Мотивация обучающихся на уроках социально-бытовой ориентировки.
«Воспитание великое дело:
им решается судьба человека»
В.Белинский
Любой учитель, воспитатель в своей работе должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным. Понимать, какие умения потребуются его обучающимся в жизни. Изучаемый материал связывать с повседневной жизнью, с интересами обучающихся соответствующих их возраста.
Планировать урок или коррекционно-развивающее занятие с использованием разнообразных форм и методов учебной работы и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (в группе и индивидуально), диалогических и проектно-исследовательских методов. В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».
Оценивать продвижение класса в целом и отдельных обучающихся не только по предмету, но и в развитии жизненно важных качеств.
Видеть пробелы, как в знаниях, так и в готовности к жизни.
Компетентностный подход в обучении и воспитании повышает мотивацию обучающихся.
Цель компетентностного подхода, это ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность.
На уроках СБО пользуюсь следующими ключевыми компетенциями:
- Коммуникативные компетенции – помогающие обучающимся общаться в социуме, между собой, умение вести диалог, быть услышанным, понятым.
- Информационные компетенции – помогают обучающимся осваивать информационные технологии, владение всеми видами информации, коммуникации.
- Социальные компетенции – помогающие обучающимся правильно действовать в социуме.
- Ценностно-смысловые компетенции – готовят обучающихся жить по традиционным нравственным законам.
- Социально-трудовые компетенции – позволяют владеть знаниями в сфере экономки, права, семейных отношений.
- Общекультурные компетенции – определяют круг вопросов по отношению, к которым обучающийся должен обладать знаниями и опытом деятельности.
Предмет СБО в коррекционном учреждении выполняет одну из главных задач, это подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в обществе.
В своей работе по предмету СБО, много времени уделяется практической работе, проигрыванию различных ситуаций, которые могут произойти с обучающимися в дальнейшей жизни, посещаем экскурсии в значимые места. Часто на уроки приглашаются «интересные люди», которые могут поделиться своими знаниями, умениями и опытом.
Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, проблемное изложение, практическая работа, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, диспуты и др.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
Основой для формирования социальных, общекультурных и коммуникативных компетенций служат ранее полученные наблюдения, полученные знания, опыт и индивидуальные задания.
Каждый обучающийся мотивирован на урок при помощи поощрительных жетонов «солнышек», которые обучающиеся накапливают и в конце учебного года подводятся итоги, где самые лучшие обучающиеся получают грамоты «Лучше всех» и поощрительные подарки, которые выделяют организации и предприятия города. А также стимулируются тем, что лучшие ученики месяца участвуют в конкурсах международного и всероссийского уровня. Ну и конечно тем, что все знания, полученные на этих уроков, пригодятся им в дальнейшей, самостоятельной жизни.
Обучающиеся с удовольствием принимают участие в практических работах, особенно любят готовить пищу, стряпать, мастерить подарки своими руками, ухаживать за жилищем, моделировать при помощи персонального компьютера.
Самое главное в работе использовать индивидуальный подход, исходя из особенностей классного коллектива, какой-то класс достаточно похвалить и выдать жетончики, а какому-то классу требуется мотивация в участии в конкурсах или новые знания (например: по разделу «Питание» хотят научиться готовить что-то вкусненькое). В своей работе стараюсь подходить индивидуально, творчески и с интересом, а обучающиеся чувствуя это, с желанием работают на уроках, получая новые и полезные знания на уроках, где нет оценочной системы, а есть понимание и уважение к педагогу.