«Зимний фестиваль знаний 2025»

Открытый урок по литературе в 4 «а» классе.

Открытый урок по литературе в 4 «а» классе

Тема: Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывок) второй урок

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: Формирование умений анализировать содержание главы из

повести Л.Н.Толстого «Детство», продолжить знакомство с творчеством писателя.

Задачи урока: Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием отрывка из повести «Детство», развивать умения выразительного чтения произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок по литературе в 4 «а» классе

Тема: Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывок) второй урок

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: Формирование умений анализировать содержание главы из

повести Л.Н.Толстого «Детство», продолжить знакомство с творчеством писателя.

Задачи урока: Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием отрывка из повести «Детство», развивать умения выразительного чтения произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.

Формы работы: фронтальная, групповая

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданием, выставка книг, креслецо для сценки.





Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствуем всех гостей на нашем уроке.

-А теперь покажите глазами, какое у вас настроение.

-Поднимите руки, у кого хорошее настроение.

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

- Улыбки подарим гостям.

- К уроку готовы? Тогда – за работу!

- Удачи желаю всем вам!



Притча

Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял. Горизонт всюду. На каждом шагу.

-Какую мораль содержит эта притча?

(Ученики: -Вокруг нас много того, что мы не знаем, что должны узнать, изучить.)



-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое.

-А пока вернёмся к тому, что мы уже знаем.



  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

- Ребята, давайте вспомним с каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?

(Ученики: «Детство»)

- К какому жанру художественной литературы относится это произведение?

(Ученики:Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов)).

- Кто автор этого произведения?

(Ученики: Л.Н. Толстой)

- Сегодня мы продолжим работу по этому произведению. Дома вы его перечитывали и отвечали на вопросы.


  1. Речевая разминка

(по карточкам)

- Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л. Н. Толстого мы знакомы. Попробуем узнать их по первым строчкам.

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?


  1. - Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» ( Филиппок)

  2. «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)

  3. «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)

  4. « Маман говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!» (Детство)

  1. Работа по теме урока

Продолжение работы по произведению.

Повторное чтение по частям: чтение 1-й части цепочкой

- Какую картину вы себе представили?

( Ученики: Герой описывает комнату в которой сидит его мама, описывает с любовью ее действия.)


- Назовите действующих лиц?

(Николенька и мама его)


- Какими чувствами переполнен отрывок?

(Ученики: Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви)



  1. Физкультминутка (Вместе с гостями слова на слайде)

- Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки) и проходят под воротами. На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».



Золотые ворота,

Пропускают не всегда,

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз,

Не пропустим вас!



  1. Продолжение работы по произведению.

Повторное чтение по частям: чтение 2-ой части по ролям

(Слова автора – Гераськин Александр, Николенька – Сизов Владислав, Мама – Балашова Даша)

- Какие чувства вы испытали, прочитав второй отрывок?

(Ученики:Чувства нежности, любви, восхищения, восторга)

-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

-Что чувствует Николенька?

(Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.


-Почему Толстому так дороги воспоминания?

(Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.

Главная мысль рассказа – любовь к матери. Автор учит нас уважать маму, любить и ценить время, проведенное с ней.)


-В чем главная мысль рассказа? Чему учит нас автор?

(Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют всё.)


-Вы согласны с писателем? Разделяете ли вы его чувства?



  1. Проект «Читающая мама»

- Сегодня на нашем уроке с проектом «Читающая мама» семья Сизовых подготовила сценку из трилогии, глава «Детство»

( К доске выходит Николенька, садиться в креслеце. У него усталый вид, он хочет спать. Посидев немного, он забирается с ногами и уютно укладывается на кресле. Входит мама и начинается диалог из учебника со слов

- Ты опять заснешь, Николенька, ты бы лучше шел наверх…..)



  1. Рефлексия

Сейчас возьмите листы самооценки. Вам предлагается выбрать одну из предложенных фраз и продолжить ее, исходя из ваших сложившихся впечатлений об уроке.

• Сегодня я на уроке узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

-А теперь закончите, пожалуйста, фразу:

Моя мама самая ….

Я никогда больше не буду…

Я желаю моей маме …



-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!



Выставление оценок за урок



  1. Домашнее задание

Задание по выбору:

1. Выразительное чтение отрывков из повести «Детство».

2. Написать небольшое сочинение. Рассказать о каком-нибудь эпизоде из её жизни.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее