Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы»
(Территориальное структурное подразделение в Чебулинском районе, ФКУ КП-2
ГУФСИН России по Кемеровской области)
СООБЩЕНИЕ
по теме
«Нетрадиционная форма урока с использованием
системно-деятельностного подхода»
Подготовила:
Бедерекова Ольга Васильевна,
учитель математики
2020
Нетрадиционная форма урока с использованием
системно-деятельностного подхода
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём представления обучающимся значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания.
Таким образом, в моей педагогической работе возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса на уроках физики и во внеурочной деятельности в условиях перехода на новые ФГОС. Самое главное, что, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему обучения, а преобразовывает её.
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС, которые я использую при работе на уроках физики
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, проблемный урок, заочная экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Практикум, диалог, комбинированный урок, деловая игра, минисочинение (пробую ввести), |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, тестирование, конкурсы. |
Для реализации системно-деятельностного подхода на своих уроках физики я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, информационно-коммуникационные технологии, в частности, использование мультимедийного проектора, компьютеров. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить интерес к изучаемой теме.
Для реализации деятельностного подхода использую:
1) Для психологического настроя и мобилизующего начала урока – «исходную мотивацию» - высказывания великих, эпиграфы урока, пословицы, поговорки, загадки, относящейся к теме урока, разгадывания кроссворда учащимися и т.д.Приложение 1.
2) Для мотивации к учебной деятельности – создание проблемной ситуации путём:
постановки без комментариев (молча) опыта, дающего неожиданный эффект, а затем — вопрос: «Чем это вызвано?»;
демонстрационного эксперимента и просьбой объяснить его результат «Почему произошло так?»;
фронтального эксперимента;
постановки проблемных вопросов;
связи изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;
показ недостаточности имеющихся знаний;
использование сравнений;
привлечение занимательных опытов;
показ фрагмента видеофильма;
использование игровых ситуаций и др. Приложение 2.
3) Для актуализации знаний и фиксирования индивидуальных затруднений – физические диктанты, тесты и др.
4) Для согласования темы урока и постановки целей урока – кроссворды, физические пазлы, физическое лото, планы ответов и др.
5) Для решения проблемной ситуации – групповая работа по проведению фронтального эксперимента, работы с текстами физического содержания, работы с учебником и др.
Считаю, что достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, исследовательской деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.
Приложение 1.
Приёмы «исходной мотивации».
1) виды побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Например, урок физики в 7 классе по теме: «Расчет массы и объёма тела по плотности».
Начать урок можно с загадки:
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,то остановились.
- Какая физическая величина определяется с помощью весов? (предлагаются версии ответа)
Все мы с Вами твёрдо знаем, что линейкой измеряем
Мы у куба высоту, ширину ну, и длину.
Подскажите, что за связь
Существует между ними?
Задаются вопросы:
1. Что можно вычислить, зная эти параметры тела? (предлагаются версии ответа)
2. Зная массу и объём, какую физическую величину можно вычислить?
3. Какой буквой она обозначается?
4. По какой формуле вычисляется?
5. Каков физический смысл плотности?
II этап:
- Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы. А между тем, это будет необходимо.
1. Как из формулы плотности вещества найти массу или объём тела? (предлагаются версии ответа). Этому мы с Вами и посвятим наш урок.
2) Эпиграфы к уроку.
В качестве эпиграфа на любом уроке можно озвучить слова Конфуция:
“Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый верный”.
На уроке – исследовании можно озвучить слова Леонардо да Винчи:
«Любое знание желательно добыть опытным путём»
Урок по теме: «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания».
«Чтобы согреть других, свеча должна сгореть».
Майкл Фарадей.
Урок по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».
«…вещи не могут ни создаваться из ничего, ни, однажды возникнув, вновь обращаться в ничто…».
Тит Лукреций Кар.
3) Психологическая установка на урок.
Фразы учителя:
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
«У нас обязательно всё получится».
