Конспект урока музыки в 7 классе
Учитель: Саносян Елена Сергеевна, КСОУ "Красноярская лесная школа"
Тема урока: Соната
Тип урока: углубление в тему.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с музыкальным жанром "соната", научиться определять разделы сонатной формы, проследить за главной и побочной темой и уметь определять драматургию музыкального произведения. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; оценить собственную деятельность на уроке, познакомиться с понятием сонатная форма.
Предметные результаты. Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».
Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Виды деятельности учащихся:
слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение, цветорелаксация.
Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации), деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.
Дидактическое обеспечение урока: учебник, тетради, плакат с названием «Патетическая соната», плакат эмоциональных терминов, портреты композиторов, видеоролик с исполнением «Патетическая соната»
Техническое обеспечение урока: синтезатор, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Музыкальный материал:
«Патетическая соната» 3 части,
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 мин.)
1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.
Музыкальное приветствие "Здравствуйте"
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки. Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
II. Актуализация знаний (3 мин.)
1 На доске вывешиваются листочки со словами: соната, камерная музыка, циклические формы в музыке.
2.Учитель просит объяснить значение этих слов.
3.Организует беседу, выявляющую знания или затруднения учащихся.
Анализируют пытаются объяснить значение слов (опираясь на ранее изученный материал).
1. Исходная мотивация
Учитель: Молодцы! Вот музыка и вошла в наш кабинет. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна музыка? Через музыку можно передавать не только своё настроение, но и более глубокие чувства, мысли и рассказывать о важнейших событиях. Правда? Я надеюсь, что именно это свойство музыки поможет нам понять одно музыкальное познание. Оно ждет нас впереди, а сейчас я предлагаю послушать одно известное музыкальное произведение.
(звучит «Лунная соната» Л.Бетховена).
Я не случайно начала урок с Лунной сонаты Бетховена, Как вы думаете, о каком музыкальном жанре мы будем с вами сегодня говорить? Вспомним, какие основные музыкальные жанры бывают (по способу исполнения: вокальные и инструментальные). Давайте определим тему нашего урока. (соната). Запись в тетради даты и темы урока.
Давайте вспомним, что же такое соната?
Какая музыка называется камерной? (Это музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов и предназначенная для исполнения в небольшом помещении.
И что такое циклические формы в музыке? (Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла).
III.Постановка учебной задачи (2 минуты)
Учитель: Итак, исходя из темы нашего урока, какую цель мы можем перед собой поставить?
Цель: продолжить знакомство с музыкальным жанром "соната",
Учитель: знаете ли вы, как определить разделы сонатной формы? Значит, что мы должны сделать на уроке?
Дети: научиться определять разделы сонатной формы.
Учитель: Будем ли мы петь? Значит какая еще цель у нас будет? Работа над вокально-хоровыми навыками.
Учитель: Исходя из цели, какие задачи мы поставим перед собой? Можем ли мы воспользоваться учебником для постановки задач? (открываем учебники на стр.102-105). Что мы должны изучить на уроке?
Дети: познакомиться с понятием сонатная форма, изучить три раздела сонаты, прослушать сонату № 8 ("Патетическую") Л. Бетховена, проанализировать содержание ее частей.
IV этап (основной) – погружение в тему урока (15 мин.)
1.Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе- это петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки. Существовали и церковные сонаты . Как вы думаете, где их можно было услышать?
Ответы детей
Учитель: Всё верно, их можно было услышать в церквях. Это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.
Как вы думаете, сонаты писали только для одного инструмента или для нескольких?
Ответы детей.
Интересно то, что композиторы пишут сочинения не только для одного инструмента – например для ф- но, но и для 2- х инструментов, например для скрипки и ф-но, для виолончели и ф-но. Вот например, Бетховен писал сонаты только для ф-но и написал он 32 сонаты.
У Моцарта 17 сонат и они тоже все написаны для одного инструмента- ф- но.
У Фридерика Шопена всего 4 сонаты, написанные для ф-но. У С.С.Прокофьева 9 сонат и тоже для ф-но. (показ портретов)
То есть, какой мы можем сделать вывод? Какие композиторы писали сонаты?
Ответы детей
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно сравнить музыкальный жанр сонату с литературным жанром повестью или романом? Почему?
Ответы детей
Учитель: Потому что, как и повесть, роман соната делиться на несколько «глав» т.е. - частей. Как и повесть или роман соната населена различными «героями» - музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
На предыдущих уроках, мы с вами познакомились с структурой сонаты. Из каких частей она состоит?
Ответы детей.
Учитель: Мы подошли с вами к такому понятию, как сонатная форма. Как вы это понимаете? Чтобы расширить ваши знания, я предлагаю вам открыть учебник на стр. 102 , найти и записать, из каких разделов состоит сонатная форма. Сонатная форма: I часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются. III часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями.
Учитель: Что такое кода?
Дети: Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.
Какой мы можем сделать вывод? (сонатная форма - это...)
Ответы детей.
(музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция).
Учитель: Сегодня мы будем говорить о сонате, которую написал знакомый вам композитор. Какой? (догадываются, познакомившись с текстом учебника).
Учитель: Название сонаты у вас перед глазами, на доске. Как она называется?
Дети: Патетическая
Учитель: Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий. Иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» (сонату №14), «Патетическую сонату» (соната №8). Найдите в тексте учебника, что означает слово "патетическая" и кто придумал так назвать произведение и запишите себе в тетрадь (стр.104).
Ответы детей
Учитель: Кто ответил правильно-ставит на полях "5" баллов
Учитель: Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена - князю Лихновскому. Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия. Тогда стали заметны первые признаки скорой глухоты. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в Патетической сонате.
Сегодня я хочу вам дать очень сложное задание! Справиться с ним смогут только самые внимательные слушатели!
У.: Задание такое: во время звучания первой части "Патетической сонаты" вы попробуете определить, сколько музыкальных образов здесь представлено. И чтобы вам было легче справиться с этим заданием, представьте эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей будет участвовать в разговоре? По ходу слушания вы делаете записи в тетрадях, например 1 образ: эмоциональный характер исполнения, используя таблицу эмоциональных терминов. Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена.
Звучит в записи фрагмент экспозиции «Патетической сонаты»
Радостно Нежно Светло Восторженно Оптимистично Бурно Страстно Взволнованно | Грустно Печально Мрачно Горестно Пессимистично Тревожно Скорбно Тяжело |
Учитель: Итак, вы прослушали и отметили у себя эмоциональный характер героев. А теперь обменяйтесь тетрадями и оцените другу друга. Если сосед всё сделал правильно - ставим на полях оценку "5". Проверяем вместе. Сколько интонаций вы услышали? Сколько человек участвовало в разговоре?
Д.: Двое
У.: Как же говорил «первый»? Какие слова из плаката эмоциональных терминов вы использовали?
Д: (слышат характер интонации называют слова из 2-го столбика)
У.: Как вы думает, а почему человек так говорит?
Д.: Может, у него что-то случилось?
У.: Конечно, так (горестно) человек говорит, когда у него случилось…
Д.: Горе.
У.: А о чём нам может сказать такая музыка?
Д.: Может, у него кто-то умер?
У.: Мы не можем утверждать подобное, но мы можем сказать точно, что у человека большое горе.
У.: Теперь обратим внимание на речь второго участника разговора. Какие слова вы выбрали для его характеристики?
Д. Определяют характер интонации и называют слова из 1-го столбика. То есть интуитивно слышат героические интонации.
У.: (останавливаюсь на слове «радостно»). Давайте поставим себя на место этих двух собеседников. Если у вашего друга (подруги) – горе, вы будете с ним разговаривать радостно? Или вам надо найти какие-то другие интонации в голосе, чтобы утешить друга?
Д. Понимают, что нужны другие интонации и отвергают слова «светло», «нежно» (они не подходит музыке) и «восторженно» (оно не подходит к ситуации). Мне приходится обыграть эмоции, выраженные в остальных словах. То есть, я проговариваю какие-то фразы или с оптимизмом в голосе, или взволнованно и т.д. И тогда ребята понимают, что музыка звучала взволнованно, страстно, оптимистично. «Наверное, – говорили ребята, – «второй» убеждает (речь звучит убедительно) «первого», что горе пройдёт, что впереди много хорошего.
Оптимистический - ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при к-ром человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех
Учитель: То есть, какой мы можем сделать выод? Какая главная тема вступления и первой части?
Дети: Тема судьбы, борьбы человека.
У.: Мы проделали большую работу и теперь надо немного отдохнуть. Физкультминутка (у жирафов пятна-пятна", "дует ветер нам в лицо") (2 мин.)
Продолжение изучение нового материала (10 мин.)
Учитель: Теперь мы прослушаем 2 и 3-ю части Сонаты № 8. Вам необходимо ответить на вопросы в учебнике на стр. 105.
Как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряженные мысли? А в какой передает действие?
Ответы детей
Учитель: Каким предстает в этой музыке человек? Чувства, мысли и переживания каких известных вам персонажей могла бы выразить эта музыка? (Анна Каренина, Татьяна Ларина и др.)
Учитель: как вы думаете, какую мысль в целом утверждает композитор?
Ответы детей
Учитель: То есть все сказанное можно обобщить так: концепция произведения четко описывает философию выбора: каждый человек самостоятельно творит судьбу. Все зависит от выбора: опустить руки или бороться, стать сильнее и храбрее или просто влачить жалкое существование. Всего одно решение может кардинально изменить жизнь. Главное не плыть по течению, довольствуясь малым, а пытаться схватить судьбу за глотку, не дав ей разрушить мир идеального. Соната доказывает это, ведь человек способен на многое, главное иметь веру в силы, и не поддаваться унынию.
Учитель: Как вы думаете вспоминая характер 3-й части, трагически закончилось произведение или оптимистически?
Развязка в коде третей части. Человек победил злой рок.
V. Распевание и дыхательные упражнения. (7 мин.)
Закрепление темы урока.
VI Рефлексия. Закончи предложение. (5 мин.)
Я узнал на уроке...
Мне было интересно...
Мне было сложно...и т.д.
Учитель: Ребята, скажите все мы задачи. поставленные на уроке, решили?
Итог урока, выставление оценок.
Д/з: прочитать в учебнике стр.102-105