«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Организация воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в условиях детского дома-интерната.

В статье описывается работа педагогов отделения "милосердия" в условиях детского дома - интерната

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Организация воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в условиях детского дома-интерната.

В основе социальной адаптации детей с тяжелыми и сложными нарушениями лежит философия, согласно которой личность с ОВЗ должна жить в обществе людей на равных правах с другими.

Еще в начале 20 века в России стал эффективно развиваться опыт воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями физического и умственного развития. Он строился на принципах милосердия, гуманности, медико-педагогической и социальной поддержки детям и их семьям. Большой вклад в его развитие внесли такие ученые, как Е.К. Грачева, М.П. Постовская, В.П. Кащенко, А.Н. Граборов и другие.

Прошло несколько десятилетий, прежде чем практический опыт, опирающийся на работы ученых-практиков Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина показал, что развитие развивающей, адаптированной, комфортной среды позитивно и качественно влияет на развитие особого ребенка. Я хотела бы рассказать о нашем опыте воспитания детей c тяжелыми множественными нарушениями развития в Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей.

Коротко о нашем интернате: детский дом-интернат (ДДИ) для умственно отсталых детей находится в ведомстве министерства здравоохранения и социального развития РФ.   В ДДИ живут дети с диагнозами умеренная, тяжелая или глубокая умственная отсталость, большая часть детей имеет множественные нарушения развития. Около 95% воспитанников – отказные или дети родителей, лишенных родительских прав. Возраст воспитанников: от 4 до 18 лет; по достижении совершеннолетия детей переводят в ПНИ (психоневрологические интернаты).

В ИДДИ работают отделения:

 - отделение милосердия (дети, имеющие диагноз тяжелая или глубокая умственная отсталость, множественные поражения опорно-двигательного аппарата);

 - отделение медико-социальной реабилитации 

 - отделение психолого-педагогической реабилитации (дети школьного возраста, имеющие диагноз умеренная умственная отсталость, не имеющие выраженных поражений опорно-двигательного аппарата);

 - отделение социально - трудовой реабилитации «постинтернат» (подростки, закончившие обучение в школьных группах).

Я хочу подробнее остановиться на работе с самыми слабыми детьми – детьми из отделения «милосердия».

В отделении Милосердие предоставляются: социально-бытовые услуги, социально - медицинские услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности. Проводимые мероприятия направлены на максимальную адаптацию детей с ограниченными возможностями к условиям окружающей среды. Все воспитанники отделения охвачены образовательным процессом по специальным индивидуальным программам развития (СИПР). Обучение проводят педагоги ГОКУ СКШ №7 города Иркутска. Образовательная деятельность проводится с использованием дидактического материала, различных игровых пособий. Для каждого ребенка разработана индивидуальная реабилитационная программа. Работа с детьми требует индивидуального подхода и внимания. Для этого мы создаём благоприятную обстановку в группах, в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворения интереса к разнообразным видам деятельности.

В отделениях высокий уровень оказания медицинской помощи, хороший уровень обеспечения лекарственными средствами, хорошие бытовые условия. В группах работают медицинские сестры, санитарки, воспитатели, дефектологи и логопеды, проводятся музыкальные занятия, праздники.

Воспитательная работа направлена на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Перед специалистами этих блоков стоит задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений детей, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Приоритеты современного общества требуют внимания к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблема социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является одной из основных в сфере государственной политики России. Актуальной является и разработка новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы взаимодействия детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с окружающим миром.

Цель воспитательной работы данной категории детей – создание среды, адекватной потребностям этих «особенных» детей. Если говорить обычным языком, нужно сделать жизнь детей отделения, приближенной к жизни нормальных детей, пусть и с очень особыми потребностями.

В нашей стране существует достаточное количество методик работы с детьми с легкой и умеренной умственной отсталостью. Но только сейчас и то не очень быстро формируется пласт системной коррекционной работы с детьми с более выраженными интеллектуальными нарушениями. Причем процесс двигают практики в науку, а не наоборот. 

Специалистами отделения милосердия, создается методическая база, которая будет полезной специалистам, работающим в подобных отделениях других интернатов по всей стране.   

Поэтому первое, что мы делаем – мы начинаем общаться с ребенком – близко, эмоционально, тепло. Мы его «греем», шевелим, даем ему опыт тактильного контакта, без которого невозможно почувствовать собственное тело, невозможно осознать себя в окружающем мире. Все специалисты, работающие с этими «особенными» детьми, все время разговаривают с ребенком – в помещении группы, на прогулке, во время рутинных процедур, проговаривая все совместные действия. Всегда называем ребенка по имени, объясняем (даем почувствовать), что у него есть руки, ноги, пальцы (в основном у детей не сформировано представление о собственном теле). Мы все объясняем, все показываем и даем потрогать все, что можно потрогать, даем возможность добрать ощущений, впечатлений: вместе слушаем, смотрим, стараемся создать эпизоды контакта детей между собой.

Мы стараемся дать ребенку возможность почувствовать свое тело, буквально найти себя в этом мире, расширить границы пребывания ребенка, дать ему тот необходимый для развития сенсорный и коммуникативный опыт, которого у него до этого не было. И тогда получается «чудо» - ребенок, который был где-то не здесь, в себе, начинает раскрываться - общаться, улыбаться, привлекать к себе внимание, выходит из своего «зазеркалья», превращается в обычного ребенка, хотя и очень особенного.

Основной формой организации педагогическо - коррекционной работы являются индивидуальные — коррекционные занятия. Разумеется, все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребенка. Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу основного диагноза и сочетанных нарушений). Поэтому, в нашей работе мы применяем такие технологии, как: динамическая пауза, релаксация, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, игра терапия, массаж, арт терапия, технология музыкального воздействия, сказка терапия, психа гимнастика, технология воздействия цветом, а также используем различные формы организации занятий: комплексные занятия разных специалистов, межгрупповые развлекательные и досуговые мероприятия, тематические экскурсии, игры на свежем воздухе.

Работа всех специалистов отделения направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Перед нами стоит задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Темы, подобранные для занятий, соответствуют возможностям и опыту каждого отдельного ребенка. Все темы мы прорабатываем в различных ситуациях: на занятии, в режимных моментах, досугах, в быту, и на улице. Ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации, переключаясь с одного вида деятельности на другой, поэтому мы берем задания из разных областей (сенсорное развитие, развитие моторных навыков, окружающий мир, предметно-практическая деятельность).

При формировании представления о себе, мы показываем отражение ребенка в зеркале, обязательно комментируя. Показываем части тела ребенка, куклы, педагога, дотрагиваясь до них и проговаривая разные стихи — потешки, формируем умение откликаться на свое имя (поворачивать голову, жестами, мимикой, показывать на себя рукой, для некоторых глазами). Формируем интерес к взрослому посредством игр (ладушки, ку-ку, кто спрятался, идет коза рогатая).

Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь. Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа — залог нашей успешной работы.

Список литературы

  1. Воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И.М.Бгажноковой. М.- Владос. 2013 г.

  2. Образовательные инновации и психолого - педагогическое сопровождение обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. М., 2013.

  3. Сара Ньюмен Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей.- М., Теревинф, 2015







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее