Класс: 5
Предмет :Русский язык
Тема урока: Однородные члены предложения
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Психологическая готовность к уроку
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения». Страна сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным.
Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно. Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в сказочное королевство.
3. Проверка домашнего задания.
- Первую остановку в нашем путешествии мы совершим в городке, который называется…. А вот для того, чтобы узнать название города, вам нужно ответить на вопрос.
1. Какой раздел языка мы с вами сейчас изучаем? (Синтаксис)
Абсолютно верно, первую остановку мы с вами совершим в городке «Синтаксис». Здесь живут очень любопытные жители. Мы с с ними уже знакомы. Давайте их перечислим.
Итак, внимательно слушаем и отвечаем на вопросы.
Что изучает Синтаксис?
Самая маленькая единица синтаксиса?
Что никогда не будет словосочетанием?
Назовите на какие группы делятся все словосочетания?
Что строится из словосочетаний?
На какие группы делятся предложения по цели высказывания?
На какие группы делятся предложения по эмоциональной окраске?
На какие группы делятся предложения по наличию грамматических основ?
Из чего состоит грамматическая основа?
Как называются предложения, в которых только 1 главный член предложения?2?
Как называются предложения, в которых помимо главных членов, есть еще и второстепенные?
Перечислите, какие второстепенные члены предложения вы знаете.
Дополнение- отвечает на вопрос, подчеркивается…
Определение -…..
Обстоятельство……
Молодцы! Теперь, когда мы с вами вспомнили всех жителей страны «Синтаксис», мы можем продолжить наше путешествие.
Словарная работа
– Вторая наша остановка называется (Словарик). Как вы думаете, что он нам с Вами приготовил? (Словарную работу).
У вас на столе карточки, в них зашифрованы словарные слова. Давайте мы с вами их попробуем прочитать.
– Прочитайте слова по стрелкам и объясните правописание данных слов. (Запись слов в тетрадях с объяснением)
Объединить четыре словарных слова, составьте одно предложение. (Конверт со словами у каждого на столе).
Ребята собрали богатый урожай апельсинов, абрикосов, мандаринов.
5. Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, посмотрите, мы сами не заметили как прибыли в сказочное королевство «Однородных членов предложения». В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня «Перечислительная интонация», и ее ближайшие помощницы «Запятые». В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга запятой.
Учитель: Вернемся к нашему предложению. Найдите однородные члены предложения. Назовите их.
Апельсинов, мандаринов и абрикосов.
В данном предложении однородные члены связаны между собой интонацией перечисления, поэтому посмотрите, чего между ними не хватает? -Запятых!
Учитель: Вторым графством правят три брата: Союз А, Союз НО, Союз И. Вы уже, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами А, НО, И. А теперь Слушайте дальше: Союз А и Союз НО имели каждый ближайшую помощницу – Запятую. Она всегда вставала перед Союзами А и НО, соединяющими однородные члены.
Давайте мы запишем с вами предложения. 1 ребенок у доски.
– Найдите однородные члены предложения. Запишите данные предложения в тетрадях, выделите союзы А, НО.
Учитель: Третий из братьев, граф Союз И – самый старший и самый сердитый. Однажды он прогнал свою помощницу Запятую и с тех пор, Союз И называют одиноким, если соединяет два однородных члена, те перед Союзом И запятая никогда не ставится.
Появляется предложение:
Найдите однородные члены предложения. Запишите данное предложение в тетрадях, выделите союз И.
Ребята, а как же нам быть, если в предложении не один союз И, а их несколько?
хочу обратить ваше внимание, если между однородными членами предложения несколько союзов И, тогда, начиная со второго союза мы обязательно ставим запятые.
Давайте немного перестроим предыдущее предложение. Попробуйте изменить его так, чтобы союз И перестал быть одиночным.
Собаки во дворе и лаяли, и рычали.
Учитель: Заинтересовала ли вас жизнь однородных членов в сказочном королевстве? Что вы узнали из сказки? (Дети воспроизводят события сказки).
Учитель: А чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правители сказочного королевства прислали вам правило-закон:
Однородные члены предложения – это слова, которые
– А авторы учебника поместили это правило на странице 60 учебника «Русский язык».
(Идет работа над правилом)
Учитель: Однородные члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Коллективный разбор записанных предложений. Составления схем на доске.
Ребята, а вспомните, пожалуйста, каким значком мы показываем однородные члены предложения? Давайте потренируемся. Мы с вами ранее записывали предложения. Давайте подчеркнем в них грамматическую основу и ОЧП и составим схемы.
Учитель: Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть однородные члены?
7. Закрепление нового материала (самостоятельная работа по индивидуальным карточкам)
– Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схемы.
1 ряд:
Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.
2 ряд:
От сада веяло свежестью и тишиной.
Хозяйка принялась жарить варить тушить и печь
3 ряд:
В свободное время я читаю газеты и журналы.
Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
Объяснение выполненных заданий учащихся по рядам, схемы составить на доске.
Проверка предложений по интерактивной доске.
8. Домашняя работа (по выбору учителя)
9. Выставление оценок
10. Итог урока
– Вот и закончилось наше путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения».
– Прочитайте предложения:
У нашей сказки счастливая развязка.
– Как вы понимаете это выражение? (Сказка хорошо заканчивается)
– Можно так сказать о нашем путешествии? (Да)
– Почему? (Мы многое узнали)
– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия? Покажите это с помощью карточек-фигур.
1 ряд:
Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.
2 ряд:
От сада веяло свежестью и тишиной.
Хозяйка принялась жарить варить тушить и печь
3 ряд:
В свободное время я читаю газеты и журналы.
Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
| Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли. | Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли. |
| Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
| Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли. |
| Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
| Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
|
| Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
| Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
|
|
|
|
| От сада веяло свежестью и тишиной. | От сада веяло свежестью и тишиной. |
| От сада веяло свежестью и тишиной. | От сада веяло свежестью и тишиной. |
| От сада веяло свежестью и тишиной. | От сада веяло свежестью и тишиной. |
| От сада веяло свежестью и тишиной. | От сада веяло свежестью и тишиной. |
| От сада веяло свежестью и тишиной. | От сада веяло свежестью и тишиной. |
| От сада веяло свежестью и тишиной. | От сада веяло свежестью и тишиной. |
|
|
|
| В свободное время я читаю газеты и журналы. | В свободное время я читаю газеты и журналы. |
| В свободное время я читаю газеты и журналы. | В свободное время я читаю газеты и журналы. |
| В свободное время я читаю газеты и журналы. В свободное время я читаю газеты и журналы.
| В свободное время я читаю газеты и журналы. В свободное время я читаю газеты и журналы.
|
| В свободное время я читаю газеты и журналы.
| В свободное время я читаю газеты и журналы.
|
|
|
|


