Шелковникова Татьяна Николаевна
учитель-дефектолог, учитель начальных классов. ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»
Тема урока: Слова с буквой Ч, ч
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: Формирование речевых навыков (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).
Развитие связной устной речи слабослышащих учащихся.
Принятие и освоение первоклассникам социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные: выделять звук [ч’] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах. Распознавать звук в словах. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния. Составлять рассказ по сюжетной картинке с помощью учителя. Читать и анализировать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста (кратким и полным ответом).
Метапредметные (универсальные учебные действия):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса; развивать слухо-зрительное восприятие слов, словосочетаний, фраз и вопросов.
Следить за произношением звуков в словах и фразах.
• регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
• коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Методы и приёмы: объяснительно - иллюстративный метод, наглядно – практический, частично – поисковый, игровая технология.
Формы обучения: фронтальная работа; индивидуальная.
Оборудование: радиомикрофон «Срнет-РСМ», мультимедийный проектор, компьютер, предметные и сюжетные картинки, образцы печатных букв «Ч» и «ч», Н. Ю. Донская, Н. И. Линикова «Букварь» для школ слабослышащих (2 отделение), Москва, «Просвещение».
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. Слуховая тренировка | Аппараты работают. Как вы слышите? Девочки сядьте. Мальчики сядьте. Какой сейчас урок? Что нужно для урока? | Да. Обучение грамоте. Букварь, карандаш, ручка. | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация знаний.
| - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с буквами. Слова с какой буквой вы читали на прошлом уроке? Назовите слова с буквой Ч. | Буква Ч.
Устные ответы детей. | Логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. |
3 Фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи.
| Создание проблемной ситуации Назовите кто на картинках? В каком слове есть буква Ч. Сегодня мы будем читать об этих животных сказку. – Что мы будем делать на уроке?
|
Муравей, бабочка, воробей. Бабочка. Формулируют цели: Мы будем читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
| Регулятивные: Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. Первичное знакомство с текстом. Слухо-зрительное восприятие.
| Спрятался муравей от дождя под грибок. Ползёт к грибку бабочка и говорит: – Пусти меня, муравей, под грибок. Пустил муравей бабочку под грибок. Прибежала мышка. Муравей и бабочка пустили мышку под грибок. Дождик кончился, солнышко выглянуло. Вылезли муравей, бабочка и мышка из-под грибка. Муравей посмотрел под грибок и сказал: – Я знаю, почему нам было не тесно. | Дети слушают педагога и следят по тексту. | Познавательные: логические: – анализ объектов с целью выделения признаков; – подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные: – постановка и решение проблемы; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; – создавать и преобразовывать модели. Регулятивные: – планировать, определять последовательность действий; Коммуникативные: – умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Познавательные: общеучебные: -формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов. Личностные: -формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. Регулятивные: - самоконтроль деятельности; -самооценка результатов работы. – оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные: - учитывать разные мнения. |
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа
7. Физкультминутка | – О ком эта сказка? Какая была погода? – Почему муравей, бабочка и мышка спрятались под грибком?
– Встаньте. Следите глазами за бабочкой.
– Как бегает мышка? – Как прыгает воробей? Как он летает?
| Ответы детей по тексту.
Учащиеся читают текст.
Дети выполняют гимнастику для глаз. Подражают движениям мышки и воробья. | |
8. Работа с иллюстрациями к тексту. В. Г. Сутеев «Под грибом» | – Посмотрите на картинки у вас на партах. Найдите в тексте предложения к вашим картинкам – У кого первая картинка? – Прочитай предложение. – Правильно … прочитал? – Почему муравью, бабочке и мышке было не тесно под грибком?
| Дети находят предложения к иллюстрациям.
Ученики по очереди читают предложения и вешают на доску иллюстрации к тексту последовательно. | |
9. Игра «Мультфильм» Демонстрация иллюстраций на экране игрушечного телефона.
10. Рефлексия
| – Сейчас я буду показывать мультфильм на экране телефона, а вы будете рассказывать сказку.
Психологическая разгрузка и снятие напряжения. Просмотр фрагмента мультфильма «Грибок-теремок» Союзмультфильм, 1958 – Что нового вы узнали на уроке? – Что было трудно? Оцените свою работу на уроке. - Если вам было интересно, все понятно, то покажите весёлое солнышко. - Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки. - Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку
| Дети пересказывают сказку по частя.
Дети отвечают на вопросы, показывают условные сигналы на карточках. |
Литература: Н. Ю. Донская, Н. И. Линикова «Букварь» для школ слабослышащих (2 отделение), Москва, «Просвещение».