Обобщение опыта работы по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ»
Семенова Т.В.
Учитель математики
Информационный блок
Введение
Сегодня современные информационные технологии используются во всех отраслях жизнедеятельности человека и в первую очередь в творчестве и обучении. Внедрение и использование в современной школе информационных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса.
Компьютер является новым мощным учебно-техническим устройством, значительно, повышающим производительность труда не только учителя, но и каждого учащегося в отдельности.
Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения.
Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.
1.2 Актуальность опыта
Актуальность опыта определяется необходимостью использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, т.к. познавательная самостоятельность, информационная культура и навыки навигации в этом безбрежном море знаний становятся необходимостью интеллектуального развития обучаемых.
1.3 Цель работы: повышение качества знаний учащихся при обучении математике через использование информационно-коммуникационных технологии.
1.4 Задачи:
- изучить передовой опыт по использованию ИКТ в преподавании математики по литературным и электронным источникам;
- рассмотреть применение ИКТ на различных этапах урока и во внеурочной деятельности;
- разработать и апробировать дидактические сценарии уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ по различным темам алгебры и геометрии;
- проверить результативность опыта;
- распространить опыт (обобщение накопленного опыта на заседаниях МО школы, проведение открытых уроков, обучающих семинаров, публикация разработок).
2. Описание опыта
Научно-методическое обоснование опыта
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования, находиться персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств. Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном интерактивной доской. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером( 20 или 30 минут).
Использование информационных технологий в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения. Поэтому роль учителя в этих условиях значительна. Я считаю, что уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение учащегося с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным. Учитель – основное действующее лицо на уроке. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
ИКТ могут использоваться на различных этапах урока: проверка домашнего задания, организация фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля. Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:
- на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
- на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры) и т.д.
Работа учащихся может быть: фронтальной (просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов); индивидуальной (выполнение практических работ, решение задач); групповой.
Возможности компьютера могут быть использованы в обучении в следующих вариантах:
- полная или частичная замена деятельности учителя;
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование игровых и занимательных материалов;
- использование сети Интернета.
2.2. Сущность педагогического опыта
В своей педагогической деятельности я конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу с использованием. Чередую нетрадиционные формы с традиционными. При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:
- определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
По сравнению с традиционной формой урока, урок с использованием презентаций, высвобождает время на уроке, которое эффективно используется для показа приемов и методов решения задач, отработки умений и закрепления материала, проверки знаний учащихся: самопроверка, взаимопроверка, повторения изученного. Учащийся видит на экране то, о чем говорит учитель, у него есть возможность зафиксировать в тетради необходимую для запоминания информацию.
На каждом уроке учителю необходимо осуществлять быструю обратную связь (ученик-учитель) , с тем чтобы узнать, как организовать работу с отдельными группами учащихся. Эта же оперативная связь необходима и для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса . Использование готовой презентации в этом случае существенно позволяет сократить время на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.
Очень удобно проводить фронтальный опрос, когда учитель использует проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, а ученики их озвучивают. Большое значение на уроке я отвожу устным упражнениям . Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Но как порой сложно с помощью лишь доски и мела провести эту работу на уроках стереометрии в старших классах. А с появлением мультимедийного проектора возможности учителя значительно расширяются. Можно попутно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать
устное решение достаточно сложных по содержанию и формулировке задач, эффективно проводить фронтальную работу на уроках .
К урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации об истории развития темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Так очень удачным был проект по теме «Жизнь и деятельность Пифагора» после изучения темы «Теорема Пифагора» в 8 классе. Я практикую проведение дидактических игр после изучения больших тем или в конце четверти .
Рефлексию, подведение итогов урока - все это я провожу с помощью презентации и считаю это самым целесообразным. При подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ использую тесты-онлайн по математике. При этом можно не только пройти тест , но и сразу узнать результаты, обратить внимание на ошибки и западающие темы.
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.
2.3 Технология уровневой дифференциации. Дифференцированный подход в обучении.
Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. Технология применяется и в домашней работе. Я составляю дифференцируемые домашние задания , контрольные работы, зачеты по геометрии тоже содержат разноуровневые задания.
2.4 Тестовые технологии .
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Часто тестовые задания использую при проведении зачетов по геометрии, алгебре в 5- 11 классах. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тематические тесты очень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестирования можно увидеть, на сколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.
На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование
умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.
Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
На уроках математики и физики предлагаю учащимся творческие задания. Это составить кроссворд по пройденной теме, придумать задачу с рисунком, отображающим условие задачи.
Заключение.
Современным детям учиться таким вот - компьютерным - образом гораздо привычней и интересней. Однако такое обучение возможно только в сочетании с другими образовательными технологиями. Поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Без чётко и правильно поставленных целей и задач посещение Интернета не может быть полезным и эффективным. Учителю и ученикам необходимо совместно подбирать Интернет-ресурсы, так как в процессе такой работы организуется исследовательская деятельность обучающихся по поиску решения с помощью соответствующих ресурсов сети Интернет.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности