкнутая кровеносная система; если же она
«выходит» за пределы сосуда — незамкнутая. Плоские черви не имеют никакой
кровеносной системы. ее функцию по транспортировке питательных веществ
выполняет средняя кишка, которая сильно разветвляется, а кислород попадает
диффузно через покровы тела. Нет кровеносной системы и у круглых червей.
Транспорт питательных веществ осуществляет полостная жидкость, получение
энергии в них происходит путем гликолиза.
Тип кольчатые черви-замкнутая система кровообращения, сердца нет.
Тип членистоногие и моллюски-незамкнутая система кровообращения, сердце —
пульсирующая участок сосуда или разделенный на камеры мышечный орган.
Класс Ланцетники — замкнутая система кровообращения, сердца нет, его
функцию выполняет передний отдел брюшного сосуда.

2-й ученик. Надкласс рыбы-замкнутая система кровообращения; один круг кро-
вообігу; сердце двухкамерное (предсердие и желудочек); кровь в сердце венозная.

Класс Земноводные. Класс пресмыкающиеся-замкнутая система кровообращения, два круга

кровообращения; сердце трехкамерное; правое предсердие — венозная, левая — артері-
альна, желудочек-смешанная.

3-й ученик. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Ряд крокодилы-четырехкамерное
сердце; кровь не смешивается; левая половина сердца-кровь артериальная, правая —
венозная.

Кровеносные системы позвоночных

Животные отделы сердца количество кругов
кровообращения

Рыбы предсердия, желудочек Одине
Земноводные два предсердия, один желудочек Два
Пресмыкающиеся, кроме
крокодилов

Два предсердия, один желудочек Два

Крокодилы, птицы,
млекопитающие

Два предсердия, два желудочка Два

Вместе с учителем ученики формулируют вывод: система кровообращения

появилась у животных в процессе эволюции в связи с повышением их актив-
ности и увеличением размеров тела, а появление четырехкамерного сердца

обеспечила теплокровность и высокую активность птиц и млекопитающих.

Сообщения о первых

ученых кровеносной системы.

(Слайды 2-3)
2. Значение сердца, его расположение и масса
Кровеносная система человека построена так же, как у всех млекопитающих. Сердце
четырехкамерное, расположенное в левой части грудной полости между правой
и левым легким. Сердце — это полый мышечный орган, состоящий
из двух предсердий и двух желудочков. Левая и правая его части имеют общую
перегородку, полностью разделяющую артериальную и венозную кровь, исключает
возможность ее смешивания. В правой половине течет венозная кровь, в левой —
артериальная. (Слайды 4-6)
Ученикам предлагают поработать с учебником с последующим
обсуждением. Выяснить строение сердца,оболочки и клапаны сердца, свойства
сердечной мышцы.
Сердце размещено в околосердечной сумке-перикарде, в которой содержится
жидкость, уменьшающая трение сердца во время сокращения.
(Слайд 7)

Параметры сердца: масса — 250-350 г, длина — 14-16 см, толщина — 12-
15 см (размеры сердца соответствуют размеру кулака человека).

(Слайд 8)

Кровь течет по замкнутому кругу: сердце — артерии — капилляры — вены —
сердце. Таких кругов в организме человека два — большое и малое.

(Слайд 9 )

3. Оболочки сердца. Клапаны сердца. Свойства сердечной мышцы
Стенка сердца состоит из 3-х слоев: наружного (эпикарда), среднего
(миокарда) и внутреннего (эндокарда). Миокард в разных частях сердца
имеет разную толщину. Миокард желудочков толще миокарда предсердий,
потому что они выполняют большую работу по перекачиванию крови. Особенно
толстой стенка левого желудочка.
(Слайд10)

Свойства миокарда. Для сердечной мышцы свойственны возбудимость,
сократимость, проводимость, автоматизм.
(Слайд 11)

Важными для работы сердца являются клапаны (2 створчатые и 2 полулунные), которые
препятствуют обратному течению крови.
(Слайд12-13 )
Обсуждения с учащимися вопросов
1) Чем объяснить, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого?

В процессе беседы учащиеся делают вывод о том, что движение крови
обеспечивается ритмическими сокращениями сердца, которое работает как
насос, клапаны препятствуют обратному течению крови, перекачивая по

кровеносной системе кровь в одном направлении-от предсердий к желудочку-
ков. Разрушение створчатых клапанов может вызвать тяжелые болезни.

Прекращение движения крови является смертельно опасным для организма
4. Интересно знать
Учитель. "Знаете ли вы , что ...»
 Сердце в состоянии покоя делает 60-80 сокращений за 1мин. за сутки
сокращается около 100 тыс. раз.
 сердце за сутки перекачивает 7тыс. л крови. Это равнозначно, что поднять
железный вагон на высоту 1м.
Сердце обеспечивает кровью весь организм человека, а также
требует постоянного поступления кислорода и питательных веществ. К
для нормальной деятельности оно имеет большую потребность в этих
веществах, чем другие органы. Обмен веществ в миокарде происходит в
10-20 раз интенсивнее, чем в любом другом органе человека.
Кровоснабжение сердца осуществляется специальными артериями, которые
называются коронарными, или венечными. По коронарным артериям по
сутки протекает в среднем 350 л крови.
 Как вы думаете, а сердце работает всегда или ночью может оно отдыхает
вместе с нами?
Учитель. Сердце работает не отдыхая в среднем 65 – 70 лет. Сердце
современного человека-это орган, который подвергается наибольшим ударам со стороны
экологических изменений, нерационального и несбалансированного питания.
Сегодня в Украине больных сердечно-сосудистыми заболеваниями выросла в три
раза за последние 5 лет. Если раньше 10 лет назад сердечные болезни мужчин
беспокоили в 40 лет, а женщин в 50 лет, то сегодня она снизилась до 30
лет.
VI. ОСМЫСЛЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
С целью осуществления межпредметных связей учитель предлагает ученикам
проблемный вопрос: обоснуйте связь полученных знаний с практикой.
Учитель. Техника в наше время смело проникает во все отрасли жизни,
особенно в медицину. Трудно представить больницу без сложного технического
оборудование. Быстрое развитие техники обеспечило врачей многими
электрическими помощниками, один из которых является электрокардиограф.

(Слайды 14-15 )

Ученик зачитывает стихотворение

Он живет три года с половиной
Как "сердечник": у него порок!
Сотни стетоскопов изучали
От рожденья слабенькую грудь.
Терапия думала в печали:
"Я бессильна сделать что-нибудь!»
А мальчишку уж не держат ноги,
По ночам холодные, как лед.
Сердце матери стучит в тревоге:
"Кто же, кто же? Кто его спасет?»
Согревая руки дорогие,
Мать шептала: "Кто поможет? Кто же?»
И тогда сказала Хирургия:
"Это может сделать только нож!»
Вот оно, сердечко, бьется верно,
Лежа на ладони у врача...
Через маску короткие приказы,
А момент торжественен и строг.
Пальцы ищут, не уловишь сразу,
Где в сердечке маленьком порок,
А вокруг томятся ассистенты
В этот полный напряженья час,
Наготове держат инструменты —
От ребенка не отводят глаз.
Что там пересаживать, откуда —
Это все известно лишь врачу.
Но когда сердечко протолкнуло
Новых сил притока в первый раз,
Сколько света сразу промелькнуло
В перегляде напряженных глаз!..
...Кончено! Момент традиционный —
Гасят свет. Ребенок будет жив!
Гомоня, из операционной
Вышли все, хирурга окружил,
А хирург, склоняясь к больничной няньке,
На ходу сказал: "А ну-ка, мать,
Ты мне там накапай валерьянки,
Что-то сердце стало уставать».
VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

С целью систематизации и обобщения полученных знаний учитель предлагает
ученикам тесты.
1. тестовые задания
1. клапаны сердца
А) препятствуют обратному течению крови
Б) способствуют обратному течению крови
2. эпикард
А) выстилает внутреннюю поверхность сердца
Б) укрывает сердце снаружи
3. для сердечной мышцы свойственны
А) возбудимость, проводимость, сократимость
Б) возбудимость, теплопроводность, сократимость
4. кровь от сердца движется в
А) два разных направления
Б) одном направлении
5. коронарные артерии
А) кровоснабжающие легкие
Б) кровоснабжающие сердце
2. Интерактивная игра " воспроизведи строение сердца»
Соревнования парам
Задача 1. Объясните высказывания
 «Горячее сердце»
 «Сердце кровью обливается»
 «Оторвать от сердца»
 «Каменное сердце»
 «Сердце в пятках»
Соревнования группам
Задача 2. Подберите синонимы к слову сердце.
Самое доброе, нежное, любящее, ласковое, одинокое, горячее, разбитое, чуткое,
холодное, мертвое, живуче, верное, мягкое .
 Понравился ли вам урок?
 Оправдались ли ваши надежды?
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель анализирует активность класса в течение урока и характеризует уровень
знаний каждого ученика, давая рекомендации.
Ученики каждый себе выставляют оценки.
 Каждый ли получил ответ на вопрос который ставил перед собой?

Если вы получили ответы на все интересующие вас вопросы перед
началом урока перевесь песчинки ваших знаний на чашу.
Думаю, что сегодня вы осознали для себя все величие человеческого сердца и
убедились в том, что его нужно чтить, любить, прислушиваться к
него и дарить его как приятный сувенир. Давайте поблагодарим своем
нежнейшему органу, начиная словами " Я благодарю своего сердца за то,
что ...»
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проработать параграф 23 учебника, дать ответы на вопросы к
параграфа, знать строение сердца и свойства мышцы.
Творческое задание
Подготовить кроссворд «Заболевания кровеносной системы»
Завершающее слово учителя (Слайд 16 )
Сердце-словно своеобразный мотор:
Ловко работает с утра до ночи.
От его силы зависит жизнь,
Оно поддержки и защиты хочет.
Стрессы, депрессия и алкоголь —
Это враги его. С ними борись!
Сердцу радоваться позволь,
В долгожители ты запишись!
Шаги навстречу здоровью сделайте —
И до ста лет счастливо живите!
Анна Стецько

Икона Пресвятой Богородицы
"Смягчение злых сердец", или

"Семистрільна"

Объясните выражение " Горячее сердце»
Объясните выражение " Сердце кровью обливается»
Объясните выражение " оторвать от сердца»
Объясните выражение " каменное сердце»
Объясните выражение " Сердце в пятках»

1. Закончите фразы
1.Свойство организма к защите от инородных тел — ...
2. инородные тела, которые попадают в организм -...
3 .поглощение инородных тел—...
4 .основной белок эритроцитов—...
5. Фагоцитоз был открыт — ...
6. соединение гемоглобина с кислородом -...
7 .красные кровяные клетки—...
8.Белки, которые возникают во время выработки иммунитета ...
9. человек, у которого берут кровь для переливания -...
10. Человек, которому пересаживают ткань — ...
11. Кровь, насыщенная кислородом — ...
12. в свертывании крови участвуют -...
13.В случае воспаления в организме увеличивается количество — ...
14. активный иммунитет формируется с помощью -...
15 .иммунная реакция мгновенного действия—...
16 .аллергию вызывают—...
17 .групп крови существует—...
1. Закончите фразы
1.Свойство организма к защите от инородных тел — ...
2. инородные тела, которые попадают в организм -...
3 .поглощение инородных тел—...
4 .основной белок эритроцитов—...
5. Фагоцитоз был открыт — ...
6. соединение гемоглобина с кислородом -...
7 .красные кровяные клетки—...
8.Белки, которые возникают во время выработки иммунитета ...
9. человек, у которого берут кровь для переливания -...
10. Человек, которому пересаживают ткань — ...
11. Кровь, насыщенная кислородом — ...
12. в свертывании крови участвуют -...
13.В случае воспаления в организме увеличивается количество — ...
14. активный иммунитет формируется с помощью -...
15 .иммунная реакция мгновенного действия—...
16 .аллергию вызывают—...
17 .групп крови существует—...
1. Закончите фразы
1.Свойство организма к защите от инородных тел — ...
2. инородные тела, которые попадают в организм -...
3 .поглощение инородных тел—...
4 .основной белок эритроцитов—...
5. Фагоцитоз был открыт — ...
6. соединение гемоглобина с кислородом -...
7 .красные кровяные клетки—...
8.Белки, которые возникают во время выработки иммунитета ...
9. человек, у которого берут кровь для переливания -...
10. Человек, которому пересаживают ткань — ...
11. Кровь, насыщенная кислородом — ...
12. в свертывании крови участвуют -...
13.В случае воспаления в организме увеличивается количество — ...
14. активный иммунитет

формируется с помощью -...
15 .иммунная реакция мгновенного действия—...
16 .аллергию вызывают—...
17 .групп крови существует—...

1. Закончите фразы
1.Свойство организма к защите от инородных тел — ...
2. инородные тела, которые попадают в организм -...
3 .поглощение инородных тел—...
4 .основной белок эритроцитов—...
5. Фагоцитоз был открыт — ...
6. соединение гемоглобина с кислородом -...
7 .красные кровяные клетки—...
8.Белки, которые возникают во время выработки иммунитета ...
9. человек, у которого берут кровь для переливания -...
10. Человек, которому пересаживают ткань — ...
11. Кровь, насыщенная кислородом — ...
12. в свертывании крови участвуют -...
13.В случае воспаления в организме увеличивается количество — ...
14. активный иммунитет формируется с помощью -...
15 .иммунная реакция мгновенного действия—...
16 .аллергию вызывают—...
17 .групп крови существует—...

1. тестовые задания
1. клапаны сердца
А) препятствуют обратному течению крови
Б) способствуют обратному течению крови
2. эпикард
А) выстилает внутреннюю поверхность сердца
Б) укрывает сердце снаружи
3. для сердечной мышцы свойственны
А) возбудимость, проводимость, сократимость
Б) возбудимость,теплопроводность, сократимость
4. кровь от сердца движется в
А) два разных направления
Б) одном направлении
5. коронарные артерии
А) кровоснабжающие легкие
Б) кровоснабжающие сердце
1. тестовые задания
1. клапаны сердца
А) препятствуют обратному течению крови
Б) способствуют обратному течению крови
2. эпикард
А) выстилает внутреннюю поверхность сердца
Б) укрывает сердце снаружи
3. для сердечной мышцы свойственны
А) возбудимость, проводимость, сократимость
Б) возбудимость, теплопроводность, сократимость
4. кровь от сердца движется в
А) два разных направления
Б) одном направлении
5. коронарные артерии
А) кровоснабжающие легкие
Б) кровоснабжающие сердце

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее