«Зимний фестиваль знаний 2025»

Отличие фразеологизмов от афоризмов, крылатых слов. История их возникновения. Фразеологический словарь.

Отличие фразеологизмов от афоризмов, крылатых слов. История их возникновения. Фразеологический словарь.

Цели:

- дать понятие о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи, формировать умение правильно определять значение фразеологизмов и употреблять их в речи;

- способствовать развитию монологической и диалогической речи учащихся;

- воспитывать культуру общения.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Заменить фразеологизмы одним словом

А) Точить лясы, молоть языком, разводить узоры, чесать зубы —.

Б) Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, сравнять с землёй, разнести в щепки —.

В) Прикусить язык, проглотить язык, набрать в рот воды, застегнуть рот на замок —.

Г) Петь дифирамбы, курить фимиам, возносить до небес, поднимать на щит, петь панегирик —.

Д) Намотать на ус, завязать на память узелок, зарубить себе на носу —.

Е) Лить слёзы, разводить нюни, реветь белугой, пускать слезу —.

Ж) Класть зубы на полку, щёлкать зубами, питаться воздухом, питаться манной небесной —

Слова для справок: болтать, голодать, хвалить, запомнить, уничтожить, замолчать, плакать.

2. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения.

Сады были украшены сухим золотом и почти не роняли его на дорожки, а горели во всей красоте.

- Какое это предложение, простое или сложное?

- Какие слова употреблены в переносном значении?

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Упр. 472

2. Рабочая тетрадь, задание 73. Допиши фразеологизмы, объясни их значение.

Пишет как _______________ лапой. Делить шкуру неубитого _______________. На сердце_______________ скребут. _______________ носа не подточит. Знает _______________, чье мясо съела. Не все _______________ масленица. Стреляный _______________. Денег _______________ не клюют.

Слова для справок: курица, медведь, кошки, комар, кошка, кот, воробей, куры.

IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

1. Рабочая тетрадь, задание 74. Найди и подчеркни «четвертое лишнее».

  • С легким сердцем; не моргнув глазом; с легким паром; как ни в чем не бывало.
  • Одним махом; за один присест; в одночасье; одним миром мазаны.
  • Принимать близко к сердцу; не находить себе места; уплывать между пальцев; быть как на иголках.
  • Гнуть свою линию; гнуть спину; тянуть лямку; до седьмого пота.
  • Жить на чужой счет; есть чужой хлеб; хоть волком вой; сидеть на шее.
  • Свести счеты с жизнью; отплатить той же монетой; взять реванш; око за око, зуб за зуб.

2*. Культура речи. Рабочая тетрадь, задание 75. Составь словосочетания сущ. + прилаг. Все ли существительные сочетаются по смыслу с прилагательными в речи?

Закадычный (друг, сосед)

Щекотливый (вопрос, положение, мысль)

Скоропостижный (смерть, победа, встреча)

Неминуемый (успех, гибель, жизнь)

Беззвучный (ученик, смех, весна, мотор)

3. Веселая минутка! Отгадай фразеологические загадки.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)

4. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (каша)

5. Её толкут в cтyпe или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (вода)

6. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

(А. Арсирий)

4. Из истории слов

Тянуть канитель. В старину канителью называлась металлическая нить для вышивания. Её вытягивали («волочили») клещами из раскалённой металлической проволоки. Канитель (металлическая нить) была золотая, серебряная или позолоченная, посеребрённая. Канителью (нитью) вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Это была крайне медленная, скучная и непроизводительная работа, и поэтому выражение тянуть канитель получило значение «терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать» или «затягивать решение какого-нибудь вопроса».

Плясать под чужую дудку. Две с половиной тысячи лет назад, во время войны с мидянами, персидский царь Кир тщетно пытался склонить на свою сторону малоазиатских греков. Когда же он покорил мидян, греки выразили готовность подчиниться ему. На это он рассказал их послам басню Эзопа «Рыболов и рыбы» о том, как один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул её и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сети, он сказал им: «Глупые! Перестаньте плясать. Когда я играл на флейте, вы не хотели делать это, а теперь, когда я перестал, вы пляшете».

Плясать под чужую дудку - значит «подчиняться кому-нибудь, действовать по чьему-либо внушению, следовать чужой воле».

5. Культура речи. Исправьте речевые ошибки.

1. Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.

2. В общении с другими людьми большое значение играет ваше умение вести беседу.

3. Он очень долго рассуждал, и всем показалось, что он заигрался в трех соснах.

V. Этап информации о домашнем задании

§ 24, упр. 468, 470, 471

VI. Подведение итогов урока.

VII. Этап рефлексии

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Отличие фразеологизмов от афоризмов, крылатых слов. История их возникновения. Фразеологический словарь.

Цели:

- дать понятие о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи, формировать умение правильно определять значение фразеологизмов и употреблять их в речи;

- способствовать развитию монологической и диалогической речи учащихся;

- воспитывать культуру общения.


Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Заменить фразеологизмы одним словом

А) Точить лясы, молоть языком, разводить узоры, чесать зубы — ....

Б) Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, сравнять с землёй, разнести в щепки — ....

В) Прикусить язык, проглотить язык, набрать в рот воды, застегнуть рот на замок — ....

Г) Петь дифирамбы, курить фимиам, возносить до небес, поднимать на щит, петь панегирик — ....

Д) Намотать на ус, завязать на память узелок, зарубить себе на носу — ....

Е) Лить слёзы, разводить нюни, реветь белугой, пускать слезу — ...

Ж) Класть зубы на полку, щёлкать зубами, питаться воздухом, питаться манной небесной —


Слова для справок: болтать, голодать, хвалить, запомнить, уничтожить, замолчать, плакать.


2. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения.

Сады были украшены сухим золотом и почти не роняли его на дорожки, а горели во всей красоте.

- Какое это предложение, простое или сложное?

- Какие слова употреблены в переносном значении?


III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Упр. 472


2. Рабочая тетрадь, задание 73. Допиши фразеологизмы, объясни их значение.


Пишет как _______________ лапой. Делить шкуру неубитого _______________. На сердце_______________ скребут. _______________ носа не подточит. Знает _______________, чье мясо съела. Не все _______________ масленица. Стреляный _______________. Денег _______________ не клюют.


Слова для справок: курица, медведь, кошки, комар, кошка, кот, воробей, куры.


IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

1. Рабочая тетрадь, задание 74. Найди и подчеркни «четвертое лишнее».


  • С легким сердцем; не моргнув глазом; с легким паром; как ни в чем не бывало.

  • Одним махом; за один присест; в одночасье; одним миром мазаны.

  • Принимать близко к сердцу; не находить себе места; уплывать между пальцев; быть как на иголках.

  • Гнуть свою линию; гнуть спину; тянуть лямку; до седьмого пота.

  • Жить на чужой счет; есть чужой хлеб; хоть волком вой; сидеть на шее.

  • Свести счеты с жизнью; отплатить той же монетой; взять реванш; око за око, зуб за зуб.


2*. Культура речи. Рабочая тетрадь, задание 75. Составь словосочетания сущ. + прилаг. Все ли существительные сочетаются по смыслу с прилагательными в речи?


Закадычный (друг, сосед)

Щекотливый (вопрос, положение, мысль)

Скоропостижный (смерть, победа, встреча)

Неминуемый (успех, гибель, жизнь)

Беззвучный (ученик, смех, весна, мотор)


3. Веселая минутка! Отгадай фразеологические загадки.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)

4. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (каша)

5. Её толкут в cтyпe или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (вода)

6. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

(А. Арсирий)

4. Из истории слов

Тянуть канитель. В старину канителью называлась металлическая нить для вышивания. Её вытягивали («волочили») клещами из раскалённой металлической проволоки. Канитель (металлическая нить) была золотая, серебряная или позолоченная, посеребрённая. Канителью (нитью) вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Это была крайне медленная, скучная и непроизводительная работа, и поэтому выражение тянуть канитель получило значение «терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать» или «затягивать решение какого-нибудь вопроса».

Плясать под чужую дудку. Две с половиной тысячи лет назад, во время войны с мидянами, персидский царь Кир тщетно пытался склонить на свою сторону малоазиатских греков. Когда же он покорил мидян, греки выразили готовность подчиниться ему. На это он рассказал их послам басню Эзопа «Рыболов и рыбы» о том, как один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул её и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сети, он сказал им: «Глупые! Перестаньте плясать. Когда я играл на флейте, вы не хотели делать это, а теперь, когда я перестал, вы пляшете».

Плясать под чужую дудку - значит «подчиняться кому-нибудь, действовать по чьему-либо внушению, следовать чужой воле».


5. Культура речи. Исправьте речевые ошибки.

1. Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.

2. В общении с другими людьми большое значение играет ваше умение вести беседу.

3. Он очень долго рассуждал, и всем показалось, что он заигрался в трех соснах.


V. Этап информации о домашнем задании

§ 24, упр. 468, 470, 471


VI. Подведение итогов урока.


VII. Этап рефлексии



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее