«Зимний фестиваль знаний 2025»

Обучение грамоте "Слова с буквой Ч, ч"

Тема урока: Слова с буквой Ч, ч

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Программа обучения по ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 2.2. Урок в коррекционной школе, в 1 классе.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Шелковникова Татьяна Николаевна

учитель-дефектолог, учитель начальных классов. ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

Тема  урока:  Слова с буквой Ч, ч

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: Формирование речевых навыков (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).

Развитие связной устной речи слабослышащих учащихся.

Принятие и освоение первоклассникам социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные: выделять звук [ч’] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах. Распознавать звук в словах. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния. Составлять рассказ по сюжетной картинке с помощью учителя. Читать и анализировать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста (кратким и полным ответом).

Метапредметные (универсальные учебные действия):

• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса; развивать слухо-зрительное восприятие слов, словосочетаний, фраз и вопросов.

Следить за произношением звуков в словах и фразах.

• регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

• коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Методы и приёмы: объяснительно - иллюстративный метод, наглядно – практический, частично – поисковый, игровая технология.

Формы обучения: фронтальная работа; индивидуальная.

Оборудование: радиомикрофон «Срнет-РСМ», мультимедийный проектор, компьютер, предметные и сюжетные картинки, образцы печатных букв «Ч» и «ч», Н. Ю. Донская, Н. И. Линикова «Букварь» для школ слабослышащих (2 отделение), Москва, «Просвещение».

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Слуховая тренировка

Аппараты работают. Как вы слышите? Девочки сядьте. Мальчики сядьте.

Какой сейчас урок?

Что нужно для урока?

Да.

Обучение грамоте.

Букварь, карандаш, ручка.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний.


- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с буквами. Слова с какой буквой вы читали на прошлом уроке?

Назовите слова с буквой Ч.

Буква Ч.



Устные ответы детей.

Логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3 Фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной

задачи.






Создание проблемной ситуации

Назовите кто на картинках?

В каком слове есть буква Ч.

Сегодня мы будем читать об этих животных сказку.

– Что мы будем делать на уроке?



Муравей, бабочка, воробей.

Бабочка.

Формулируют цели:

Мы будем читать слоги, слова, предложения с новой буквой.



Регулятивные:
целеполагание.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.

4. Первичное знакомство с текстом. Слухо-зрительное восприятие.



Спрятался муравей от дождя под грибок. Ползёт к грибку бабочка и говорит:

– Пусти меня, муравей, под грибок.

Пустил муравей бабочку под грибок.

Прибежала мышка.

Муравей и бабочка пустили мышку под грибок.

Дождик кончился, солнышко выглянуло.

Вылезли муравей, бабочка и мышка из-под грибка. Муравей посмотрел под грибок и сказал:

– Я знаю, почему нам было не тесно.

Дети слушают педагога и следят по тексту.

Познавательные:

логические:

– анализ объектов с целью выделения признаков;

– подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

– постановка и решение проблемы;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

– создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

– планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

– умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

– оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения.

5. Первичное закрепление.



6. Самостоятельная работа


7. Физкультминутка

– О ком эта сказка? Какая была погода?

– Почему муравей, бабочка и мышка спрятались под грибком?





– Встаньте. Следите глазами за бабочкой.


– Как бегает мышка?

– Как прыгает воробей? Как он летает?


Ответы детей по тексту.




Учащиеся читают текст.



Дети выполняют гимнастику для глаз.

Подражают движениям мышки и воробья.

8. Работа с иллюстрациями к тексту. В. Г. Сутеев «Под грибом»

– Посмотрите на картинки у вас на партах.

Найдите в тексте предложения к вашим картинкам

– У кого первая картинка?

– Прочитай предложение.

– Правильно … прочитал?

– Почему муравью, бабочке и мышке было не тесно под грибком?


Дети находят предложения к иллюстрациям.


Ученики по очереди читают предложения и вешают на доску иллюстрации к тексту последовательно.

9. Игра «Мультфильм»

Демонстрация иллюстраций на экране игрушечного телефона.



10. Рефлексия


– Сейчас я буду показывать мультфильм на экране телефона, а вы будете рассказывать сказку.





Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

Просмотр фрагмента мультфильма «Грибок-теремок» Союзмультфильм, 1958

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что было трудно?

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите весёлое солнышко.

- Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку



Дети пересказывают сказку по частя.








Дети отвечают на вопросы, показывают условные сигналы на карточках.


Литература: Н. Ю. Донская, Н. И. Линикова «Букварь» для школ слабослышащих (2 отделение), Москва, «Просвещение».


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее