Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
620030 г. Екатеринбург, ул. Каменотесов,9 тел.(343)2619166, факс (343)2619899, e-mail: [email protected]
Методическая разработка внеклассного интегрированного мероприятия
«Моя ЖИЗНЬ – Моя ИГРА»
Класс: 8 – 9
Предметы: физика, ОБЖ.
Автор мероприятия:
Шалаева Марина Николаевна
Учителя, проводившие мероприятие:
Шалаева Марина Николаевна (учитель физики)
Тараканков Максим Александрович (преподаватель – организатор ОБЖ)
Методическая цель: создание условий для освоения личностных и метапредметных результатов ООП через интегрированный подход в изучении предметов физики и ОБЖ.
Личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми.
Освоенность социальных норм, правил поведения.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Рекомендации:
Опережающие задания для учащихся:
Придумать название команды, девиз.
Ответить на вопросы «Как знание физики помогает мне в жизни?», «Что объединяет физику и ОБЖ?». Варианты ответов можно представить в виде рисунков, схем и т.п.
Подготовительный этап:
Разделение класса на 2 группы: каждая группа работает над опережающим заданием.
Создание единого мультимедийного сопровождения мероприятия.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Мы сегодня собрались здесь, чтобы задуматься над тем, что есть наша с вами ЖИЗНЬ. Как говорил Вильям Шекспир «Вся наша жизнь ИГРА…».
«Моя ЖИЗНЬ – Моя ИГРА» – это тема нашей встречи. Игра всегда проходит по сценарию. Каждый из нас, проживая жизнь, проигрывает свой сценарий. Насколько этот сценарий будет счастливый и безопасный решать вам, все зависит от принятых вами решений.
Школа – это из этапов жизни. В ходе уроков многих учеников посещает мысль «А зачем это мне нужно?».
Например, на уроке физики вопрос: «Как физика поможет мне в жизни?»
А между тем, физика – это наука о природе. Она дает ответы на многие «ПОЧЕМУ?».
Физика объясняет природные явления: механические, тепловые, электромагнитные; изучает ядерные процессы, а также дает толчок для развития техники, которая облегчает нашу ЖИЗНЬ.
«В мире нет ничего особенного. Никакого волшебства. Только физика» - утверждает Чарльз Па́ланик – современный американский писатель.
Приходя на ОБЖ, опять вопрос: «А зачем это мне нужно?»
Основы безопасности жизнедеятельности – предмет для того, чтобы подготовить вас к безопасному поведению в повседневной жизни, также он научит вас правилам поведения в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях, научит оказывать первую помощь.
Ученик: «Что объединяет физику и ОБЖ?»…
Давайте вместе дадим ответ на этот вопрос в ходе игры.
Правила сценария игры очень простые. Две команды по очереди отвечают на ЖИЗНЕННЫЕ вопросы, как поступить в той или иной жизненной ситуации. После обсуждения одна команда дает устный ответ, другая письменный в жюри. Устный ответ оценивается 10 баллами, а письменный – 5 баллами, если точно указано, что делать в конкретной ситуации с учетом физических знаний.
Ребята в ходе игры помните слова Цицерона: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл».
Начинаем:
Известно, что ожог кожи наступает при соприкосновении её со средой, имеющей достаточно высокую температуру. Если поместить руку на некоторое время в воду с температурой 55℃ – 60℃, можно получить опасные ожоги? Почему же на воздухе человек может безболезненно переносить жару 50℃ – 60℃ и не получает при этом ожоги? Каковы ваши действия, первая помощь себе, при ожоге кожи горячей водой?
Ответ: при большой температуре воздуха человек потеет. Пот, испаряясь с кожи, понижает температуру тела в целом, следовательно, сохраняет от ожогов. В горячей воде испарения не происходит и кожа обжигается. После ожога необходимо поместить ожог под струю холодной воды, затем наложить кусок ткани, смоченный холодной водой, а только потом мазь.
Учитель ОБЖ: помни, если ожог 1 степени, поврежденный участок охлади!
Представьте, что гроза застала вас на открытой местности, где растет одинокое дерево. Вы ведете на металлической цепочке собачку, в другой руке держите зонт. Что такое молния и чем она опасна? Как в таком случае наиболее правильно уберечь себя и собачку от молнии?
