Урок. Основные доказательства эволюции.
Лабораторная работа 5.Изучение гомологичных органов ,рудиментов как доказательств эволюции.
Цель урока: Научиться определять гомологичные и рудиментарные органы у животных и растений, устанавливать их значение в доказательстве эволюции.
Задачи:
Развивать умения проводить лабораторные исследования.
Создавать условия для формирования навыков безопасного поведения при работе с лабораторным оборудованием.
Тип: Усвоение новых знаний
Учебно-методическое обеспечение : учебное пособие ,тетрадь для лабораторных и практических работ, рисунки гомологичных и рудиментарных органов животных, рисунки растений.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие .Проверка готовности класса к уроку .Создание условий для активного взаимодействия.
Проверка домашнего задания .
(тест)
Целемотивационный этап . Урок можно начать с вопроса об эволюции. Что является основными положениями эволюции. Способы видообразования.
Актуализация знаний и умений учащихся.
Учитель предлагает ответить на вопросы.
Чем отличаются передние конечности позвоночных животных
Какие у растений есть органы имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковую функцию
Изучение нового материала
Тема сегодняшнего нашего урока .Основные доказательства эволюции.
И в ходе изучения данной темы мы с вами будем выполнять лабораторную работу.
Откройте лабораторные тетради на с 53.
Давайте с вами пробуем сформулировать цель данной работы.
Научиться определять гомологичные и рудиментарные органы у растений и животных.
Оборудования и материалы.
Перед вами на партах .Распечатаны картинки с гомологичными органами, аналогичными органами. Примеры атавизмов. Филогенетический ряд. Развитее зародыша позвоночных.
Вспомним определении макроэволюции.
Макроэволюция эволюционные процессы приводящие к образованию новых родов ,семейств.(
Современная наука обладает множеством данных доказывающих эволюционное развитие живой природы. они свидетельствуют о происхождении всех живых существ от общих предков, позволяют устанавливать ход филогенеза.
Филогенез -историческое развитие различных групп организмов, как ныне существующих так и вымерших.
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Изучение строения органов и их эволюционных изменений у различных групп организмов является основой выявления сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Яркими примерами анатомических доказательств эволюции являются гомологичные и аналогичные органы.
Гомологичные органы (гомология, от греч. homo(s) — равный, одинаковый)
Такие органы развиваются из одних и тех же зародышевых листков, имеют общий план строения, но выполняют разные функции. Это связано с тем, что животные освоили разные среды обитания, из-за чего происходит дивергенция (лат. divergo - отклоняюсь) - расхождение признаков у первоначально близких животных в ходе эволюции.
Гомологичны между собой скелеты конечностей различных классов позвоночных: рука - ласт - крыло птицы, колючки кактуса - усики гороха - листья растений.
Аналогичные органы (греч. análogos — соответственный)
Аналогичные органы развиваются из разных зародышевых листков, имеют различное строение, но выполняют схожие функции. Такое сходство возникает в результате приспособления к одним и тем же условиям среды, из-за чего происходит конвергенция (лат. convergo - сближаю) - схождение признаков у неблизкородственных видов в ходе эволюции.
Аналогичными органами являются крыло птицы - крыло бабочки, глаз человека - глаз кальмара, усики винограда - усики гороха, жабры рака - жабры рыбы.
В строении нынешних животных можно найти признаки древних предковых форм, которые также свидетельствуют об эволюции. Сейчас мы обсудим рудименты и атавизмы.
Рудименты (лат. rudimentum — зачаток) - органы, которые в ходе эволюции утратили свое функциональное значение. Они сохраняются в течение всей жизни и в норме обнаруживаются у человека и животных.
У человека к рудиментарным органам относятся: зубы мудрости, копчик, ушные мышцы, аппендикс (червеобразный отросток), третье веко.
Атавизмы (лат. atavus — отдалённый предок) - случаи проявления у отдельных особей признаков дальних предков. Атавизмы сугубо индивидуальны и не являются нормой. Они также являются доказательством эволюции.
У человека атавизмами могут являться хвост, волосатое тело, добавочные молочные железы, незаращение межпредсердной перегородки.
Эмбриологические доказательстваЭмбриология (греч. embryon - зародыш) - раздел биологии, изучающий строение эмбрионов. Только вдумайтесь: на этапе эмбриона, через который мы с вами успешно прошли, у нас можно было найти закладку жаберных дуг, которые существуют непродолжительное время, после чего исчезают.
А у рыб, например, жаберные дуги не исчезают - из них развиваются жабры.
У головастиков лягушек развивается плавник, есть жабры - это наглядное повторение признаков, которые характерны для их предков - рыб.
Физкульт минутка
Закрепление изученного материала .
Оформление лабораторной работы.
Вывод: гомологичные и рудиментарные органы свидетельствует о том, что организмы имели общих предков, которые пользовались этими конечностями, а теперь утратили или изменили своё назначение. Также свидетельствует о действии естественного отбора в прошлом.
Информация о домашнем задании .
Изучить №48 учебного пособия ,ответить на вопросы в конце параграфа.
Подведение итогов урока.
Достигли ли цели поставленной на лабораторной работе?
Рефлексия.
-Какой из этапов выполнения работы вызвал у вас наибольшее затруднения и почему?