«Зимний фестиваль знаний 2025»

Обучение математике школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

С педагогической точки зрения, обучающиеся с ОВЗ – это особый тип обучающихся, который действительно нуждается в создании особых условий для получения образования.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Обучение математике школьников  с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.       Учитель математики МБОУ РО  «Цимлянская школа-интернат»  Гавриленко Н.В.

Обучение математике школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Учитель математики МБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» Гавриленко Н.В.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Это дети с недостатками в физическом и(или) психическом развитии, т.е. глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, и другие, а также дети-инвалиды.   С педагогической точки зрения, обучающиеся с ОВЗ – это особый тип обучающихся, который действительно нуждается в создании особых условий для получения образования. Перечислим лишь основные из этих условий :

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Это дети с недостатками в физическом и(или) психическом развитии, т.е. глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, и другие, а также дети-инвалиды.

С педагогической точки зрения, обучающиеся с ОВЗ – это особый тип обучающихся, который действительно нуждается в создании особых условий для получения образования. Перечислим лишь основные из этих условий :

  • создание адаптированных образовательных программ;
  • наличие специальных учебных пособий;
  • использование специальных технических средств;
  • при необходимости, закрепление куратора за детьми, и многое другое.
Инклюзия (вовлечение, включение)  Это совокупность способов, методов и форм организации образовательного процесса, при котором предполагается равный доступ к образовательным услугам всех учащихся, независимо от особенностей их здоровья. Смысл инклюзии в том , чтобы человек уже с юного возраста находился и социализировался в обыкновенном обществе, с целью привить ему навыки жизни и работы среди обычных людей. Поэтому на протяжении всего процесса обучения детям с ОВЗ оказывается особая поддержка и внимание. Оказывается психолого-педагогическое сопровождение, ведется коррекционная работа  с такими детьми, оказываются консультации  родителям или законным представителям.

Инклюзия (вовлечение, включение)

Это совокупность способов, методов и форм организации образовательного процесса, при котором предполагается равный доступ к образовательным услугам всех учащихся, независимо от особенностей их здоровья.

Смысл инклюзии в том , чтобы человек уже с юного возраста находился и социализировался в обыкновенном обществе, с целью привить ему навыки жизни и работы среди обычных людей.

Поэтому на протяжении всего процесса обучения детям с ОВЗ оказывается особая поддержка и внимание.

Оказывается психолого-педагогическое

сопровождение, ведется коррекционная работа

с такими детьми, оказываются консультации

родителям или законным представителям.

Образовательные учреждения с ОВЗ в Ростовской области 4500 В регионе работает 29 коррекционных школ, в которых обучается 4500 детей с ОВЗ. Динамика выявления детей с ограниченными возможностями здоровья показывает увеличение таких детей за 10 лет на 4000, и каждый ребёнок с ОВЗ нуждается в создании специальных условий получения образования. 70 50 500 2012 2022 График роста детей с ОВЗ

Образовательные учреждения с ОВЗ в Ростовской области

4500

В регионе работает 29 коррекционных школ, в которых обучается 4500 детей с ОВЗ. Динамика выявления детей с ограниченными возможностями здоровья показывает увеличение таких детей за 10 лет на 4000, и каждый ребёнок с ОВЗ нуждается в создании специальных условий получения образования.

70

50

500

2012

2022

График роста детей с ОВЗ

Задачи обучения математике

Задачи обучения математике

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения .
Профессиональные установки учителя  в преподавании математики :   использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей;  ▪ использовать здоровье сберегающие технологии ;  ▪ осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы;  ▪ развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения. необходимо поддерживать у обучающихся уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка  ▪ частая смена видов деятельности учащихся, при осуществлении  которой задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе  восприятия материала;

Профессиональные установки учителя в преподавании математики :

  • использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей; ▪ использовать здоровье сберегающие технологии ; ▪ осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы; ▪ развивать умение планировать работу, прогнозировать

результат своей деятельности и доводить начатое дело

до завершения.

  • необходимо поддерживать у обучающихся уверенность

в своих силах. Трудность заданий должна возрастать

постепенно, пропорционально возможностям ребенка ▪ частая смена видов деятельности учащихся, при осуществлении

которой задействовано как можно больше

анализаторов - слух, зрение, моторика, память

и логическое мышление в процессе восприятия материала;

Приемы и методы (на уроках математики):

Приемы и методы (на уроках математики):

  • Оказание помощи при выполнении домашних заданий: переформулирование задания учебника, разбивка формулировки на смысловые части, уточнение недостаточно понятных терминов и понятий.
  • Помощь в анализе условия задачи: условие дробится на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых дается вопрос и учитель с учениками разбирает, что необходимо сделать. Затем условие читается полностью и учитель полностью проговаривает, что необходимо сделать.
  • Обучение выделению главной мысли в прочитанном или прослушанном тексте.
  • Перерисовывание фигур по точкам.
  • Обобщение по видовому понятию (все фигуры – треугольники и т.д.)
  • Задания на «Исключи лишнее» (из трех фигур два четырехугольника и один треугольник – он и лишний).
  • Задания по ориентированию в пространстве комнаты.
  • Задания по ориентированию на плоскости.
  • Широкое использование игр (лабиринты, крестики-нолики, морской бой и другие).
  • Применение в работе карточек-опор и опорных схем.
На уроке важно соотнести индивидуальные  возможности детей с ограниченными  возможностями здоровья с необходимостью  выполнения образовательного стандарта    Планирование урока в инклюзивном классе должно  включать в себя как общеобразовательные задачи  (удовлетворение образовательных потребностей в  рамках государственного стандарта), так и  коррекционно-развивающие задачи.

На уроке важно соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта

Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.

Заключение Перечисленные приемы коррекционной и развивающей работы являются универсальными, перечень их может быть расширен и приспособлен к особенностям определенной категории детей с ОВЗ. Задачей учителя является отбор, оптимальное сочетание и применение данных приемов и методов в работе с конкретными учащимися с ОВЗ в соответствии с особенностями нарушений здоровья и развития. Коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ следует проводить не только на уроках, но и при ежедневном взаимодействии с учениками.

Заключение

Перечисленные приемы коррекционной и развивающей работы являются универсальными, перечень их может быть расширен и приспособлен к особенностям определенной категории детей с ОВЗ.

Задачей учителя является отбор, оптимальное сочетание и применение данных приемов и методов в работе с конкретными учащимися с ОВЗ в соответствии с особенностями нарушений здоровья и развития.

Коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ следует проводить не только на уроках, но и при ежедневном взаимодействии с учениками.

Спасибо за внимание !

Спасибо за

внимание !

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее