Петров А.С.
Учитель истории МБОУ СОШ №9 г. Астрахань
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Природа Греции и занятия древних Греков
|
| Учебник Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина «История Древнего мира», Вентана-граф 2013 г. |
Цель урока: Формирование у учащихся умения работать в группах, с текстом, источниками, подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации, создание проекта.
Задачи :
предментные: совместно с учащимися дать характеристику географического местоположения и природных условий Древней Греции, рассмотреть особенности основных занятий древних греков;
-метапредметные: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, картой и иллюстративным материалом; продолжить работу над составлением конспекта; выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.
-личностные: воспитание уважительного отношения к истории других стран и культурному наследию древнейших цивилизаций.
Планируемые результаты: Обучающиеся смогут назвать место расселения древних греков, сравнивать природные условия с другими странами , выделять общие и отличительные черты. Осознавать, как географическое положение влияло на жизнь и деятельность древних греков
Тип урока : урок открытия нового знания.
Форма организации обучения: коллективная, групповая, историческое проектирование
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, карта « Древняя Греция», карточки
Структура и ход урока
План
1. Организационный этап
2. Постановка цели и задач урока (Мотивация учебной деятельности учащихся)
3. Актуализация знаний
4. Первичное усвоение новых знаний
5. Первичная проверка понимания (С учетом коррекции)
6. Первичное закрепление
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия (Подведение итогов занятия)
Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО
в 5 классе по теме «Природа Греции и занятия древних греков»
( по учебнику «История Древнего Мира 5 класс» Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина.)
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формирование УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Организационный этап | Вербальное приветствие | Учитель здоровается с классом, проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей) - «Здравствуйте класс!» - «Проверяем готовность к уроку, покажите наличие на партах учебников, тетрадей». - «Спасибо, присаживайтесь». | Учащиеся здороваются с учителем. Показывают готовность к уроку. | Личностные: самоконтроль Метапредментые: Умение организовать рабочее место | Готовность к уроку |
Вводно-мотивационный этап | установление исторических параллелей, работа с картой и иллюстрациями | - «Давайте с Вами вспомним с историей каких стран мы с вами знакомились на предыдущих уроках?» - «Что мы с вами изучили? Какие особенности выделяли?»
Учитель выводит на интерактивную доску изображение египетских пирамид, Вавилонской башни, Великой Китайской Стены и Парфенона. - «Ребята, посмотрите на доску, среди представленных изображений есть то, про которое мы ещё не знаем? что вы видите, какие ассоциации вызывает у вас данное изображение? Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?»
| Учащиеся перечисляют страны Древнего Востока и Азии, которые они уже изучили Учащиеся рассказывают, что они ознакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности Учащиеся высказывают свои предположения. Варианты ответов учеников: храм, дворец и т.д. С помощью учителя учащиеся приходят к выводу о том, что тема урока посвящена Древней Греции.
| Личностные: самоопределение Метапредментые: Анализ, синтез, умение работать с иллюстрациями Предметные: Извлечение информации
| Самостоятельная формулировка темы урока |
Актуализация знаний | Формулирование темы и целей урока (фронтально) | - «А теперь мы попытаемся сформулировать цель, задачи и план изучения нашего нового материала». - «Давайте вспомним, по каким критериям мы описывали ранее изученные страны?» - «Смотря на географическую карту давайте с вами подумаем, что будет играть очень большую роль в жизни греков?» Проблемный вопрос - «В каких условиях происходило формирование Древнегреческого государства?» | Слушают. Рассматривают карту, проговаривают занятия народов В результате совместных действий и наводящих вопросов учителя на интерактивной доске записывается план урока. 1.Географическое положение и природа Древней Греции. 2.Основные занятия древних греков. 3.Роль моря в жизни древних греков. | Личностные: формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют план изучения стран
| Создание проблемной ситуации |
Изучение нового материала | Работа в группах, с текстом учебника, картой | Далее учитель организует работу учащихся в группах. -«Сегодня ещё существует государство-приемник Древней Греции и называется оно – Республика Греция. Чуть менее 4х тысяч лет назад здесь появляются первые поселения. Это и является началом изучения Древней Греции. Историю Древней Греции ещё имеют «античной» историей. Подумайте , что будет являться синонимом и одновременно переводом слова «античный»? -«Ребята, а как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала?» -«Прежде чем приступать к работе в группах, мы проведем небольшую разминку, сейчас я попрошу вас всех встать. Я буду называть термины, если они уже вам знакомы вы должны сесть, если нет, встать.»
- «Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана.
- «Что нам поможет в преодолении этих затруднений?»
Далее учитель инструктирует класс для работы в группах.
- « Итак, 1 группа работает над вопросом - географическое положение Древней Греции». - « 2 группа работает над вопросом – основных занятия древних греков». - « 3 группа работает над вопросом – роль моря в жизни древних греков».
- «Время работы в группах истекло, теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал».
| Учащиеся фиксируют термин «античный»
Варианты ответов учащихся: недостаточность имеющихся знаний, новые понятия
Распределение на группы.
Варианты ответов учащихся: текст параграфа, карточки, дорожные карты для групп.
Участники групп получают специальные дорожные карты для организации своей работы. 1 группа-Приложение № 1
2 группа-Приложение № 2
3 группа-Приложение № 3
(Ведется работа в группах)
Группы выступают с ответами, приводятся аргументы, разъясняется информация самими учащимися. Полученные результаты фиксируются для наглядности на интерактивной доске. При необходимости учитель корректирует ответы выступающих групп. | Личностные: Привлечение информации из своих знаний. Высказывание предположений Метапредментные Умение выделять существенные признаки и их группировка по отличиям Анализ, сравнение и установление причинно- следственной связи при работе с иллюстрацией и текстом, организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения | Составление проекта |
Первичное закрепление | Оценочные суждения, работа с тестами | - «А теперь попробуйте чётко, ответить на вопрос: чем отличались природные условия Древней Греции от природных условий стран Древнего Востока?»
- «А сейчас я предлагаю вам открыть свои рабочие тетради и выполнить задания, которые выведены на электронную доску. (10 тестов с вариантами ответа по изученному материалу) | На основе изученного материала учитель вместе с учащимися обобщает изученный материал и делает вывод, который учащиеся записывают в тетради
Учащиеся работают с заданиями, которые выведены учителем на интерактивную доску. | Личностные: Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты Метапредментные: Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. Предметные: анализ и применение полученной информации
| Закрепление изученного материала |
Выводы по уроку | Подведение итогов | (Учитель через фронтальный опрос проверяет ответы учеников и вместе с учащимися делает общие выводы по уроку) - «Итак, время на выполнение заданий вышло, давайте проверим ваши ответы и подведем итог занятия». - «Что же нового мы узнали за урок?»
После этого учитель дает оценку работы учеников за урок и выставляет отметки за работу в группах.
| Учащиеся дают ответы на выполненные задания, после чего отвечают, что нового они узнали на уроке.
| Личностные: умение выделять и оценивать Метапредментыне Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. Предметные: Применение полученной информации
| Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы |
Организация изучения домашнего задания | Фиксирование домашнего задания | На интерактивную доску выводится информация о домашнем задании, учитель инструктирует класс по его выполнению.
| Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.
|
|
|
Приложение №1.
Дорожная карта для работы в группе № 1 «Географическое положение Древней Греции»
Откройте учебник на странице 112. Внимательно прочитайте пункт №1 «Балканский полуостров, его природа».
Дайте ответы на следующие вопросы:
Где располагается Балканский полуостров и какими морями он омывается?
Назовите острова вокруг Балканского полуострова?
Охарактеризуйте рельеф данной местности?
Какие климатические условия присущи Балканскому полуострову?
Приложение №2.
Дорожная карта для работы в группе № 2 «Основные занятия древних греков»
Откройте учебник на странице 113. Внимательно прочитайте пункт № 2. Занятия древних греков.
Дайте ответы на следующие вопросы:
Каковы основные занятия жителей балканского полуострова?
Что древним грекам позволяло успешно заниматься земледелием?
С какой целью греки занимались скотоводством?
Для чего греки добывали полезные ископаемые?
Приложение № 3.
Дорожная карта для работы в группе № 3 «Роль моря в жизни древних греков»
Откройте учебник на странице 115. Внимательно прочитайте пункт №3. Древние греки и море.
Дайте ответы на следующие вопросы:
Какие занятия вошли в жизнь греков благодаря морю?
Что позволяло грекам часто путешествовать?
Подумайте, чем выгодно такое островное положение?
Почему греки стали хорошими мореходами?