«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русской литературы. 11 класс. михаил шолохов "чужая кровь"

ПОЛНАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 11 КЛАСС. М.ШОЛОХОВ "ЧУЖАЯ КРОВЬ"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


подготовила

учитель русского языка и литературы

Идрисова Гульшира К


ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ЕМН

Раздел


ФИО педагога


Дата


Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Авторская позиция в рассказе М. А. Шолохова «Чужая кровь».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

1.1.1.2. Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

11.2.7 определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;


Цель урока

выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений;

каким из этого события выходит человек;

понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

дать развернутый ответ, выражая собственное мнение о теме и проблеме произведения

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный момент













АКТУАЛИ-

ЗАЦИЯ

Приветствие. Психологический настрой



АКТИВИЗАЦИЯ «Послушай». Чтение учителем текста слайда



УЧИТЕЛЬ

Эти слова принадлежат известному русскому писателю Максимилиану Волошину.

-О чем размышляет лирический герой? ВАШИ предположения.

(О гражданской войне, страшных ее последствиях, о том, что в этой войне нет победителей, потому что воюют люди, говорящие на одном языке, одной веры, граждане одного государства, часто родные по крови. )

УЧИТЕЛЬ

-Давайте определим тему нашего урока . -Как вы думаете, какую тему будем изучать?

О теме урока и цели обучения.

-Это обложка рассказа «Чужая кровь»

-Запишем тему урока в тетрадях

Авторская позиция в рассказе М. А. Шолохова «Чужая кровь».
(запишите в тетрадь).

-Что такое авторская позиция? (Авторская позиция — это оценка писателем людей, событий, явлений, представленных в произведении. )








Настраиваются на положительный настрой урока.













ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ-

ВАНИЕ















ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ-

ВАНИЕ







ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ








ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ-

ВАНИЕ















ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ-

ВАНИЕ









ЗАПИСЫВА-ЮТ ТЕМУ










ОТВЕЧАЮТ

НА ВОПРОС
















СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА



















































































































СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА











































СЛАЙД


















СЛАЙД

































СЛАЙД
















СЛАЙД























СЛАЙД





















Изучение нового материала

ЭПИГРАФ УРОКА. УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. Она вошла в каждый дом. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.


1 ГРУППА

УЧИТЕЛЬ

- Путешествие во времени.

-Опишите время, изображенное в рассказе «Чужая кровь»


УЧИТЕЛЬ

Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких.


2 ГРУППА

УЧИТЕЛЬ История на страницах повести.

-Кто такие казаки?

-Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания?



3 ГРУППА

УЧИТЕЛЬ История на страницах повести ПРОДОЛЖАЕТСЯ

-Что такое Продразвёрстка ?



УЧИТЕЛЬ

-Итак, мы описали время, изображенное в рассказе «Чужая кровь» , ознакомились с историей на страницах повести, точнее узнали о казачестве и продразверстке.


Класс делится на 3 группы для изучения двух центральных персонажей рассказа: Гаврилы и Николая и подготовки постера.


УЧИТЕЛЬ. -Ознакомимся с дескрипторами

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Выступление групп. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

Ф взаимооценивание

Включение нового знания в систему знаний.

УЧИТЕЛЬ

Прием «ПОЧТАЛЬОН»

Задание: учитель разносит КОНВЕРТЫ с вопросами по группам. Учащийся должен ответить на него.




ПРОВЕРКА И КОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЕМ

Итоги урока

-Возвращаемся к целям урока

-Какие были цели?

-Добились мы цели урока?



Рефлексия


УЧИТЕЛЬ.

- Завершу урок этими строчками

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.

Кошмар и жуть — гражданская война…
Опять в разгаре, не прошло и века.
Вновь платится высокая цена,
Бесценным даром — жизнью человека.

Н. Гольбрайх

Домашнее задание. Написать эссе «Актуальны ли сегодня рассказы Шолохова?

УЧИТЕЛЬ -Урок закончен


В конце урока показываю видеоролик, звучит казачья песня "Брат" (муз. и слова Игоря Шиянова )

КОННИЦА, ПАПИРОСЫ, МАЛЕНЬКАЯ РОССИЯ, БОЙ., ЧУЖАЯ СТОРОНКА

https://youtu.be/tjAWfk8Qa9E?si=EjmaeF4W1IEtMZvM















ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ-

ВАНИЕ












ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ-

ВАНИЕ






ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК












ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК






















ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК














ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК














ВЫСТУПАЕТ УЧЕНИК


















ОТВЕЧАЮТ УЧЕНИКИ








Класс делится на 3 группы
























ПРОСМОТР И ПРОСЛУШИ-

ВАНИЕ


КОМАНДНАЯ РАБОТА

Выступление групп.

ЗАЩИТА

ПРОЕКТОВ














ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ












ЗНАКОМЯТСЯ С КРИТЕРИЯМИ








ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ


























САДЯТСЯ

ПО ГРУППАМ






ПРОСМАТРИВАЮТ ЗАДАНИЯ












ЗНАКОМЯТ-СЯ С КРИТЕРИЯМИ




























СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА

































































СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА























СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА























СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА





















СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА



















































СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА































СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА





























СЛОВЕСНАЯ ПОХВАЛА







СЛАЙД





















ПРИЕМ«Путешествие во времени».














СЛАЙД













ПРИЕМ «История на страницах повести»











СЛАЙД











Прием «История на страницах повести»






СЛАЙД



















СЛАЙД















СЛАЙД



















СЛАЙД









Прием «ПОЧТАЛЬОН»

























СЛАЙД


















СЛАЙД



















СЛАЙД

































СЛАЙД






https://youtu.be/tjAWfk8Qa9E?si=EjmaeF4W1IEtMZvM









Г Р У П П А № 1





ВОПРОСЫ

№1.Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?

№2.Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?

№3. Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки?


ЗАДАНИЯ


  • ГРУППА № 1

1. Ваши первые впечатления о старике Гавриле и Николае?

2.Каковы их истории жизни?

  • 3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

  • 4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?


ЗАДАНИЯ

  • ГРУППА № 2

  • 5. Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

  • 6.Ваша оценка решению Николая покинуть стариков.

  • 7. Какой из персонажей интересен вам больше? Почему?

  • 8. Как автор высказывает свое мнение об этих персонажах?



ЗАДАНИЯ




  • ГРУППА № 3

Создание постера «Образ Гаврилы» и «Образ Николая» . .


ЗАДАНИЯ

ГРУППА № 1. Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь своему недавнему врагу?

ГРУППА № 2. В чем смысл рассказа?

ГРУППА № 3. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне?


ПИСЬМЕННО ДЛЯ ВСЕХ ! Актуальны ли сегодня эти рассказы?

Напишите ответ в ТЕТРАДЯХ





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее