Педагогический проект «Развитие художественного интеллекта», Михайлова А.М.
Введение
В современном образовании деятельность эстетической направленности, а именно изобразительная и дизайн-деятельность младших школьников являются основными составляющими в системе эстетического воспитания, в системе эмоционального и когнитивного развития. Занятия эстетического цикла играют важнейшую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к искусству и действительности, эмоционального отношения и восприятия окружающего мира, одним словом, в формировании художественного интеллекта. Поэтому на сегодняшний день актуальны различные проектные разработки, направленные на развитие художественного интеллекта у младших школьников.
Потребность предлагаемого проекта заключается в том, что на сегодняшний день, не смотря на требования стандартов, во многих школах занятия эстетического цикла занимают далеко не приоритетное место по отношению к другим видам деятельности. Многие программы эстетического цикла предполагают развитие отдельных параметров художественного интеллекта, что не соответствует комплексной структуре художественного интеллекта, это может привести к негармоничному развитию личности. На сегодняшний день наблюдается противоречие: с одной стороны, на государственном уровне снижается интерес к эстетическому, художественно-творческому образованию, это объясняется сокращением программ и отсутствием инициатив в области художественного образования, с другой стороны в социуме наблюдается активное увлечение разнообразным дизайном, декором, флористикой и т.д.
Проект представляет собой разработанную нами систему творческих заданий, целостно развивающих художественный интеллект у младших школьников.
В роли целевой группы выступят младшие школьники.
Тип проекта: проект является творческим и практико-ориентированным, предусматривает совместную работу учителя и учеников.
Продолжительность проекта: сроки проведения варьируются от 2 до 3 месяцев.
Предлагаемый проект разработан на основе определенной, выстроенной нами, модели структуры художественного интеллекта с учетом особенностей периода младшего школьного возраста.
Название блоков | Параметры художественного интеллекта |
Когнитивный | Способность к ассоциированию, преобразованиям (вариативность) |
Эмоциональный | Эстетическая эмпатия |
Эстетический | Чувство стиля |
Мотивационный | Художественные интересы |
Цель проекта – развитие художественного интеллекта младших школьников на занятиях эстетического цикла.
Задачи проекта: познакомить детей с необычными творческими заданиями на занятиях эстетического цикла, научить, посредством предложенных творческих заданий, выражать свои эмоции, повысить эмоциональную отзывчивость у младших школьников на различные художественные явления, повысить уровень развития воображение, эстетической эмпатии.
Объектом исследования является процесс развития художественного интеллекта у младших школьников на занятиях эстетического цикла.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития художественного интеллекта младших школьников в деятельности эстетической направленности.
Гипотеза исследования: развитие художественного интеллекта младших школьников может быть успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
учете данных диагностики уровня развития художественного интеллекта;
реализации системы творческих дизайнерских и изобразительных заданий;
отборе содержания развивающих заданий, учитывающих модель структуры художественного интеллекта.
Реализации проекта будет осуществлена через систему творческих заданий.
Используемые методы в данном проекте:
- метод ассоциативного, эмоционального, зрительного, слухового восприятия;
-метод творческого моделирования.
Проект состоит из четырех циклов, в совокупности включающих в себя 10 занятий.
Циклы: «Я воображаю»; «Я чувствую»; «Я создаю», «Я хочу знать».
В цикле «Я воображаю» мы предложили следующие виды заданий:
«В мире живой фантастики» - занятие, направленное на умение фантазировать, создавать то, что отличается от непосредственных восприятий и переживаний ребенка (детям предлагается нарисовать фантастическое животное и растение, каждому изображению необходимо дать название);
«Натюрморт» - занятие, направленное на умение представлять перед собой картину на заданную тематику (детям предлагается нарисовать натюрморт на тему «Деревья, на которых растут мои мечты»);
«Я главный герой сюжета» - занятие, направленное на развитие воображения, умение представлять себя в той или иной ситуации (детям предлагаются репродукции, которые представляют собой сюжет, в котором ребенку необходимо представить себя главным героем и рассказать о своих действиях, о своем настроении и дать название сюжету).
В цикле «Я чувствую» мы предложили следующие виды заданий:
«Волшебник» - занятие, которое направлено на развитие умения представлять конкретные эмоции и уметь их изображать в рисунках (детям предоставляются иллюстрации волшебников, на которых необходимо изобразить лицо доброго, веселого, грустного и лицо злого волшебника).
«Палитра моих чувств» - занятие, направленное на развитие умения изображать свое настроение посредством красок, а так же на умение характеризовать настроение человека по рисунку и использованным в нем цветам (детям предлагается нарисовать свое настроение красками, причем нужно использовать только линии). После того как дети нарисуют свои рисунки, им предлагается поменяться работами с соседом по парте и рассказать самим о настроении своего соседа по рисунку.
В цикле «Я создаю» мы предложили следующие виды заданий:
«В мире форм» - занятие, направленное на развитие умения выделять различные формы, умение создавать свои воображаемые оригинальные формы, а так же использовать предложенные формы для создания придуманной ребенком конструкции (детям предлагаются вырезанные разноцветные разнообразные фигуры, из которых дети должны сконструировать фигуру и дать название);
«3 цвета красок» - детям предлагается нарисовать рисунок только тремя цветами красок на темы «Когда я грустный», «Когда мне весело».
«Книга моих желаний»- занятие, направленное на развитие художественной и конструкторско-технологической способности, умение создавать свои воображаемые оригинальные формы.
В цикле «Я хочу знать» мы предложили следующие виды заданий:
«Вселенная знаний»- занятие, направленное на развитие стремления к открытию новых знаний в области эстетического воспитания, на стимулирование творческих проявлений младших школьников (детям предлагается на листе бумаги формата А3 нарисовать необычную вселенную, на которой будут расположены различные планеты с названиями тех знаний, которые хотят приобрести ученики именно на занятиях эстетического цикла).
«В мире побуждений»- занятие, направленное на развитие умения осознавать ценности искусства и определять потребности в художественной деятельности (детям предлагается 1) прослушать музыкальное произведение и определить, на какие действия оно их побудило; 2) рассмотреть репродукцию, так же определить, на что побудило предложенное произведение).
После каждого занятия детям предлагается выполнить творческое домашнее задание в зависимости от тематики проведенного занятия.
Таким образом, по нашему мнению, данный проект является целостной системой развития художественного интеллекта. Мы предполагаем, что реализация предложенного проекта позволит получить положительные результаты в развитии художественного интеллекта у младших школьников.
Библиография
1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена 1999 г.
2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена 2002 г.
3. Барышева Т.А. От художественного интереса к художественному интеллекту. – СПб., 2011 г.
4. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.