Ответ: Если вас застигнет гроза под открытым небом, не следует укрываться под деревом. Не следует ложиться на землю: при близком разряде молнии между головой и ногами может возникнуть смертельная разность потенциалов. Поскольку стоять тоже опасно, следует присесть на корточки: так голова будет достаточно низко приближена к земле, но площадь контакта с землей будет минимальна. Собачку лучше взять на колени, если позволяют ее размеры, или разорвать с ней контактную связь: отпустить цепь. Если одежда и тело намокнут от дождя, то основная часть разрядного тока может пройти по слою воды на поверхности кожи, не проникая внутрь тела. Значит, защита от влаги под раскрытым зонтиком может усилить опасность пострадать от молнии, следовательно, зонтик надо свернуть и отложить в сторону.
Учитель физики: молния — электрический искровой разряд в атмосфере, электрический ток. Если вас застигнет гроза во время прогулки, присядьте, зонт отложите в сторону, отключите мобильный телефон.
Весна. Солнце светит ярко. Почему нельзя ходить по водоемам весной? Что вы будете делать, что бы помочь человеку провалившемуся под лед и почему? Как выбраться самостоятельно?
Ответ: Лед тонкий, можно провалиться, так как лед хрупкий он не выдержит наш вес. Чтобы помочь пострадавшему сами ложимся и ползком передвигаемся по льду, таким образом, вес тела распределяется по большей площади, давление на лед будет меньше. Протяните какой-нибудь предмет и вытягивайте. Согрейте пострадавшего, звоните в службу спасения.
Учитель ОБЖ: если нет помощи – помоги себе сам. Для этого избавься от лишних тяжестей, раскинь широко руки, пытайся вылезти сам, навалившись всем туловищем на лед.
Сейчас ранняя весна, которая сопровождается перепадами температур, в результате чего возникает гололед. Зачем в гололёдицу тротуары посыпают песком? Как оказать себе первую помощь, если вы поскользнулись, упали и получили ушиб?
Ответ: песок увеличивает шероховатость льда, подошвы обуви меньше на нём проскальзывают, т.е. песок увеличивает силу трения. Нужно наложить холод, потом тугую повязку, обеспечить неподвижность, потом в медицинское учреждение.
Учитель ОБЖ: если вы поскользнулись, попытайтесь восстановить равновесие. Если не получается, понизьте высоту падения, сгруппируйтесь и падайте на бок.
Практическое задание командам: при падении самое малое, что может быть – это ушиб. Наложите тугую повязку на место ушиба. Какая команда справится правильно и быстрее?
Во многих семьях сейчас есть автомобиль. Первым делом, садясь в автомобиль, вы пристегиваете ремни безопасности. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?
Ответ: ремень безопасности удерживает пассажира в начальном состоянии, т.е. сохраняет его положение относительно салона автомашины, компенсирует движение по инерции.
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Ответ: водитель, нажав на тормоз, не остановит машину мгновенно, будет тормозной путь. После нажатия на тормоз машина пройдет этот путь по инерции. Если мы попадаем в этот путь, мы пострадаем аварии.
Учитель физики: мы вспомнили такое физическое явление как инерция, свойство тела оставаться в некоторых системах отсчёта в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения в отсутствие внешних воздействий. Инерция может приносить пользу, например, при подъёме велосипедиста на уклон; а может приносить вред при дорожных авариях. И поэтому, чтобы избежать различного рода травм, мы всегда должны помнить и учитывать инерцию.
Внимание конкурс капитанов: внимание, произошла утечка химически опасных веществ. Кто быстрее оденет противогаз?
Наш век – это век электротехники. Мы не можем себе представить жизнь без телефона, компьютера, телевизора, микроволновой печи, утюга и т.д. Польза от использования электроприборов очевидна, но и опасность также велика. Возгорание!!! Как справиться с пожаром электроприборов своими силами? Что делать если огонь перекинется на твою одежду?
Ответ: прибор обесточить. Так как процесс горения возможен только при наличии кислорода, то накрыть прибор плотной тканью для прекращения доступа кислорода. Если пожар не удается потушить вызвать пожарных 112. Если огонь перекинется на одежду закрыть лицо руками, лечь на пол, кататься, туша на себе огонь.
Учитель ОБЖ: помните нельзя тушить приборы под напряжением водой. Вода – это хороший проводник.
Подведем итоги: «Как физика помогает мне в жизни?»
Ответы учеников: ….
«Как быть здоровым?»
Ответы учеников: ….
Учитель ОБЖ: помните всегда основы безопасной ЖИЗНИ:
- предвидеть опасность,
- по возможности избегать её,
- по необходимости действовать.
Помощь всегда придет после звонка по телефону 112 в единую службу спасения РФ. Надеемся, что вы осознали «Жизнь – это игра», только сценарий вы создаете сами. Жизнь не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода. Будьте бдительны, здоровы. До новых встреч!