Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Тюменской области, ХМАО-Югры
Педагогический проект
«Модель работы с одаренными детьми
в дополнительном образовании»
Подготовила методист
Манвелян Инна Леонидовна
Ханты-Мансийск
2019 год
Аннотация
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно – деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально – личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Контингент обучающихся МБУДО «Станция юных техников» различается по интересам и потребностям, психофизиологическим особенностям, способностям к творчеству.
В связи с этим данный проект является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для станции юных техников системы работы с одарёнными детьми и посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
В проекте обобщается практический опыт работы педагогического коллектива станции, пошагово описываются ключевые этапы работы с детьми, имеющими признаки одаренности, выстраивается их траектория развития, исследуются и описываются характерные особенности феномена одарённости, изучается мотивационно – потребностная сфера одарённого ребёнка.
Механизм реализации проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.
Обоснование необходимости проекта
Потенциал России зависит от качества подготовки специалистов - людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа.
Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одарёнными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке. Для дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми, необходимо отметить существование проблем в организации работы с одарёнными детьми:
- неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
- отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одарёнными детьми;
- недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;
- недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;
- недостаточное финансирование учебно-воспитательного процесса и организационно-массовых мероприятий, адресованных одарённым обучающимся.
Но в настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях технического профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов.
Признание руководством и коллективом педагогов нашего учреждения того факта, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми:
- создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей - как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Данный проект является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для нашей станции системы работы с одарёнными детьми.
Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.
Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования. Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования. Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.
Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Задачи:
1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.
2. Обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей по средствам методической работы.
3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
Методы:
Теоретический: изучение психолого - педагогической литературы;
изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.
Экспериментальный: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.
Статистический: обработка полученных данных.
Основные направления реализации проекта:
1. Формирование системы работы с одарёнными обучающимися.
2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.
3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми.
Основное содержание проекта
Данный проект ориентирует педагогический коллектив станции юных техников на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера: проблемного и проективного обучения, здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий.
Проект построен на следующих принципах:
1. Гуманизм - учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности.
2. Демократизм – развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов.
3. Научность и интегрированность – обеспечивается надежная база для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития.
4. Индивидуализация и дифференциация – вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития.
5. Природосоответствие - учёт многогранности и целостности природы ребёнка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.
6. Социализация - исследование проблемы - как педагогического явления.
Методологическая база педагогического опыта предусматривает:
- по отношению к структурным элементам образовательной системы учреждения (нововведения: в целеполагание, содержание образования и воспитания, формы, методы, приёмы, технологии обучения, средства обучения, систему диагностики);
- по отношению к личностному становлению одарённых детей (развитие определенных способностей обучающихся, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей);
- по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе, в системе управления);
- по формам организации учебной деятельности одарённых обучающихся учреждения (дифференцированная, индивидуальная, групповая);
- по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведение педагогических технологий).
Конкретные цели обучения одарённых детей на станции юных техников определяются с учётом качественной специфики определённого вида одарённости. Приоритетными целями обучения детей с общей одарённостью для нас стали:
- развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребенка;
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одарённого ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
На первом этапе инновационной деятельности нами была разработана программа «Одарённые дети» и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности. Создание системы выявления одарённости обучающихся
Следующим шагом инновационной деятельности коллектива нашей станции стал – мониторинг одарённости обучающихся. На СЮТ 14 объединений по 3 направлениям деятельности:
техническое,
художествено-эстетическое,
социально-педагогическое,
Педагогический опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.
Работа по выявлению одарённых детей в учреждении включала в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: поделок, технических моделей и др.
Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, изучение мотивационно - потребностной сферы одарённого ребёнка, потребовало от нас предварительного ответа на следующие вопросы:
1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело:
- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности);
- специальной – она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности.
2. В какой форме проявляется его одарённость:
- явной - проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения;
- скрытой - проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме.
3. Какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования, диагностики и педагогического наблюдения мы выделили область проявления повышенных способностей обучающихся:
- В практической деятельности: в ремёслах, организационной деятельности.
- В познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость.
- В художественно-эстетической деятельности: изобразительная одарённость.
- В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид одарённости в выше перечисленных областях мы определяем по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому, нам было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка:
Художественные способности:
- проявляет большой интерес к визуальной информации;
- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать;
- в мельчайших деталях запоминает увиденное;
- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или
лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- демонстрирует опережающую возраст умелость;
- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
- экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных» материалов, может создать из них оригинальное произведение;
- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Лидерские способности:
- способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми;
- чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;
- он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;
- вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять;
- готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;
- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;
- стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;
- принимает активное участие в общественной жизни учреждения.
Творческая одарённость:
- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;
- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением;
любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;
- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
- осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;
- обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;
- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;
- критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Способности к обучению и научной деятельности:
- имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;
- использует термины вполне осмысленно;
- обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
- может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию;
- умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;
- способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;
- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;
- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;
- тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;
- много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;
- не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари ит.д.;
- пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части;
- делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения;
- создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна;
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги станции юных техников, каждый для себя, решил, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей
В процессе подготовки к реализации проекта нами был произведён подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы проходило в рамках работы методических объединений, педагогических советов, а так же по средствам самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.
Следующим шагом стала разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей. На этом этапе деятельности возникла ещё одна проблема: обучение на станции юных техников ведётся по образовательным программам, реализуемым в срок от одного года до двух лет. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встала задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.
Принципы построения программ для одарённых детей в МБУДО «СЮТ». Индивидуальный образовательный маршрут развития одарённых обучающихся мы определяем образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями детей (уровнем готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования и целями, предъявляемыми к обучению этой категории обучающихся.
Мы выделяем основные подходы к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
Углубление. Данный подход мы считаем эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости.
Проблематизация. Этот подход стимулирует личностное развитие обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем только как компонент в обогащённые программы. Индивидуализация. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых. Исследовательское обучение - активизация обучения, придание ему исследовательского, творческого характера.
Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одарённых детей должны:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных обучающимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми.
Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении всех детей и одарённых детей, в частности, поэтому педагоги станции юных техников активно апробируют передовые педагогические технологии и методики:
1. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, мы применяем компьютеризованные средства обучения.
5. Здоровьесберегающие технологии, направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.
6. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров. Разработка календарно-тематических планов
Индивидуальная учебная деятельность с одарённым ребёнком на СЮТ осуществляется во время работы всей группы обучающихся. В календарно-тематическом планировании мы определяем форму индивидуальной деятельности и время её выполнения с учётом одарённости конкретно взятого обучающегося. Индивидуальное календарно-тематическое планирование распределяет работу обучающегося во времени в соответствии с учебным планом образовательной программы, с учётом его индивидуальных возможностей и санитарно-гигиенических норм. Регламент, содержание индивидуальной работы определяется педагогом.
Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми
Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является педагог. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Поэтому службой мониторинга учреждения, на начальном этапе реализации проекта, было проведено анкетирование педагогов по теме «Одарённые дети», которое позволило выявить уровень их знаний и практических навыков. Большинство педагогов нашего образовательного учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.
В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методистом были организованы: работа постоянно действующего семинара «Одарённый ребёнок. Работа с одарённым ребёнком», методические учёбы, даны консультации, пополнена картотека по проблемам одарённости.
Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую
Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.
По наблюдению педагогов нашего учреждения, применительно к обучению одарённых детей, ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).
Практика работы показала, что в обучении детей с повышенными способностями наиболее оптимальными являются следующие формы организации познавательной деятельности:
- «Парно-индивидуальный». Его структура включает в себя два основных элемента – «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний». - «Группо-парно-индивидуальный». Структура обучения включает в себя: «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».
Педагоги СЮТ осознают, что - индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Для повышения результативности инновационной деятельности учреждения были разработаны:
1. Карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсах, исследовательских проектах, соревнованиях по авиамодельному и ракетомодельному спорту).
2. Карта достижений обучающихся.
3. Уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребёнка в течение учебного года, отслеживались нами с помощью карты творческого развития. Она позволяет фиксировать результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, выявленные различными методами педагогической диагностики.
4. Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех этапах реализации проекта отслеживались по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.
5. Алгоритм работы с одарённым ребёнком позволяет нам определить уровень: интереса к занятиям, ЗУН и качество усвоения программного материала в течение всех этапов реализации проекта.
Мониторинг показал, что за время реализации представляемого проекта в мероприятиях различного уровня приняло участие 100% одарённых детей учреждения. За последние три года одарённые обучающиеся становились победителями и призерами на международном, всероссийском, окружном и муниципальном уровне.
Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
1. На начальном этапе этого направления деятельности проводилась экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей. Так, результаты экспертизы индивидуальных программ развития показали, что:
- цели апробируемых программ адекватны целям программ учреждений дополнительного образования детей;
- содержание разделов образовательных программ для одарённых детей, логика изложения учебного материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей программ;
- содержание курсов обучения научно достоверно, изложено в логической последовательности, способствует реализации обучающего, развивающего, воспитательного аспекта образования;
- временные затраты на формирование ЗУН, по сравнению с типовыми программами, сокращены, но увеличен объём изучаемого материала;
- реализация программ индивидуального развития одарённых детей способствует разностороннему развитию обучающихся, программы реально выполнимы, рекомендуются для реализации в объединениях учреждений дополнительного образования детей.
2. Создан и пополняется банк данных одарённых детей.
3. Созданы и пополняются портфолио одарённых обучающихся.
4. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми на станции юных техников осуществляется в процессе участия педагогов в работе семинаров, методических объединений, педагогических советов.
Целевая аудитория
Проект адресован педагогам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
Адресант проекта – одарённые обучающиеся станции юных техников.
План реализации проекта
Первый этап – организационный
- создание нормативно-правовой базы; - создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации проекта;
- изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей;
- организация методического обеспечения; - повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Второй этап – практический
- систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми;
- регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, выставок детского творчества, соревнований;
- пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одарённым детям;
- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Третий этап – аналитический
- осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов;
- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Основные направления реализации проекта:
Создание условий для работы с одарёнными детьми.
Мероприятия:
- по внедрению передовых технологий, направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся;
- по увеличению количества педагогических работников, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;
- по увеличению количества дополнительных образовательных программ адресованных одарённых детям;
- по формированию научно-методического и нормативного банка данных по проблеме «Одарённые дети»;
- по контролю, анализу деятельности педагогов, направленной на выявление и развитие детской одарённости.
2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми. Мероприятия:
- по целенаправленному, в рамках проблемы «Одарённые дети», и систематическому повышению профессионального мастерства педагогов СЮТ их научно-методической и информационной поддержке;
- по организации обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми;
3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми:
- проведение специальных мероприятий для выявления одарённых детей, проведение диагностики детской одарённости;
- участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня;
- создание условий для повышения социального статуса одарённых обучающихся СЮТ через организацию индивидуальных выставок, проведение мастер - классов и т.д.;
- организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий, разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей.
Программа основных мероприятий
Направление деятельности Мероприятия
1 Система выявления одарённости у обучающихся
1.1. Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка
1.2. Наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка
1.3. Выявление и мониторинг одарённости обучающихся
2 Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одарённых детей.
2.1. Накопление литературы по проблеме одарённости
2.2. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся
2.3. Разработка методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми
2.4. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей
2.5. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми
2.6. Пополнение картотеки по проблемам одарённости
3 Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми.
3.1. Консультации
3.2. Методические учёбы
3.3. Разработка программ индивидуального развития
3.4. Разработка календарно-тематических планов
4 Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую.
4.1. Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми:
- использование тренинговых методов;
- использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
- анализ реальных достижений ребёнка.
4.2. Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня
4.3. Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня (выставки декоративно-прикладного и технического творчества, исследовательских проектов)
5 Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми
5.1. Участие в работе семинаров педагогов, работающих с одарёнными детьми
5.2. Экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей
5.3. Создание и пополнение портфолио одарённых обучающимися
5.4. Пополнение банка данных одарённых детей
5.5. Изучение педагогического опыта по работе с одарёнными детьми
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:
- создать условия для выявления и развития одарённости детей в условиях учреждения дополнительного образования;
- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;
- оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;
- разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми;
- обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;
- обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах;
- создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»;
- разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми;
- привлечь родителей к участию в деятельности станции юных техников.
Данный проект направлен на разработку системы работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.
Особенностью данного проекта является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся, вовлечения педагогов и обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.
Литература
1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одарённости // Педагогика - 2003.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
3. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.
4. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
5. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.
6. Степанов В. Г. Психология одарённости детей и подростков// Вопросы психологии . - 2000.
7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
8. Юркевич В.С. Одарённый ребенок. Иллюзии и реальность, 1998. Книга для учителей и родителей.
9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
10. Матюшкин А. М. Концепции творческой одарённости // Вопросы психологии - 1989.
11. Амонашвили Ш.А. Основы психодиагностики. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
12. Лейтеса Н.С. «Психология одарённости детей и подростков» под редакцией, 1996.
18