Открытый урок по литературе в 4 «а» классе
Тема: Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывок) второй урок
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: Формирование умений анализировать содержание главы из
повести Л.Н.Толстого «Детство», продолжить знакомство с творчеством писателя.
Задачи урока: Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием отрывка из повести «Детство», развивать умения выразительного чтения произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.
Формы работы: фронтальная, групповая
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданием, выставка книг, креслецо для сценки.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствуем всех гостей на нашем уроке.
-А теперь покажите глазами, какое у вас настроение.
-Поднимите руки, у кого хорошее настроение.
-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
- Улыбки подарим гостям.
- К уроку готовы? Тогда – за работу!
- Удачи желаю всем вам!
Притча
Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял. Горизонт всюду. На каждом шагу.
-Какую мораль содержит эта притча?
(Ученики: -Вокруг нас много того, что мы не знаем, что должны узнать, изучить.)
-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое.
-А пока вернёмся к тому, что мы уже знаем.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
- Ребята, давайте вспомним с каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?
(Ученики: «Детство»)
- К какому жанру художественной литературы относится это произведение?
(Ученики:Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов)).
- Кто автор этого произведения?
(Ученики: Л.Н. Толстой)
- Сегодня мы продолжим работу по этому произведению. Дома вы его перечитывали и отвечали на вопросы.
Речевая разминка
(по карточкам)
- Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л. Н. Толстого мы знакомы. Попробуем узнать их по первым строчкам.
Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» ( Филиппок)
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)
« Маман говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!» (Детство)
Работа по теме урока
Продолжение работы по произведению.
Повторное чтение по частям: чтение 1-й части цепочкой
- Какую картину вы себе представили?
( Ученики: Герой описывает комнату в которой сидит его мама, описывает с любовью ее действия.)
- Назовите действующих лиц?
(Николенька и мама его)
- Какими чувствами переполнен отрывок?
(Ученики: Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви)
Физкультминутка (Вместе с гостями слова на слайде)
- Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки) и проходят под воротами. На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
Продолжение работы по произведению.
Повторное чтение по частям: чтение 2-ой части по ролям
(Слова автора – Гераськин Александр, Николенька – Сизов Владислав, Мама – Балашова Даша)
- Какие чувства вы испытали, прочитав второй отрывок?
(Ученики:Чувства нежности, любви, восхищения, восторга)
-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)
-Что чувствует Николенька?
(Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).
-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.
-Почему Толстому так дороги воспоминания?
(Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.
Главная мысль рассказа – любовь к матери. Автор учит нас уважать маму, любить и ценить время, проведенное с ней.)
-В чем главная мысль рассказа? Чему учит нас автор?
(Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют всё.)
-Вы согласны с писателем? Разделяете ли вы его чувства?
Проект «Читающая мама»
- Сегодня на нашем уроке с проектом «Читающая мама» семья Сизовых подготовила сценку из трилогии, глава «Детство»
( К доске выходит Николенька, садиться в креслеце. У него усталый вид, он хочет спать. Посидев немного, он забирается с ногами и уютно укладывается на кресле. Входит мама и начинается диалог из учебника со слов
- Ты опять заснешь, Николенька, ты бы лучше шел наверх…..)
Рефлексия
Сейчас возьмите листы самооценки. Вам предлагается выбрать одну из предложенных фраз и продолжить ее, исходя из ваших сложившихся впечатлений об уроке.
• Сегодня я на уроке узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
-А теперь закончите, пожалуйста, фразу:
Моя мама самая ….
Я никогда больше не буду…
Я желаю моей маме …
-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!
Выставление оценок за урок
Домашнее задание
Задание по выбору:
1. Выразительное чтение отрывков из повести «Детство».
2. Написать небольшое сочинение. Рассказать о каком-нибудь эпизоде из её жизни.