«Без твоей помощи нам не справиться».
«Здравствуйте! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!»
4) Девиз урока.
«Люди учатся на своих ошибках и находят пути решения».
«Мы пробуем и ищем. Только так может что-то получиться».
«Единственный путь, ведущий к познанию – деятельность».
«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять».
5) Пословицы и поговорки.
В качестве эпиграфа к уроку или в качестве проблемного вопроса можно предложить учащимся подумать над физическим смыслом пословицы.
Урок по теме: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии».
«Три года на камне посидишь, и камень нагреется».
Японская пословица.
Урок по теме: «Теплопроводность».
«Если кочерга длинная, руки не обожжёшь».
Татарская пословица.
Урок по теме: «Излучение».
«Ловко Стёпка печку склал: труба высокая, а дым в подворотню тянет».
Русская пословица.
Урок по теме: «Плавление и отвердевание кристаллических тел».
«Краденое богатство исчезает, как лёд тает».
Русская пословица.
Урок по теме: «Работа газа и пара при расширении. КПД теплового двигателя».
«Без крышки котёл не кипит, без матери ребёнок не резвится».
Туркменская пословица.
Урок по теме: «Отражение света. Законы отражения света».
«Хорош цветок в зеркале, да не возьмёшь, близко Луна, да не достанешь».
Японская пословица.
Приложение 2.
Приёмы мотивации к учебной деятельности.
1) Использование сравнений.
Урок физики в 9 классе по теме: «Сила трения»
Целеполагание и мотивация.
Посмотрите на эти предметы (наждачная бумага, коньки, коробок спичек, ластик, мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего c точки зрения физики может быть между этими предметами?
(Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть трение)
И соответственно, тема нашего урока «Сила трения. Трение в природе и технике». Тогда согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока?
- Узнать, что такое трение, сила трения и ее применение.
Урок физики по теме: «Плотность».
Предлагаю на этапе мотивации и целеполагания учащимся рассмотреть тела у себя на столе: на весах уравновешены два тела разного объёма, а так же два тела равного объёма, но разной массы. Задаёт вопрос: что общего и чем отличаются эти тела? После этого учащиеся с помощью делают и обобщают вывод о том, что тела, равной массы, но изготовленные из разных веществ, могут иметь разные объёмы, и тела равного объёма, но, изготовленные из разных веществ, могут иметь разную массу.
- Почему? Учащиеся отвечают, а потому, что разные вещества. Подвожу учащихся к теме урока: разные вещества имеют разную плотность. Какая же тема сегодняшнего урока? (учащиеся формулируют тему урока) Что нам нужно узнать сегодня на уроке? (для формулировки целей предлагаю обратиться к обобщённому плану ответа о физической величине. Учащиеся определят цели урока)
План ответа о физической величине.
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
2) Показ недостаточности имеющихся знаний.
На уроке в 7 классе «Силы трения» для целеполагания и мотивации может быть предложен и такой приём:
На доске висят картинки:
(Могут быть картинки, которые можно отнести к силе тяжести и силе упругости. Но среди картинок есть и такие: тормозит автомобиль перед светофором, мальчик съезжает с горы и останавливается, человек пытается сдвинуть стол, лошадь с усилием тянет воз и др.)
Учитель: Вы видите примеры проявления сил в природе. Распределите эти примеры по названию сил. Когда уч-ся рассортируют картинки, у них последние, наверняка, останутся и вызовут затруднение, к какой силе их отнести.
-Может задать вопрос: «А что объединяет оставшиеся картинки?»
3) Проблемные вопросы.
В качестве создания на уроке проблемной ситуации можно использовать на уроках качественные задачи, которые задаю в начале урока. Выслушивая ответы учащихся, подвожу их к необходимости получения новых знаний (совместно формулируют тему урока и определяют цели урока). После изучения новой темы нужно обязательно вернуться к поставленным в начале урока вопросам и ответить на них, исходя из нового опыта.
Например,
Урок физики по теме «Испарение и конденсация».
В начале урока вопросы:
Зачем мы дуем на горячий чай?
Зачем собака в жаркий день высовывает язык?
Каково назначение веера?
Зачем лошадь после быстрой езды накрывают попоной?
Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в тёплую комнату?
Учащиеся отвечают примерно так: чтобы быстрее остыл, чтобы не было жарко, чтобы лошадь не заболела. Учитель говорит: «Вы отвечали верно, но с точки зрения своих жизненных наблюдений. А ответить на эти вопросы с научной точки зрения нам поможет изучение физических процессов испарения и конденсации». (Далее идёт формулировка целей урока)
Приведу ещё несколько примеров:
Урок по теме «Давление».
Зачем рабочие инструменты остро затачивают?
Зачем танку широкие гусеницы?
Почему ежа голыми руками не возьмёшь?
Урок по теме «Равнодействующая сила»
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Как вы думаете, почему воз не двигается с места?
По окончании урока учащиеся смогут ответить, что равнодействующая сила равна нулю, поэтому воз покоится.
4) Опыты.
Роль и место экспериментов в преподавание физике исключительно велико. Эксперимент является источником знания, методом физических исследований, критерием истинности знаний о мире. Методика включение эксперимента в канву урока может быть самой различной. Эксперимент можно успешно использовать для постановки учебной проблемы благодаря его особенности привлекать к себе внимание учеников.
Наблюдение новых, неожиданных эффектов возбуждает активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. При этом в одних случаях полезно предложить учащимся внимательно наблюдать за происходящим, а в других - попробовать предсказать заранее результат опыта. Вторым приемом полезно воспользоваться тогда, когда можно ожидать заведомо ошибочных предсказаний, после чего демонстрация вызовет еще больший интерес.
Например, урок в 10 классе по теме: «Вес тела. Невесомость. Перегрузки» Нить с грузиком массой 100 г подвешиваю к динамометру и креплю к штативу. Вместе с учащимися снимаем показания динамометра. После этого грузик выводится из положения равновесия и отпускается. При этом учащиеся наблюдают, что при прохождении грузиком положения равновесия показания динамометра увеличились и нить обрывается! Возникает проблема: « Почему?» Учащиеся пытаются найти ответ, выдвигая гипотезы, а затем вместе проверяем правильность выдвинутых гипотез, приходя к решению проблемы.
Урок физики в 7 классе по теме «Атмосферное давление» можно начать с занимательного опыта «Яйцо в бутылке». Когда яйцо зайдёт в бутылку, помимо интереса, у учащихся возникает вопрос: как это произошло?
5) видеоматериалы
На уроках можно использовать видеоматериалы, которые задают эмоциональный тон уроку. Видеоматериал можно использовать для показа практической значимости изучаемого материала.
6) Занимательные факты.
Для возбуждения интереса к изучаемому материалу в начале урока можно использовать занимательные и любопытные факты о великих ученых.
Например, на уроке физики в 10 классе при изучении темы «Конденсаторы» можно привести такой пример:
Демонстрируя студентам опыты с конденсатором – лейденской банкой, В.К. Рентген предупредил слушателей: «С этой банкой надо обращаться очень осторожно. Если в ней накопить достаточно большой электрический заряд, то, замкнув обкладки, можно убить даже быка».
Лекцию ученый завершил весьма эффектно: для большей наглядности он самоотверженно разрядил заряженный прибор через себя самого. Получив при этом щелчок, Рентген инстинктивно отдернул руку и, переведя дух, спросил: «Ну, как, видели? То-то …» Помолчав, задал вопрос: «Кто объяснит, что сейчас произошло?»
На уроке физике по теме «Сила трения» можно привести такой пример: 18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейдмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события , приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейдмехель не учел одного обстоятельства…. Он забыл о …... - паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, ……… .
Можно спросить, что не учёл Клейдмехель, что сделали жандармы? Зачем?