Галяс Марина Юрьевна
МОУ СОШ №3, г. Комсомольска-на-Амуре
Выступление на тему: «Трудности обучения математике детей с ОВЗ».
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья носят развивающий характер, учитывая зону ближайшего развития, то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого (Зайцев Д. В., Зайцева Н. В., 1999, с. 22).
Л. С. Выготский ввел понятия «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развитияребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переходзоны ближайшего развития в актуальное развитие (зону актуальногоразвития), то есть со временем руководство взрослого становитсяизлишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции (Р. К. Миньяр-Белоручев, 1996, с. 24).
Задачи, содержание, принципы организации коррекционного учебно-воспитательного процесса выделяются, подбираются и разрабатываютсядля каждого конкретного типа специального образовательногокоррекционного учреждения с учетом глубины и характера дефектанаходящихся в нём детей. В зависимости от этого выбираются методыобучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения.
В своих трудах Б. П. Пузанов отмечает, что усвоение даже элементарных математических знании требует достаточно высокой степени абстрактного мышления, а поскольку эта функция у детей нарушена, они с большим трудом овладевают простейшими математическими операциями. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно-следственные связи приводит к серьезным затруднениям даже при решении относительно простых арифметических задач (Б. П. Пузанов, 1998, с. 79).
Вместе с тем математика является важнейшим предметом, который обеспечивает социально-бытовую адаптацию детей с с ограниченными возможностями здоровья в общество. Поэтому обучение математикеносит ярко выраженный практический характер.
В связи с наличием ряда трудностей при обучении детей математике существуют особенности обучения предмету:
- Дети усваивают материал медленно и с большим трудом, при этом затрачивая очень много усилий, поэтому следует дозировано подавать материал.
Без достаточно длительной подготовки детям сложно усвоить новыйматериал. Всегда есть пропедевтический период.
Дети с трудом выделяют в понятиях существенные признаки,отличающие или объединяющие понятия, поэтому следует опираться наприемы сравнения, сопоставления и противопоставления (сложение ивычитание, уменьшение на и увеличение на).
Материал повторяется и закрепляется на каждом уроке.
Наряду с формированием практических умений, детям дается инеобходимое количество теоретических знаний.
Материал подается путем обобщения наблюдений над конкретнымиявлениями действительности, практических операций с предметами.
- У детей младшего школьного возраста преобладает работа правогополушария - образная память, воображение, цвет, переживания,творчество, поэтому следует подключать наглядность. Материал нужноделать более образным, эмоциональным, запоминающимся. Образынаполняют понятия содержанием (Шишкова М., 2009).
Таким образом, большую роль в освоении материала на урокахматематики в специальной (коррекционной) школе VII вида имеютсредства наглядности.
Применение наглядности в коррекционной школе относится к наиболее действенным способам обучения математике. Эффективностьиспользования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. Однако наглядность мало помогает в обучении, если ее применение не учитывает психологических особенностей формирования предметных образов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Усвоение математики даже у детей с нормальным интеллектуальнымразвитием осуществляется достаточно сложно в силу абстрактностиматериала. Для детей с ОВЗ в силу природы дефекта освоение математических знаний значительно осложнено. Поэтому наглядность в этом играет важную роль.
Л. П. Уфимцевой подчеркивается, что использование разнообразнойнаглядности, преимущественно нетрадиционной, способствуетактивизации психофизиологических механизмов познавательнойдеятельности учащихся с недоразвитием интеллекта (Уфимцева Л. П., 1997, с. 33). Средства наглядности помогают решить такие задачи, какмобилизация психической активности учащихся; введение новизны вучебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможностинепроизвольного запоминания материала; расширение объемаусваиваемого материала; выделение главного в материале и егосистематизация.
Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).
Использование наглядности в обучении детей с ОВЗ имеет свои особенности. Так, Г. Ю. Ерошина пишет, что учитель должен четко формулировать учебные задачи предстоящего урока, определить, какие действия для этого должны проделать учащиеся, в соответствии с этими действиями подобрать необходимые учебные средства и наглядные пособия, знать правила использования средств наглядности (Ерошина Г.Ю, 2002):
учитывать роль наглядности в решении учебных задач;
предусмотреть, какие действия вызовут у учащихся эти наглядныепособия;
- учитывать отношение действий учащихся, вызываемых нагляднымипособиями, к тем действиям, которые должны выполнить школьники длярешения учебных задач. Соответствие этих действий доказывает правильность и значимость выбранных наглядных пособий;
- учитывать их роль активизации деятельности учащихся;
- знакомить в явном виде с модельным характером изучаемых понятий идействий;
- учитывать их функции в данном учебном процессе (для создания уучащихся конкретных представлений об изучаемом предмете, явлении или событии; для каких-либо с ними действий; для их использования какматериализованных опор абстрактных понятий и т.д.);
знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
учитывать уровень знаний учащихся о познаваемом объекте;
- учитывать стремление учащихся понять и создать у себя наглядныйобраз познаваемого объекта, предотвращение пассивного, бездумногосозерцания объекта;
- знать особенности содержания учебного материала;
- учитывать свои (педагога) личные качества.