подготовила
учитель русского языка и литературы
Идрисова Гульшира К
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ЕМН
Раздел |
| |||||
ФИО педагога |
| |||||
Дата |
| |||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Авторская позиция в рассказе М. А. Шолохова «Чужая кровь». | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 1.1.1.2. Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному; 11.2.7 определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;
| |||||
Цель урока | выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений; каким из этого события выходит человек; понять позицию Шолохова как писателя и как человека. дать развернутый ответ, выражая собственное мнение о теме и проблеме произведения | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
Организационный момент
АКТУАЛИ- ЗАЦИЯ | Приветствие. Психологический настрой
АКТИВИЗАЦИЯ «Послушай». Чтение учителем текста слайда
УЧИТЕЛЬ Эти слова принадлежат известному русскому писателю Максимилиану Волошину. -О чем размышляет лирический герой? ВАШИ предположения. (О гражданской войне, страшных ее последствиях, о том, что в этой войне нет победителей, потому что воюют люди, говорящие на одном языке, одной веры, граждане одного государства, часто родные по крови. ) УЧИТЕЛЬ -Давайте определим тему нашего урока . -Как вы думаете, какую тему будем изучать? О теме урока и цели обучения.
-Это обложка рассказа «Чужая кровь» -Запишем тему урока в тетрадях Авторская позиция в рассказе М. А. Шолохова «Чужая кровь». -Что такое авторская позиция? (Авторская позиция — это оценка писателем людей, событий, явлений, представленных в произведении. )
|
Настраиваются на положительный настрой урока.
ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ- ВАНИЕ
ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ- ВАНИЕ
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ- ВАНИЕ
ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ- ВАНИЕ
ЗАПИСЫВА-ЮТ ТЕМУ
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС
|
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
|
СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД
| ||
Изучение нового материала | ЭПИГРАФ УРОКА. УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. Она вошла в каждый дом. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.
1 ГРУППА УЧИТЕЛЬ - Путешествие во времени. -Опишите время, изображенное в рассказе «Чужая кровь»
УЧИТЕЛЬ Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких.
2 ГРУППА УЧИТЕЛЬ История на страницах повести. -Кто такие казаки? -Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания?
3 ГРУППА УЧИТЕЛЬ История на страницах повести ПРОДОЛЖАЕТСЯ -Что такое Продразвёрстка ?
УЧИТЕЛЬ -Итак, мы описали время, изображенное в рассказе «Чужая кровь» , ознакомились с историей на страницах повести, точнее узнали о казачестве и продразверстке.
Класс делится на 3 группы для изучения двух центральных персонажей рассказа: Гаврилы и Николая и подготовки постера.
УЧИТЕЛЬ. -Ознакомимся с дескрипторами
КОМАНДНАЯ РАБОТА Выступление групп. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ Ф взаимооценивание Включение нового знания в систему знаний. УЧИТЕЛЬ Прием «ПОЧТАЛЬОН» Задание: учитель разносит КОНВЕРТЫ с вопросами по группам. Учащийся должен ответить на него.
ПРОВЕРКА И КОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЕМ Итоги урока -Возвращаемся к целям урока -Какие были цели? -Добились мы цели урока?
Рефлексия
УЧИТЕЛЬ. - Завершу урок этими строчками Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Кошмар и жуть — гражданская война… Н. Гольбрайх Домашнее задание. Написать эссе «Актуальны ли сегодня рассказы Шолохова? УЧИТЕЛЬ -Урок закончен
В конце урока показываю видеоролик, звучит казачья песня "Брат" (муз. и слова Игоря Шиянова ) КОННИЦА, ПАПИРОСЫ, МАЛЕНЬКАЯ РОССИЯ, БОЙ., ЧУЖАЯ СТОРОНКА https://youtu.be/tjAWfk8Qa9E?si=EjmaeF4W1IEtMZvM
|
ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ- ВАНИЕ
ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ- ВАНИЕ
ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК
ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК
ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК
ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК
ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК
ОТВЕЧАЮТ УЧЕНИКИ
Класс делится на 3 группы
ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ- ВАНИЕ
КОМАНДНАЯ РАБОТА Выступление групп. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
ЗНАКОМЯТСЯ С КРИТЕРИЯМИ
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
САДЯТСЯ ПО ГРУППАМ
ПРОСМАТРИВАЮТ ЗАДАНИЯ
ЗНАКОМЯТ-СЯ С КРИТЕРИЯМИ |
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА
|
СЛАЙД
ПРИЕМ«Путешествие во времени».
СЛАЙД
ПРИЕМ «История на страницах повести»
СЛАЙД
Прием «История на страницах повести»
СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД
Прием «ПОЧТАЛЬОН»
СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД
https://youtu.be/tjAWfk8Qa9E?si=EjmaeF4W1IEtMZvM
|
Г Р У П П А № 1
ВОПРОСЫ
№1.Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?
№2.Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?
№3. Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки?
ЗАДАНИЯ
ГРУППА № 1
1. Ваши первые впечатления о старике Гавриле и Николае?
2.Каковы их истории жизни?
3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?
4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?
ЗАДАНИЯ
ГРУППА № 2
5. Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?
6.Ваша оценка решению Николая покинуть стариков.
7. Какой из персонажей интересен вам больше? Почему?
8. Как автор высказывает свое мнение об этих персонажах?
ЗАДАНИЯ
ГРУППА № 3
Создание постера «Образ Гаврилы» и «Образ Николая» . .
ЗАДАНИЯ
ГРУППА № 1. Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь своему недавнему врагу?
ГРУППА № 2. В чем смысл рассказа?
ГРУППА № 3. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне?
ПИСЬМЕННО ДЛЯ ВСЕХ ! Актуальны ли сегодня эти рассказы?
Напишите ответ в ТЕТРАДЯХ