Пхиденко Л.Н. учитель биологии и географии
МБОУ «Чкаловская СОШ»
Мастер-класс «Учебная ситуация как средство формирования УУД»
(построен на интерактивной технологии социо-игрового стиля)
Цель: Демонстрация системы педагогической деятельности.
Задачи: 1.Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы обучающимся реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса: выделение проблемы – вводное слово мастера, описание принципов, содержания, форм, средств, используемых в работе мастером, объединение в группы для решения проблемы, с последующими комментариями, представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы.
Ход мастер-класса:
Тема нашего мастер – класса - «Учебная ситуация как средство формирования УУД»
Эпиграфом к нашему сотрудничеству я выбрала слова одного из авторов данной технологии Вячеслава Михайловича Букатова
… школьники всегда БЛАГОДАРНЫ
не столько учителю-лидеру, сколько учителю-ВЫДУМЩИКУ…
Актуальность данной темы:
Современный урок в связи с требованиями федерального государственного стандарта строится на системно-деятельностном подходе. Задача учителя на уроке не просто понятно интересно донести информацию до ученика, а включить его в активную учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а так же формированию УУД, является создание учебных ситуаций на уроке.
Учебная ситуация (новое понятие в Стандартах) - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия; исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, частично запоминают.
Созданию активной познавательной деятельности во многом содействует социо-игровая «режиссура урока», представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым, на которой и основывается данный мастер-класс.
Кто из педагогов старшего и среднего поколения не знает, картину Н.П. Богданова
Бельского «Устный счет»? Дети сосредоточенно вычисляют ответ, мелом на доске выведенного учителем примера, весьма трудного не только для устного счета, но и для решения в столбик (на
высококачественных иллюстрациях содержание этого примера хорошо различимо):
10² + 11² + 12² + 13² + 14²
365
Все как один заняты вычислениями. Отпавших от работы нет! Почему? Секрет следует искать в двигательной активности, в свободе мизансцен, в общем ритме, допускающем индивидуальность темпа работы каждого ученика. Приглядевшись к картине, можно обнаружить интересную подробность. Сидит (!) всего один человек — учитель. Остальные свои вычисления выполняют стоя, имея возможность свободно двигаться по классу. Сегодня чаще случается наоборот: учитель то и дело прохаживается по учебной комнате, а его ученики, как в смирительных рубашках, послушно сидя на своих местах.
Социо-игровой стиль обучения (или «режиссура урока», как его чаще именуют в педагогической прессе) ищет способы такого общения детей с взрослым на школьных уроках, при которых утомительная принудиловка уступает место увлеченности.
Опыт работы экспериментальных площадок показывает, что подобное начинает происходить, когда на уроке используется работа малыми группами. И когда обучение сочетается с двигательной активностью учеников и сменой мизансцен, лидерства, ролей и функций. Сопряжение этих условий уже создает на уроке особую весьма живую атмосферу. Тогда игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности.
В социо-игровой педагогике для преодоления проблемы - скуки и заорганизованности дидактических игр - существует БАБОЧКА СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ. Для того, что бы все ученики могли работать на уроке с текстом, есть цепочка процедур, приводящих к пониманию сложного, непривычного, пугающего своей новизной текста. Цепочка эта воспроизведена на правом и левом крылышках БАБОЧКИ. (рассмотреть таблицу)
У бабочки два крыла, на каждом из которых по 12 ячеек. В свою очередь каждая ячейка состоит из двух треугольных полусекторов. Детское продвижение по треугольничкам обычно происходит и скачкообразно, и непоследовательно. Для каждого ребёнка траектория оказывается своей. И «групповая работа» обеспечивает каждого ребёнка возможностью находиться в том самом треугольничке, в котором ему «здесь и сейчас» быть лучше всего.
Например: раздали каждый группе листочек с текстом. Что обычно происходит? Кто-то двигает листок к себе или командует другим, куда нужно подвинуться, чтобы всем было видно. А кто-то в это же самое время начинает внимательно сам всматриваться в текст, тогда как его соседу интересно следить, куда показывает пальцем один из сверстников. Ну и, конечно, кто-то говорит сам, а кто-то - обычно самый робкий - слушает других.
Выход же довольно прост: стараться не нарушать на уроках естественной последовательности в путешествиях детей за индивидуальным пониманием. То есть каждому ученику стараться обеспечить возможность найти и осуществить свою личную траекторию понимания.
А именно: сначала дать выход непроизвольным побуждениям (левый край таблицы), затем обеспечить возможность восприятия ими «работы других» (центральная вертикаль таблицы), - вот тогда, даже самые слабые начнут довольно правильно отвечать. А главное - вызывать неподдельный и вполне деловой интерес у своих более сильных соседей.
Конечный результат деятельности, построенной по таблице-БАБОЧКЕ - помочь ребёнку научиться слышать себя.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе - обучение учеников правилам общения, культуре общения (учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ученик на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. учение через общение
В результате этой работы у учеников развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Работа творческих групп
Уважаемые коллеги, а сейчас прошу вас активно поработать в группах.
I. Деление на группы (проходит стихийно)
- рассчитайтесь на 1-5-й рассчитайтесь.
При объединении учеников в микро-группы можно использовать разные варианты: объединится по симпатиям, по одинаковому признаку в одежде, по полу, по первой букве имени и т.д.
II. Название команд.
- Придумайте название командам и запишите названия на доске.
Коммуникативные УУД: установление учебного сотрудничества; учет разных мнений; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; разрешение конфликтов.
Личностные УУ: самоопределение к деятельности; осознание ответственности за общее дело.
III. Выбор посыльных и получение заданий.
- Выберите посыльного. Каждый раз он будет новый. Пришлите посыльного ко мне.
- Все группы получают одинаковые тексты (тексты должны быть не более одного печатного листа).
- По слову «пожалуйста» вы должны будете выполнять задания. Если команда выполнила задание, она встает, а новый посыльный записывает ответ на доске. Остальные команды тоже встают. Первая команда садиться, а остальные команды заканчивают работу стоя.
Применяется здоровьесберегающая технология, благодаря постоянному перемещению по классу и двигательной активности команд.
Коммуникативные УУД: установление сотрудничества, умение корректировать свое поведение, умение достаточно выражать свои мысли (учебные задачи).
Регулятивные УУД: принятие и удержание учебной задачи.
IV. Выполнение заданий.
- Перед текстом запишите название своей команды.
- Определите, сколько предложений в тексте. Второй посыльный запишет это число на доске напротив названия своей команды.
- Сколько букв «Р» в тексте? Третий посыльный запишет это число на доске напротив названия своей команды.
- Сколько в тексте глаголов? Четвертый посыльный запишет это число на доске напротив названия своей команды.
Конечно, можно просто дать задание «Прочитайте текст». Но куда интереснее в тексте искать что-то «спрятанное». Таким ненавязчивым способом ученики читают текст несколько раз, фиксируя результаты заданий на доске. Здесь важно не количество найденных точек и букв, а знакомство обучающегося с новой для него информацией.
Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Личностные УУД: мотивация учения.
V. Следующее задание.
- С помощью посыльного поменяйте листы на другие.
- Восстановите текст.
- Оцените свою работу, поставив оценку в квадратике на листе. А посыльный поставит ее в квадратике на доске напротив названия своей команды.
Текст меняется на совершенно такой же, но с пропущенными словами и фразами, таким образом, обучающимися фиксируется усвоение новой информации.
Коммуникативные УУД: планирование, определение функции каждого участника, способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера, умение достаточно точно выражать свои мысли.
Познавательные: синтез (восполнение недостающих компонентов), построение логической цепи рассуждения.
Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело.
VI. Взаимооценивание.
- Все команды встали и поменялись местами по часовой стрелке.
- Команды-проверяющие указывают название своей команды в нижней части листа и посыльный от команды на доске в треугольнике (текст с пропущенными словами,.проверяется другой командой. Все результаты фиксируются на доске напротив названия команды).
VII. Проверка проверяющих.
- Начинаем процедуру судейства или проверку проверяющих.
- Посыльный из судейской команды получает эталон.
- Команда-судья указывает название своей команды и проверяет проверяющих. Оценку поставим на листах и на доске в кругу.
Регулятивные УУД: внесение необходимых изменений и корректировка, оценка (осознание уровня усвоения), контроль.
VIII. Подведение итогов.
Команды заполняют схему «Учебная ситуация»
(пропущены слова: предмет действия, исследование, преобразование, частичное запоминание)
Схема «Учебная ситуация»
ЦЕЛЬ ?
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА ?
«АРАНЖИРОВКА» ?
МОТИВАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТ УЧАЩИХСЯ ?
УЧЕНИЕ
Лист контроля взамодействия в группах
Инструкция:
Прочитайте показатель
Поставьте балл в столбце «Оценка группы» от 1 от 2:
4 – удалось очень хорошо;
3 – в целом удалось;
2 – удалось частично;
1 – не удалось.
Показатель | Макси-мальный балл | Оценка группа | Что необходимо исправить |
Определение цели. | 4 |
|
|
Выбор пути решения проблемы. | 4 |
|
|
Умение находить информацию, её отбирать, делиться её. | 4 |
|
|
Уважение к чужому мнению. | 4 |
|
|
Общение в группе. | 4 |
|
|
Работа всех членов команд. | 4 |
|
|
Четкое распределение ролей. | 4 |
|
|
ИТОГО: | 28 |
|
|
25-28 баллов – сотрудничество и взаимодействие получилось. Вы очень хорошо поработали.
20-25 баллов – сотрудничество и взаимодействие получилось. В ходе работы вы сталкивались с проблемами в общении, но преодолевали их.
25-20 баллов – сотрудничество и взаимодействие частично отразилось в вашей работе. Скорее всего, вам нелегко было работать в группе.
До 15 баллов – у вас не получилась общая работа в группе. Подумайте, что необходимо исправить в поведении друг друга.
Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
4. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
5. Необходимо ли вам с целью самообразования подробней изучить таблицу БАБОЧКУ?
- Заполните лист взаимодействия команды.
Данная технология позволяет не только интересно провести урок, но, благодаря ей, формируются все виды УУД, что и требует от современного учителя Федеральный государственный стандарт.
- Благодарю за сотрудничество! Творческим всем успехов!