«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Педагогический проект

В проекте рассматриваются обоснованный диапазон методов диагностирования и основные подходы к изучению художественного интеллекта.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Педагогический проект «Развитие художественного интеллекта», Михайлова А.М.


Введение

В современном образовании деятельность эстетической направленности, а именно изобразительная и дизайн-деятельность младших школьников являются основными составляющими в системе эстетического воспитания, в системе эмоционального и когнитивного развития. Занятия эстетического цикла играют важнейшую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к искусству и действительности, эмоционального отношения и восприятия окружающего мира, одним словом, в формировании художественного интеллекта. Поэтому на сегодняшний день актуальны различные проектные разработки, направленные на развитие художественного интеллекта у младших школьников.

Потребность предлагаемого проекта заключается в том, что на сегодняшний день, не смотря на требования стандартов, во многих школах занятия эстетического цикла занимают далеко не приоритетное место по отношению к другим видам деятельности. Многие программы эстетического цикла предполагают развитие отдельных параметров художественного интеллекта, что не соответствует комплексной структуре художественного интеллекта, это может привести к негармоничному развитию личности. На сегодняшний день наблюдается противоречие: с одной стороны, на государственном уровне снижается интерес к эстетическому, художественно-творческому образованию, это объясняется сокращением программ и отсутствием инициатив в области художественного образования, с другой стороны в социуме наблюдается активное увлечение разнообразным дизайном, декором, флористикой и т.д.

Проект представляет собой разработанную нами систему творческих заданий, целостно развивающих художественный интеллект у младших школьников.

В роли целевой группы выступят младшие школьники.

Тип проекта: проект является творческим и практико-ориентированным, предусматривает совместную работу учителя и учеников.

Продолжительность проекта: сроки проведения варьируются от 2 до 3 месяцев.

Предлагаемый проект разработан на основе определенной, выстроенной нами, модели структуры художественного интеллекта с учетом особенностей периода младшего школьного возраста.

Название блоков

Параметры художественного интеллекта

Когнитивный

Способность к ассоциированию, преобразованиям (вариативность)

Эмоциональный

Эстетическая эмпатия

Эстетический

Чувство стиля

Мотивационный

Художественные интересы


Цель проекта – развитие художественного интеллекта младших школьников на занятиях эстетического цикла.

Задачи проекта: познакомить детей с необычными творческими заданиями на занятиях эстетического цикла, научить, посредством предложенных творческих заданий, выражать свои эмоции, повысить эмоциональную отзывчивость у младших школьников на различные художественные явления, повысить уровень развития воображение, эстетической эмпатии.

Объектом исследования является процесс развития художественного интеллекта у младших школьников на занятиях эстетического цикла.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития художественного интеллекта младших школьников в деятельности эстетической направленности.

Гипотеза исследования: развитие художественного интеллекта младших школьников может быть успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

  • учете данных диагностики уровня развития художественного интеллекта;

  • реализации системы творческих дизайнерских и изобразительных заданий;

  • отборе содержания развивающих заданий, учитывающих модель структуры художественного интеллекта.

Реализации проекта будет осуществлена через систему творческих заданий.

Используемые методы в данном проекте:

- метод ассоциативного, эмоционального, зрительного, слухового восприятия;

-метод творческого моделирования.

Проект состоит из четырех циклов, в совокупности включающих в себя 10 занятий.

Циклы: «Я воображаю»; «Я чувствую»; «Я создаю», «Я хочу знать».

В цикле «Я воображаю» мы предложили следующие виды заданий:

  1. «В мире живой фантастики» - занятие, направленное на умение фантазировать, создавать то, что отличается от непосредственных восприятий и переживаний ребенка (детям предлагается нарисовать фантастическое животное и растение, каждому изображению необходимо дать название);

  2. «Натюрморт» - занятие, направленное на умение представлять перед собой картину на заданную тематику (детям предлагается нарисовать натюрморт на тему «Деревья, на которых растут мои мечты»);

  3. «Я главный герой сюжета» - занятие, направленное на развитие воображения, умение представлять себя в той или иной ситуации (детям предлагаются репродукции, которые представляют собой сюжет, в котором ребенку необходимо представить себя главным героем и рассказать о своих действиях, о своем настроении и дать название сюжету).

В цикле «Я чувствую» мы предложили следующие виды заданий:

  1. «Волшебник» - занятие, которое направлено на развитие умения представлять конкретные эмоции и уметь их изображать в рисунках (детям предоставляются иллюстрации волшебников, на которых необходимо изобразить лицо доброго, веселого, грустного и лицо злого волшебника).

  2. «Палитра моих чувств» - занятие, направленное на развитие умения изображать свое настроение посредством красок, а так же на умение характеризовать настроение человека по рисунку и использованным в нем цветам (детям предлагается нарисовать свое настроение красками, причем нужно использовать только линии). После того как дети нарисуют свои рисунки, им предлагается поменяться работами с соседом по парте и рассказать самим о настроении своего соседа по рисунку.

В цикле «Я создаю» мы предложили следующие виды заданий:

  1. «В мире форм» - занятие, направленное на развитие умения выделять различные формы, умение создавать свои воображаемые оригинальные формы, а так же использовать предложенные формы для создания придуманной ребенком конструкции (детям предлагаются вырезанные разноцветные разнообразные фигуры, из которых дети должны сконструировать фигуру и дать название);

  2. «3 цвета красок» - детям предлагается нарисовать рисунок только тремя цветами красок на темы «Когда я грустный», «Когда мне весело».

  3. «Книга моих желаний»- занятие, направленное на развитие художественной и конструкторско-технологической способности, умение создавать свои воображаемые оригинальные формы.

В цикле «Я хочу знать» мы предложили следующие виды заданий:

    1. «Вселенная знаний»- занятие, направленное на развитие стремления к открытию новых знаний в области эстетического воспитания, на стимулирование творческих проявлений младших школьников (детям предлагается на листе бумаги формата А3 нарисовать необычную вселенную, на которой будут расположены различные планеты с названиями тех знаний, которые хотят приобрести ученики именно на занятиях эстетического цикла).

«В мире побуждений»- занятие, направленное на развитие умения осознавать ценности искусства и определять потребности в художественной деятельности (детям предлагается 1) прослушать музыкальное произведение и определить, на какие действия оно их побудило; 2) рассмотреть репродукцию, так же определить, на что побудило предложенное произведение).

После каждого занятия детям предлагается выполнить творческое домашнее задание в зависимости от тематики проведенного занятия.

Таким образом, по нашему мнению, данный проект является целостной системой развития художественного интеллекта. Мы предполагаем, что реализация предложенного проекта позволит получить положительные результаты в развитии художественного интеллекта у младших школьников.































Библиография


1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена 1999 г.

2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена 2002 г.

3. Барышева Т.А. От художественного интереса к художественному интеллекту. – СПб., 2011 г.

4. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.

















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее