«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок по литературе в 6 классе "Родные братья, но разные судьбы" по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Открытый урок по литературе в 6 классе "Родные братья, но разные судьбы" по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Я попрошу вас быть внимательными, активными, уважать друг друга, быть терпимыми к мнению друг друга. Покажите весь свой творческий талант.

Возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас на партах. Белые листочки. Сверните их, пожалуйста, пополам, затем ещё раз. Теперь, пожалуйста, ребята оторвите 2 любых края или угла. Разверните получившиеся листочки. Посмотрите, что получилось? Смотрите, одинаковые фигуры получились? Разные. Правильно.

О чём это говорит? Что дети приходят в этот мир не плохие и хорошие, а…. какие? Разные.

А от чего это зависит? От родителей зависит.

Родительский дом – основа основ, и в мир мы входим и получаем знания именно из родительского дома.

А как выдумаете, о чём мечтают родители, когда воспитывают своих детей? Чтобы они выросли хорошими, умными, здоровыми.

А как вы думаете, а дети о чём мечтают? Чтобы родители всегда поддерживали их.

Ребята, считается, что родители должны любить детей одинаково. А вы как думаете? Согласны? Замечательно.

Мы с вами продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». И мы должны посмотреть, раз у нас возникают такие вопросы, одинаково ли родители любят своих детей? Всегда ли они должны поддерживать своих детей, чтобы они не сделали? И самое главное, влияют ли оценки родителей на дальнейшую судьбу детей.

И поэтому на сегодняшнем уроке мы должны попытаться ответить на вопрос: а могут ли оценки родителей каким-либо образом повлиять на выбор жизненного пути детей на примере нашего художественного произведения?

Если мы с вами вернемся к нашему произведению, о чём мы сегодня с вами будем говорить? О взаимоотношениях родителей и детей. О взаимоотношениях братьев между собой. И самое главное, что в одной семье у нас выросли 2 совершенно разных сына. С одной стороны, одинаковые, а с другой стороны – совершенно разные. Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? Родные братья, но разные судьбы.

Тема нашего сегодняшнего урока – Родные, но разные люди. Похожие, но разные судьбы.

Мы с вами должны чётко решить 2 задачи, т.е. цели, которые мы должны достигнуть. Посмотреть, как родители относятся к своим детям, какую оценку дают им в разных ситуациях, и влияет ли эта оценка на их дальнейшую судьбу.

Пожалуйста, ребята, вы разделены на группы. У вас будет задание.

1-я группа. Оценить Остапа и Андрия с точки зрения Матери. 2-я группа- с точки зрения автора. 3-я группа – с точки зрения отца.

Посмотрите на доску. Здесь чётко у нас показано, что зеленое у нас будет одобрение, оранжевое – осуждение, и вот так – двоякое отношение: осуждают, но и понимают.

Вы должны, 1-е – заполнить оценочную карту, которая поможет вам на древо оценки наклеять листочки, т.е. дерево оживить. Зеленый, ещё раз повторяю – это одобрение, оранжевый – осуждение, и двоякое отношение – если они пытаются понять детей.

И затем после того, как сделаете 2 работы, вы должны дать от каждой группы аналитический отчёт. Рассказать, так как же родители относятся к своим детям. На эту работу я даю вам 5 минут. Пожалуйста, время засекли. Как только закончатся 5 минут, мы продолжим дальше нашу работу. Взяли оценочные листы. Начинаем работу.

Всё ребята, закончили свою работу. Работа завершена.

Сейчас от каждой группы, вы когда заполняли карту, обсуждали всё это, выйдет аналитик и обобщит вашу работу. Покажет, как всё-таки к Андрию и Остапу относится мать, автор и Тарас. Всё остальные, когда выступает ваш товарищ слушают , задают вопросы и дополняют, если не согласны.

Пожалуйста, команда, которая оценивала сыновей с точки зрения Матери.

Как Тарас оценивает в различных жизненных ситуациях своих сыновей?

И позиция автора. Как автор оценивает, как вам кажется, поступки Остапа и Андрия? Спасибо большое.

Ребята, а давайте теперь посмотрим по наши оценочные деревья и скажем:

А для матери её дети, они какие? Одинаковые. И неважно, как заканчивается их жизнь. Она их всех поддерживает. Т.е. для неё какая жизненная позиция свойственна? Только любовь.

Для Тараса. Давайте посмотрим. Он оценивает как своих детей? Сурово. Т.е. позиция какая? Если они выполняют его волю, то он гордится, одобряет, а если не так поступают – то не только осуждает, но и убивает. Мы даже проблему можем поднять, а это естественно, когда отец убивает своих детей?

И автор. Как он к ним относится? Гордится, но осуждает и жалеет. «Колосок срублен», «Барашек погиб, и его принесли в жертву во имя войны».

Ребята, подумайте, а какая позиция вам ближе? Понятнее? Как бы вы хотели, чтобы вас оценили? С точки зрения милосердия? Понимания? Или осуждения?

Т.е получается, что очень важно, что нас всегда понимали, но и если только любить, то к чему это может привести в итоге? К смерти. А смерть почему произошла? Предательство возникло.

Т.е. как родители всё-таки должны к нам относиться? К детям своим, которых они воспитывают? С любовью, но справедливо.

Скажите, а какой ребёнок вырастет в такой семье (мать), где милосердие царит? Избалованный.

А если у нас будет навязываться мнение? Деспотизм. Вот только туда нужно идти и только так правильно делать.__________ А сможет ли такой человек принять решение?__

А если ребёнка будут любить и понимать, если он что-то неправильно сделает? Добрый. Который придет, когда у него будут проблемы куда? К родителям, а не к друзьям или на улицу. А почему? Они получили тот результат, который сами и заложили.

Получается, оценки родителей влияют на выбор жизненного пути? Да. Хорошо. А теперь возьмем желтые листочки. И на них давайте поставим себе оценки. Как вы сегодня работали? Что вам удалось?

И сейчас с этими оценками подойдите к тому древу, которое вам более понятно._______________________________________________

Посмотрите на доску, какие неоднозначные мнения у нас получились. Вот вы – белые листочки, судьба немного на вас еще написала. Но смотрите, уже родители вложили в вас столько нравственных ценностей, что вы можете выбрать, что вам близко. Для одних важно, чтобы их любили, но и понимали, для других – чтобы им помогали выбрать путь и показывали им, как нужно сделать, показали образец, которому необходимо следовать. А для кого-то важно, чтобы их только любили. Всегда.

А теперь, ребята, давайте подведем итог. Должны ли родители одинаково оценивать своих детей? Всегда ли это нужно делать? Как родители должны относиться к ошибкам своих детей? Указать правильный путь.

ОЦЕНИВАНИЕ.

Домашнее задание: на выбор 1) сочинение-рассуждение «Моё отношение к героям»; 2) создать своё оценочное древо.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее