Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа – интернат №7 станицы Казанской
«Осуществление дифференцированного подхода с целью формирования системы базовых учебных действий
на уроках ручного труда»
ВЫПОЛНИЛА:
учитель начальных классов
Мовсесян Р.М.
2017-2018
учебный год
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе ставит своей целью вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков в области общетехнического, профессионально-трудового обучения и хозяйственно-бытового труда. Как и другие учебные дисциплины, оно решает задачи всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья, вносит существенный вклад в их профессиональное образование, необходимое для работы по определенной специальности в будущем.
В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретает всё большее значение. Поэтому вводить человека в мир технологии необходимо с детства, начиная с начальной школы.
Ручной труд – это начальное звено общей системы трудового обучения в коррекционной школе, одно из действенных средств умственного, физического, нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Первый этап трудового обучения осуществляется в 1—4 классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. Дети приобретают базовые трудовые навыки и умения, овладевают доступными для них приёмами работы с бумагой, картоном, тканями и другими материалами. Программой предусмотрены несколько видов труда:
работа с глиной и пластилином
работа с природными материалами
работа с бумагой и картоном
работа с текстильными материалами
работа с проволокой и металлическим конструктором
работа с древесиной
В новых учебниках представлен перечень изделий, которые предлагаются для изготовления учащимися на уроках. В 1—4 классах уроки трудового обучения проводятся два часа в неделю. Количество часов для работы с тем или иным видом материала в каждой четверти учитель определяет самостоятельно. Одной из главных задач трудового обучения в младших классах является формирование и закрепление общих трудовых умений и навыков. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников, уровня их готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.
Современные концепции специального (коррекционного) образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования навыков и умений учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям ребенка». Формировать у учащихся основные базовые учебные действия на уроках ручного труда позволяет технология дифференцированного обучения.
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся, способствующей формированию и развитию их личностных качеств. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Организация учителем внутриклассной дифференциации предполагает несколько этапов:
определение критерия, на основе которого формируются группы учащихся;
проведение диагностики по выбранному критерию;
распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики;
выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий;
реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Психодиагностическая работа начинается с комплексного обследования детей при поступлении их в школу. Внутриклассная диагностика учебных возможностей первоклассников дополняет заключения специалистов по данному вопросу и позволяет с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка. Инструментом проведения диагностики являются контрольно-измерительные материалы по ручному труду для начальной школы, разработанные с учетом требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данные материалы разработаны по 1-му и 2-му вариантам ФГОС, что обеспечивает более успешное формирование регулятивных и познавательных базовых учебных действий обучающихся. Содержание тестовых заданий для проверки знаний учащихся 1-4 классов по ручному труду охватывает основные разделы программы. Опрос учащихся 1 класса ведется в устной форме под руководством учителя (индивидуально и по группам). Во 2 классе в конце 1 четверти ответить на тестовые задания учащимся также предлагается в устной форме. Начиная со 2 четверти 2 класса и по окончании начальной школы, учащимся предлагаются тестовые задания, где необходимо письменно выбрать верные варианты ответов. Вот примерные задания нескольких видов: выбор одного или нескольких правильных ответов («да» и «нет»); установление правильной последовательности действий (проставление нужных цифр у каждой из предложенных позиций); установление соответствия. Таким образом, с помощью тестирования можно получить реальную и наглядную картину степени развития основных качеств умственной деятельности ученика, это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения предмету. Изучение индивидуальных способностей, мониторинг учебных возможностей учащихся, диагностика их уровня знаний и умений дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта нарушений развития внимания, мышления, памяти и т.д.
Немаловажную роль играет и мотивация обучения. Причины, побуждающие ученика изучать предмет хотя бы на базовом уровне, могут быть очень далекими от интереса к предмету. И это тоже необходимо учитывать учителю, работающему в рамках дифференцированного подхода. Диагностика обучающихся с целью определения способов восприятия информации позволяет эффективнее дифференцировать содержание учебных заданий по уровню творчества, трудности и объему.
Включение в программу ручного труда разнообразных работ с различными видами материалов дает возможность нашим учащимся приобрести знания об их свойствах, значении, способах обработки, а также научиться выполнять красивые, полезные вещи. С бумагой и картоном, природными и текстильными материалами, глиной и пластилином школьники должны работать на протяжении всего периода обучения с 1 по 4 класс.
В процессе занятий лепкой ученики овладевают знаниями о пластических свойствах глины и пластилина, об их применении, способах подготовки пластического материала к работе и т.д. На уроках труда у них формируются такие приемы работы с материалом, как разминание, отщипывание кусочков пластилина, размазывание по картону (аппликация из пластилина), раскатывание и скатывание пластического материала, вдавливание на поверхности шара, лепка из целого куска, соединение деталей промазыванием и др.
На данном этапе работы возможна лепка из соленого теста, можно знакомить детей с таким строительным материалом, как гипс (т.к. в дальнейшем обучении «штукатурному делу» у ребят происходит более глубокое изучение свойств строительных материалов).
При работе с природными материалами предусматриваются экскурсии на природу с целью сбора природного материала (цветов, листьев, семян, сучков и т. д.). Предлагаются следующие виды работ: изготовление (по образцам) животных из шишки ели, пластилина и веточек; изделий из скорлупы грецкого ореха и сосновой коры, самостоятельное изготовление животных из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки; а также по образцу и представлению составление композиций к прочитанным сказкам и рассказам из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты; изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Учащиеся овладевают техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе и т.д. Работая с природными материалами, ребята учатся приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея, палочек, соблюдения пропорций изделия и др.
На данном этапе целесообразнее выполнять коллективные работы, т.к. не все учащиеся могут работать с хрупкими природными материалами, такими как солома, засушенные листья, колосья. Дети со сложными дефектами выполняют более легкую работу: например, вырезают по шаблону и приклеивают картонные детали к основе.
При работе с бумагой и картоном школьники учатся (по образцу) создавать такие изделия, как стаканчики для семян; составлять композиции из геометрических фигур (снеговик, домик), орнамент в полосе, квадрате из геометрических фигур и растительных форм, делать закладки, плоские елочные игрушки и гирлянды простых форм, птиц, животных и т. д. Из картона и бархатной бумаги ребята изготовляют игольницы, учатся оклеивать картон цветной бумагой с одной и с двух сторон, делать его окантовку, коробки из тонкого картона. Школьники усваивают технические сведения о свойствах бумаги и картона, об их назначении, о клеящих составах, аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами и др. На уроках ученики овладевают такими приемами работы, как складывание и разглаживание бумаги, умение держать инструменты, пользоваться ножницами, смазывать поверхность бумаги кистью, размечать изделие по шаблону, трафарету, линейке и др.
На данном этапе с целью обеспечения преемственности «работы с бумагой» и «переплётно-картонажным делом» учащимся можно предложить выполнение выпуклых аппликаций. Даже учащиеся со сложными дефектами могут справиться с данным заданием. Также детям очень нравится выполнять бумажную мозаику, путем обрывания и приклеивания бумаги на основу.
Особое место на данном этапе занимает техника «Оригами». Однако, изготовление поделок из бумаги техникой «Оригами» вызывают определенные трудности у многих учеников. Поэтому необходимо выбирать изделия, не требующие многоэтапного выполнения.
При работе с текстильными материалами на уроках трудового обучения школьники изготавливают такие поделки, как игольница, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку. Ребята пришивают пуговицы, вышивают закладки и салфетки из ткани. При работе с текстильными материалами наши учащиеся усваивают технические сведения о свойствах ниток и тканей, об их применении, о видах пуговиц, инструментов, применяемых при работе с тканями; изучают виды ручных стежков (сметочный, «шнурок», обметочный). На уроках учащиеся овладевают следующими приемами работы: связывание ниток, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка на конце нити, пришивание пуговиц, выполнение ручных швов и др.
При использовании единых заданий для всего класса организация деятельности детей на уроках ручного труда дифференцируется по:
уровню творчества обучающихся;
степени самостоятельности обучающихся;
характеру помощи учителя;
форме учебных действий;
по способу восприятия материала.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор. Обучаясь практически по индивидуальному плану, ребенок не чувствует себя отверженным, поскольку он не попадает в ситуацию систематических неудач. Это позволяет детям осознать свои пробелы в обучении и, не снижая темпа работы, продвигаться с классом по программе. Кроме того, такой подход к трудовому обучению помогает раскрыться в тех направлениях, которые невозможны при общем подходе, без учета индивидуальности учащихся.
Формирование общих трудовых умений и навыков детей с интеллектуальными нарушениями находится в неразрывной связи с развитием самостоятельности их действий. Поэтому на уроках трудового обучения в начальных классах нашей школы проводится целенаправленная, систематическая работа по формированию общих трудовых умений и навыков учащихся. Важнейшее условие развития необходимых умений и навыков – это помощь и направляющее воздействие учителя. Без этого дети не могут делать нужные обобщения, использовать приобретённые знания и навыки для выполнения поставленной задачи. В результате целенаправленной систематической работы, ориентирующей и направляющей действия учеников, у основной части школьников формируются общие трудовые умения контролировать и корректировать свои действия.
Обучение не будет успешным, если ученик лишь натаскивается на механическое воспроизведение тех или иных действий. Но когда ученику не только показывают технологию работы, но и объясняют, что он делает и зачем, какого результата следует добиваться, тогда формируются реальные знания, которые в дальнейшем осознанно используются.
Уроки ручного труда имеют большое коррекционно-воспитательное значение. В процессе трудового обучения у учащихся формируются навыки
трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе, правильно пользоваться инструментами и т.д. На уроках труда детям прививаются организационные умения: это умение работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенических требований.
Организация урока должна быть такова, чтобы у школьников возникла и поддерживалась положительная мотивация. Это обуславливается и общим эмоциональным фоном, который создает учитель, и такими факторами, как наличие интересного образца изделия, отвечающего эстетическим требованиям, хорошее состояние инструментов, порядок на рабочем месте. Любая операция требует не только показа, но и четкого комментария. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать работу и самостоятельно ее выполнить. Речь учителя должна быть лаконичной и ясной, темп речи на первом этапе обучения несколько замедленный.
Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Дети приобретают некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают первоначальные навыки обработки различных материалов. Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи). Так как, учащиеся с интеллектуальными нарушениями нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда должна возрастать постепенно. Это позволит предъявлять им более высокие требования поэтапно, на каждом году обучения.
Наряду с этим, необходимо не просто научить ребенка отдельным трудовым умениям - резать, клеить и т.д., а сформировать у него позицию: «Я хочу это сделать. Я сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться». Но чтобы эта позиция сформировалась, ребенка нужно научить ориентироваться в любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего мира, где школьник будет не созерцателем, а активным преобразователем. При этом задачей учителя будет не столько помощь ребенку в осознании или изготовлении, сколько в создании условий, при которых его потенциал будет использован полностью.
К элементам учебной деятельности также относятся ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль, оценка результата. Овладение данными умениями представляет большую трудность для обучающихся, но именно данный предмет при соответствующем содержательном и методическом наполнении может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий по СФГОС. В то же время сформированность данных умений и навыков имеет первостепенное значение для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения.
Чтобы сделать выводы эффективности проводимой в этом направлении работы, необходимо осуществлять мониторинг всех групп базовых учебных действий.( БУД). Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующие критерии:
― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Это позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий: учитель должен хорошо знать школьника, его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны, а ученики должны достичь определенного уровня умений самостоятельного приобретения знаний. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы. Такая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания, управления учебной деятельностью учащихся. Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей.
Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению навыками профессионального труда. Обучающиеся на уроках ручного труда должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.
Спасибо за внимание!