«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Музыкотерапия для дошкольников

в статье представлен материал, как музыка влияет на обучение дошкольников

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Музыкотерапия для дошкольников



Гуманистическая тенденция дошкольного образования неразрывно связана с принципами развития личности в развивающемся мире. Использование инновационных средств и методов развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является насущной необходимостью педагогической науки. Одновременно с этим, в условиях реализации федерального государственного стандарта и общеобразовательных программ дошкольного образования существует необходимость психолого-педагогического и методического обоснования применяемых в работе с детьми в образовательных учреждениях методах. В настоящей статье синтезируются психолого-педагогические основы использования музыки как средства развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыка играет большое значение для развития разных аспектов личности ребенка. Музыкальное искусство активизирует творческий потенциал ребенка и способствует накоплению необходимого социального опыта, развитию интеллектуального, чувственного начал. Таким образом, музыка может рассматриваться как фактор развития эстетических чувств, фактор интеллектуального и творческого развития.

В настоящее время педагогикой и детской психологией не достаточно изучен аспект влияния музыки на активизацию интеллектуального развития ребенка. Исследование данного вопроса начало еще во времена античности в трудах Платона, Демокрита, Пифагора и Аристотеля. Развитие научного знания по данной проблеме продолжали до современности в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, М. Монтессори, Ж. Ж. Руссов и других.

Так, А. Я. Коменский в своих исследованиях указывал на необходимость музыкального воспитания с момента рождения ребенка. По мнению выдающего педагога, музыкальное развитие побуждает развиваться разные способности ребенка, а не начатое вовремя приобщение к музыкальному искусству приведет к «затуханию» способностей ребенка.

Великий педагог-новатор В. А. Сухомлинский уделял особое внимание в своих исследованиях музыкальному развитию и указывал, что возможности музыки для умственного развития детей колоссальны. Автор писал, что музыка – могучий источник мысли и средство самовоспитания, способное побудить скрытую энергию даже у инетных детей, она «вливает в клетки мыслящей материи чудодейственную силу».
Психолого-педагогические исследования плеяды зарубежных и отечественных педагогов и психологов указывают на способность музыки стимулировать мысль ребенка. Часть ученых считают, что полноценное умственное развитие ребенка невозможно без музыки.

Исследования вышеперечисленных ученых по указанной проблеме стали основанием для продолжения исследований воздействия музыки на интеллектуальную и эмоциональную сферу детей в трудах М. Т. Арановского, О. А. Апраксиной, Б. В. Астафьева, Т. Л. Беркмана и иных.
Г. Ю. Маляренко и М. В. Хватова (1996) отмечали влияние регулярных прослушиваний ребенком музыки на его кратковременную память, повышение показателей вербального и невербального интеллекта.

И. М. Трахтенберг описывал собственные исследования по воздействию на эмоциональное состояние обучающегося, устранение напряженности, нерешительности, мнительности, упадков настроения.

Н. В. Шутова так же описывала исследования, в которых воздействовала на обучающихся музыкой в целях психологической коррекции на трудоспособность. Автор отмечала повышение познавательного интереса у детей.

Благодаря исследованиям названных ученых, в педагогике выделились подходы к использованию музыки как образовательного и воспитательного средства.

Первый подход выражает позицию соотношения эмоционального и рационального в музыке. Вторая группа исследований указывают на наличие специфического музыкального мышления и необходимости в обучении детей музыке профессионально. Третий подход состоит в рассматривании музыки как способа познания детьми окружающей действительности.
Российский физиолог и педагог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии влияют так же на физическое состояние человека, вызывает эмоции и помогает людям установить контакт.

Терапия – термин, буквально означающий «лечение». Музыкотерапия – использование музыки в целях лечения (восстановления здоровья).

В педагогике и детской психологии музыкотерапией называют контролируемой использование музыки в лечении и реабилитации, образовании и воспитании детей с соматическими и психическими отклонениями.

В 2003 году Министерство здравоохранения музыкотерапию признало официальным методом лечения.

Дети в ограниченными возможностями здоровья - это дети, в ходе физического или психического развития которых возникают нарушения. ОВЗ – это термин, обобщающий все возможные отклонения развития.

Однако, отклонения развития могут характеризоваться не только отрицательными признаками. Они могут проявлять себя как своеобразное развитие. В современных условиях может применяться понятие, которое использовал В. П. Кащенко – «исключительные дети». Развитие психики у таких детей подчиняется общим законом формирования психики. (В.И. Лубовский)
Такие нарушения, например, как слепота и глухота, обусловлены, преимущественно, биологическими изменениями. И чем более выражены структурные нарушения, тем менее эффективно педагогическое и психологическое воздействие на психическое развитие аномального ребенка. Л.С.Выготский заметил: «Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями», т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения с использованием психолого-педагогического подхода, в то время как первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность - психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.

Предметом методики использования музыкотерапии как средства реабилитации детей с ОВЗ являются теория и практика музыкального коррекционного воспитания детей с ограниченными возможностями, включающие в себя изучение особенностей, технологий, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Методика музыкального воспитания имеет цель - формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями.
Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями. Основная цель музыкального занятия — это коррекция сенсомоторных, эмоционально-волевых, речевых, коммуникативных навыков у детей, путем объединения музыки, слова, движения, наглядного материала, упорядоченных в четкой ритмической последовательности.

Музыкальное занятие осуществляет систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребёнка. Развитие музыкальных способностей детей происходит через такие формы работы как пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах. Через музыку дети познают окружающий мир, учатся сопереживать, у них появляются общие темы, общие радости, через музыку они так же учатся выражать свои эмоции, проявлять умственные усилия. Хочется отметить отдельно то, что музыка является альтернативным вариантом работы с детьми для которых вербальное выражение мысли невозможно или осложнено. В этих случаях воздействие музыкальными методами дает возможность проникнуть в скрытый мир ребенка, осмыслить его эмоциональные проявления, желания, предпочтения.

Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной реабилитационной программы обучения, воспитания и коррекции развития детей с сенсорными, моторными, интеллектуальными нарушениями, а так же с проблемами в поведении и коммуникации. Такие занятия дают возможность проводить обучение с учетом психофизиологии ребенка, интенсивно развивают головной мозг, активизируют компенсаторные механизмы, обеспечивают полисенсорную стимуляцию познавательной деятельности ребенка. Одной из важнейших особенностей индивидуальности человека есть функциональная асимметрия мозга. Она обуславливает особенности восприятия информации, памяти, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. И дети, и взрослые имеют разную доминанту полушарий мозга. В процессе взаимодействия полушарий наблюдается функциональный антагонизм — активация одного полушария мозга сопровождается определенным угнетением другого полушария.



Литература:

  1. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. – 173 с. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Б. П. Пузанов. – М.: Аркти, 2005. – 160 с.

  2. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М.: Композитор,1999. – 227 с.

  3. Сластенина В. А. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2006. – 280 с. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка,1990. – 175 с.

  4. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М.,1998. – 153 с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее