Обучение математике школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Учитель математики МБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» Гавриленко Н.В.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Это дети с недостатками в физическом и(или) психическом развитии, т.е. глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, и другие, а также дети-инвалиды.
С педагогической точки зрения, обучающиеся с ОВЗ – это особый тип обучающихся, который действительно нуждается в создании особых условий для получения образования. Перечислим лишь основные из этих условий :
- создание адаптированных образовательных программ;
- наличие специальных учебных пособий;
- использование специальных технических средств;
- при необходимости, закрепление куратора за детьми, и многое другое.
Инклюзия (вовлечение, включение)
Это совокупность способов, методов и форм организации образовательного процесса, при котором предполагается равный доступ к образовательным услугам всех учащихся, независимо от особенностей их здоровья.
Смысл инклюзии в том , чтобы человек уже с юного возраста находился и социализировался в обыкновенном обществе, с целью привить ему навыки жизни и работы среди обычных людей.
Поэтому на протяжении всего процесса обучения детям с ОВЗ оказывается особая поддержка и внимание.
Оказывается психолого-педагогическое
сопровождение, ведется коррекционная работа
с такими детьми, оказываются консультации
родителям или законным представителям.
Образовательные учреждения с ОВЗ в Ростовской области
4500
В регионе работает 29 коррекционных школ, в которых обучается 4500 детей с ОВЗ. Динамика выявления детей с ограниченными возможностями здоровья показывает увеличение таких детей за 10 лет на 4000, и каждый ребёнок с ОВЗ нуждается в создании специальных условий получения образования.
70
50
500
2012
2022
График роста детей с ОВЗ
Задачи обучения математике
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения .
Профессиональные установки учителя в преподавании математики :
- использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей; ▪ использовать здоровье сберегающие технологии ; ▪ осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы; ▪ развивать умение планировать работу, прогнозировать
результат своей деятельности и доводить начатое дело
до завершения.
- необходимо поддерживать у обучающихся уверенность
в своих силах. Трудность заданий должна возрастать
постепенно, пропорционально возможностям ребенка ▪ частая смена видов деятельности учащихся, при осуществлении
которой задействовано как можно больше
анализаторов - слух, зрение, моторика, память
и логическое мышление в процессе восприятия материала;
Приемы и методы (на уроках математики):
- Оказание помощи при выполнении домашних заданий: переформулирование задания учебника, разбивка формулировки на смысловые части, уточнение недостаточно понятных терминов и понятий.
- Помощь в анализе условия задачи: условие дробится на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых дается вопрос и учитель с учениками разбирает, что необходимо сделать. Затем условие читается полностью и учитель полностью проговаривает, что необходимо сделать.
- Обучение выделению главной мысли в прочитанном или прослушанном тексте.
- Перерисовывание фигур по точкам.
- Обобщение по видовому понятию (все фигуры – треугольники и т.д.)
- Задания на «Исключи лишнее» (из трех фигур два четырехугольника и один треугольник – он и лишний).
- Задания по ориентированию в пространстве комнаты.
- Задания по ориентированию на плоскости.
- Широкое использование игр (лабиринты, крестики-нолики, морской бой и другие).
- Применение в работе карточек-опор и опорных схем.
На уроке важно соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.
Заключение
Перечисленные приемы коррекционной и развивающей работы являются универсальными, перечень их может быть расширен и приспособлен к особенностям определенной категории детей с ОВЗ.
Задачей учителя является отбор, оптимальное сочетание и применение данных приемов и методов в работе с конкретными учащимися с ОВЗ в соответствии с особенностями нарушений здоровья и развития.
Коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ следует проводить не только на уроках, но и при ежедневном взаимодействии с учениками.
Спасибо за
внимание !