Организация работы со слабоуспевающими учащимися
при подготовке к государственной итоговой аттестации
При подготовке выпускников IX и XI классов к государственной итоговой аттестации в современных условиях приходится применять дифференцированный подход.
Регулярное проведение «срезов» по материалам ОГЭ и ЕГЭ даёт возможность выстраивать индивидуальную и (или) групповую работу по устранению пробелов в знаниях учащихся.
Представляя алгоритм организации работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к государственной итоговой аттестации, можно сформулировать следующие задачи:
познакомить сообщество педагогов с опытом внедрения предметного мониторинга и коррекционной работы с учащимися;
организовать обсуждение проблемы организации работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к государственной итоговой аттестации;
определить роль мониторинга в решении задач формирования предметных достижений обучающихся.
Целью проведения мониторинга по математике в классе является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для организации работы по обозначенной выше проблеме ставятся следующие цели:
определение достижений учащихся при подготовке к ГИА;
реализация индивидуальных возможностей учащихся;
отслеживание результатов учебной деятельности по предмету и устранение пробелов в знаниях по алгоритму.
Алгоритм
организации работы со слабоуспевающими учащимися
при подготовке к государственной итоговой аттестации:
1 шаг. Ежемесячный мониторинг знаний учащихся, проводимый по материалам ОГЭ (1-20 задания 1 части КИМ).
2 шаг. Анализ результатов диагностической работы в форме ОГЭ (в форме таблицы).
3 шаг. Информационная справка о результатах диагностической работы по математике в форме основного государственного экзамена, где наглядно представлены полученные результаты. Например:
4 шаг. Индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях по результатам диагностической работы в форме ОГЭ, примерная форма которого приведена ниже:
План
ликвидации пробелов в знаниях по результатам диагностической работы в форме ОГЭ
24.10.2017 года
учащейся 9 «Д» класса ___________________________________________________
Учитель: Фрицлер А.А.
Выполнено: 3 задания
По разделу «Алгебра» - 2 (№8 и 12)
По разделу «Геометрия» - 1 (№16)
Пособие для подготовки: И.В Ященко. «Я сдам ОГЭ! Модульный курс. Математика. Практикум и диагностика. М.: «Просвещение», 2017
№ п/п | Раздел | № задания | Название темы для самостоятельной работы, страница пособия | Вид самостоятельной работы обучающегося | Форма контроля | Дата контроля | Результат (отметка) |
1 | Алгебра | 1 | Арифметические действия с целыми числами, 82 Арифметические действия с обыкновенными дробями, 84 Арифметические действия с десятичными дробями, 87 Арифметические действия с комбинациями десятичных и обыкновенных дробей, 91 | Тренировочные работы № 19-26 | Домашние (зачетные) работы № 19-26 | 10.11.2017 |
|
2 | Алгебра | 2 | Чтение и анализ данных, представленных в виде таблиц, 4 | Тренировочные работы № 1-2 | Домашние (зачетные) работы № 1-2 | 13.11.2017 |
|
3 | Алгебра | 3 | Изображение чисел на числовой прямой, сравнение и оценка, 103 | Тренировочные работы № 33-34 | Домашние (зачетные) работы № 33-34 | 15.11.2017 |
|
4 | Алгебра | 4 | Формулы сокращённого умножения. Преобразование целых алгебраических выражений, 107 Преобразование дробно-рациональных алгебраических выражений, 111 Преобразование иррациональных алгебраических выражений, 115 | Тренировочные работы № 35-38 | Домашние (зачетные) работы № 35-38 | 20.11.2017 |
|
5 | Геометрия | 15 | Практические и прикладные задачи по планиметрии на ОГЭ по математике, 361 | Тренировочные работы № 141-142 | Домашние (зачетные) работы № 141-142 | 22.11.2017 |
|
5 шаг. Диагностическая работа по итогам реализации плана ликвидации пробелов знаний учащихся (через месяц).
В ходе решения поставленной цели работы возникают следующие вопросы:
Какие проблемы организации работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к государственной итоговой аттестации возникают у учителя-предметника?
Какова роль мониторинга в решении задач формирования предметных достижений обучающихся и коррекционной работы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ?
Какие механизмы и ресурсы можно и необходимо использовать для организации и проведения работы со слабоуспевающими учащимися?
Отвечая на каждый из этих вопросов, можно предложить следующий вариант решения проблемы. Необходимость этого видится в досрочной подготовке будущих выпускников, начиная на 1 год ранее, чем это использовалось до 2013 года. Карты индивидуальной (коррекционной) работы были составлены несколько лет назад (в 2013-2014 учебном году) и вошли в педагогическую практику не только выпускных классов, но и VIII и X параллелей.
Можно привести пример КИМ для учащихся 7-8 класса при проведении диагностической работы, включающей в себя 3 этапа: входной, промежуточный и итоговый контроль в течение учебного года.
Данный мониторинг позволяет получить:
объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;
возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
осуществлять систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Работа над устранением пробелов в знаниях строится на регулярной основе в качестве консультационной работы при подготовке к экзаменам. Реализация большей части индивидуального плана ликвидации пробелов в знаниях учащихся является залогом успешной сдачи экзамена по математике и ведёт к 100% общей успеваемости выпускников школы.
Фрицлер Анатолий Александрович,
учитель математики первой квалификационной категории
МБОУ ОСШ № 3 г.Нягань