(О.Б.Даутова, О.Н.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.метод. пособие для учителей. СПб.: КАРО 2006)
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний,
загроможденный и подавленный их бесконечным
разнообразием, теряет способность разобраться
в этом нагромождении и под бременем непосильного груза
сгибается и увядает.
М. Монтень
В условиях все нарастающих объемов информации, в том числе и учебной, приоритетным является поиск педагогических средств и технологий, позволяющих сжимать информацию: Технология модульного обучения, как показали экспериментальные исследования М.А.Чошанова, создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы учащихся и приносит до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений учащихся, развивается их творческое и критическое мышление.
Для размышления
Возможно ли применение технологии модульного обучения в условиях классно-урочной системы?
Каковы пути интеграции модульного обучения с технологиями исследовательского, проектного, проблемного обучения?
Историческая справка
Концепция модульного обучения разработана американским исследователем Дж.Расселом, который определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающий обучающемуся действия. В 60-е гг. ХХ в. в США технология модульного обучения получила широкое распространение. В основе этой технологии лежали идеи:
смешанного программирования;
блочной подачи учебного материала;
прямой и обратной связи;
сочетания контроля и самоконтроля.
В отечественной педагогике проблему модульного обучения разрабатывали П.А.Юцевичене, М.А. Чошанов и др.
Характеристика технологии.
Обращение к теории и практике модульного обучения позволит сегодня как усовершенствовать образовательный процесс в целом, так и решить отдельные вопросы, а именно: организовать самостоятельную работу старшеклассников, опираясь на научные основы, разработать учебные материалы для дистанционного обучения и др.
Рассмотрим ряд несомненных достоинств модульного обучения:
Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.
Возможность рейтингового контроля.
Термин «модуль» в этимологическом словаре трактуется как «сжатие, компоновка знаний в удобном для использования виде». В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание главного элемента модульного обучения. Что же такое «учебный модуль»? Учебный модуль - это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в
себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.
Для понимания сущности модульного- обучения следует остановиться на его принципах, которые были положены в основу этой дидактической системы авторами данной теории. Так, П.А. Юцевичене считает, что в основе разработки идей модульного обучения лежат следующие дидактические принципы:
1) модульности,
2) структуризации содержания обучения на обособленные элементы,
3) динамичности,
4) действенности и оперативности знаний и их системы,
5) гибкости,
6) осознанной перспективы,
7) разносторонности методического консультирования,
8) паритетности.
Принцип модульности - это центральный принцип, определяющий весь подход к организации обучения: отбор целей, содержания, форм и методов обучения. В соответствии с этим принципом содержание обучения структурируется в форме отдельных блоков-модулей. Для ТМО этот принцип является главным, на него опираются остальные принципы. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.
Принцип модульности обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил: во-первых, учебный материал следует конструировать в виде модульной программы (МП) или модуля так, чтобы обеспечивал ось достижение дидактических целей каждым обучающимся; во-вторых, учебный материал, охватываемый модулем, должен структурироваться по блокам так, чтобы существовала возможность конструировать единое содержание обучения из отдельных модулей; в-третьих, совокупность модулей, имеющих отдельные частные цели, должна подчиняться интегрированной дидактической цели и составлять один модуль.
Принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы требует рассмотрения учебного содержания как определенной структуры, состоящей из обособленных элементов, которые могут быть как самостоятельными, так и взаимосвязанными. При реализации принципа структуризации содержания на обособленные элементы следует соблюдать следующие правила:
в интегрированной дидактической цели выделяют структуру частых целей;
достижение каждой частной цели должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
совокупность элементов составляет один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа: содержание каждого элемента должно легко изменяться или дополняться; из данных элементов можно собирать новые модули.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы требует, чтобы обучающиеся усваивали только действенные, оперативные знания. Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:
цели в модульном обучении формулируются в терминах видов деятельности и способов действий;
для достижения познавательных целей возможно и дисциплинарное, и междисциплинарное построение содержания модулей;
обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению;
необходимо ясно показывать возможности переноса знаний из одной сферы деятельности в другую.
Принцип гибкости требует построения модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность их приспособления к индивидуальным потребностям и способностям учащихся, для чего необходимо проведение разноуровневой и разносторонней диагностики. Данный принцип имеет еще одну грань - это разнообразие методов и форм усвоения содержания модуля.
Принцип осознанной перспективы 'требует глубокого понимания и осознания обучающимися близких, средних и отдаленных перспектив учения. При реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих правил:
каждому обучающемуся в начале обучения необходимо предоставить всю модульную программу (курс, год, весь период обучения)
необходимо точно указать комплексную дидактическую цель, которую обучающийся должен осознать как личностно-значимый и ожидаемый результат;
модульная программа должна включать в себя программу учебных действий для достижения намеченной цели, т. е. обучающийся должен обеспечиваться путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив;
в начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности;
в начале каждого элемента необходимо точно указать частные цели учения в качестве результатов деятельности.
Принцип разносторонности методического консультирования предполагает включение в модуль как различных методов и путей усвоения содержания образования для обучающегося, так и различных организационных схем обучения с тем, чтобы учащийся мог выбирать способы усвоения содержания.
Принцип паритетности предполагает выстраивание субъект-субъектных отношений в образовательном процессе. Данный принцип в модульном обучении требует соблюдения следующих правил:
модульная программа должна освободить педагога от чисто информационной функции преподавания и создавать условия; более яркого проявления консультативно - координирущей функции,
модульная программа должна создать условия для совместного, выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения;
педагог в процессе модульного обучения как бы делегирует которые функции педагогического управления модульной программе, в которой эти функции трансформируются в функции самоуправления.
Один из важнейших вопросов модульного обучения - вы, структуры модуля. Для этого педагогу необходимо ответить на вопрос: «Зависит ли структура модуля от учебной дисциплины?» Существует несколько моделей. Рассмотрим их.
Модель 1
Модель 1: целевой блок - информационный блок -методический блок модуля - блок контроля и оценки результате
Целевой блок | Блок дидактических целей в модуле реализует функцию целеполагания, способствует осознанию близких, средних и отдаленных перспектив учения обучающимися. Цели модульного обучения осмысливаются обучающимися как ожидаемый результат познавательной и практической деятельности, что формирует положительную мотивацию учения, развивает самостоятельность, обеспечивает активную позицию в учебном процессе |
Информационный блок | Идея структурирования реализуется при модульной технологии не только на уровне целей, но и на уровне содержания учебного материала в модульных программах, модулях и учебных элементах. Структура целей определяет структуру учебного материала в каждом конкретном модуле |
Методический блок | В модуле предлагаются серия способов и путей усвоения содержания обучения, из которых ученик может выбирать с учетом своих возможностей и потребностей.. При необходимости обучающиеся осуществляют конструирование индивидуальных учебных маршрутов |
Блок контроля и оценки результатов | В процессе модульного обучения осуществляется как текущий, так и итоговый контроль, обеспечивающий в совокупности циклическое управление на всех его этапах. Характерно, что текущий контроль, в основном, реализуется через самоконтроль и самооценку |
Модель II
Модель II: блок «входа» - блок обобщения - теоретический блок - блок генерализации·- блок «выхода»
Блок «входа» (входной контроль) | Входной контроль выполняет дидактическую функцию пропуска в модуль через актуализацию тех опорных знаний, умений и навыков, которые необходимы для усвоения данного модуля. Контрольные тесты (задачи, практические операционные задания) должны быть снабжены указателем, отсылающим обучающегося к тому учебному материалу, который необходим для успешного выполнения данного теста. Входной контроль предполагает учет предыдущих междисциплинарных связей (преемственность учебного материала). По форме входной контроль может быть словесным, текстовым, тестовым и т. п. |
Блок обобщения | Выполняет две главные функции: постановку проблемы, на решение которой и направлен этот модуль; системное представление структуры данного модуля. Этот блок может быть предъявлен обучающимся в. различных формах. Наиболее популярные формы: генеалогическое дерево, технология которого основывается на методе восхождения от абстрактного к конкретному; фреймовая сетка; блок-схема, которую часто называют опорным конспектом; • продукционная модель (алгоритм, инструкция) |
Теоретический блок | Блок имеет свою логику построения, совпадающую со схемой решения проблемы. Этот блок является центральным. Назначение данного блока - не только изложение основного содержания (в теории вопроса) но и развитие культуры мышления |
Блок генерализации | Основной функцией блока генерализации является конечное обобщение содержания модуля путем сжатия. Основной функцией блока генерализации является информации и представления ее в удобном для запоминания виде. Этот блок может быть представлен в тех же формах, что и блок обобщения |
Блок «выхода» | Выходной контроль выполняет следующие функции: а) обучающая; б) контролирующая; в) обратной связи. Формы выходного контроля варьируются в зависимости от полного, сокращенного или углубленного вариантов модуля |
Исследованиями психологов доказано, что при формировании системности знаний целесообразно давать обучающимся поэтапное (первичное, промежуточное и конечное) обобщение учебного материала. При модульном обучении в качестве первичного сжатия выступает блок обобщения; промежуточное сжатие осуществляется в теоретическом блоке; конечное сжатие производится в блоке генерализации.
Модель III
Модель III: учебные цели - детальное оглавление модуля - структурная схема - учебный элемент модуля - библиографический список, источники – глоссарий
Учебные цели | Детализация целей: сроки реализации программы, основной метод обучения/учения, используемые учебные материалы и ресурсы |
Детальное оглавление модуля | Обучающимся представляются все дидактические единицы, которые необходимо усвоить, на уровне понятий и связей между ними |
Структурная схема | Структурная схема призвана показать место модуля в модульной программе |
Учебный элемент модуля | Тесты, кейсы, упражнения по материалу модуля. Более того, учебный элемент модуля может включать: учебные цели элемента (детализация и конкретизация учебных целей модуля); конкретную ситуацию (кейс), представляющую основные проблемы элемента; основной текст учебного элемента, включая «боксы с примерами и упражнениями», выводы и заключения |
Библиографический список, источники | В списке содержится как основная, так и дополнительная литература. Возможно предъявление обучающимся аннотированного списка литературы, дополнительных источников, включая электронные |
Глоссарий | Толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле |
При реализации технологии модульного обучения необходимо учитывать дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность модульного обучения (по В. И. Андрееву):
Качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие интересы, возрастные особенности и другие личностные качества обучающихся.
Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.
Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки.
Варьирование проблемных задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной воспроизводящей деятельности обучающихся.
Применение наряду с основными дидактическими материалами вспомогательной справочной литературы.
Сочетание контроля с самоконтролем обучающихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.
Рассмотрим этапы технологии, которые необходимо соблюдать педагогу при разработке модуля.
Этапы разработки модуля
Шаг 1. Выдвижение целей и задач
Цели: определяется совокупность основных целей и эталоны их достижения, на которые должен ориентироваться обучающийся.
Задачи: формулируются в деятельностном аспекте и предъявляются учащимся в начале обучения.
Шаг 2. Строится контроль за усвоением этих задач
Формулируются задачи обучения. Конструируются критерии оценки.
Контрольные задания составляются с целью определить уровень усвоения, закрепить усвоенное, диагностировать трудности.
Конструируется эталонный контроль (по критериям результативности обучения).
Шаг 3. Конструируется учебный материл, помогающий обучающемуся освоить тему (опора на идею соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).
Для разработки модуля необходимо, прежде всего, структурировать информацию как на уровне целей, так и на уровне содержания учебного материала в модульных программах, модулях и учебных элементах. Структура целей определяет структуру учебного материала в каждом конкретном модуле.
Соответствие структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля
Интегрирующая дидактическая цель | Информационный блок модуля |
| | УЭ - 0 | УЭ - п |
ЧДЦ 1 | ЧДЦ 2 | УЭ - 1 | УЭ - 2 |
ЧДЦ 1.1 | ЧДЦ 1.2 | ЧДЦ 2.1 | | УЭ – 1.1 | УЭ – 1.2 | УЭ – 2.1 | |
ЧДЦ 1.1.1 | | ЧДЦ 2.1.1 | ЧДЦ 2.1.2 | УЭ – 1.1.1 | | УЭ – 2.1.1 | УЭ – 2.1.2 |
Примечания: ЧДЦ – частные дидактические цели; УЭ – учебные элементы
РЕКОМЕНДУЕМ
Реализация принципа индивидуализации в модульном обучении предполагает конструирование карты самостоятельной работы по освоению модуля каждым обучающимся. Представленные материалы, разработанные С.В.Колесовой, являются одним из возможных вариантов составления подобных карт.
Обобщенная модель маршрутного листа освоения модуля
Название модуля |
Виды деятельности | Срок исполнения |
Изучение нового учебного материала Зачет по опорному конспекту (ОК) | |
Название модуля |
Виды деятельности | Срок исполнения |
Зачет по листу взаимоконтроля (ЛВК) Обучающие самостоятельные работы Проверочные самостоятельные работы Консультация по самостоятельной работе Отчет о выполнении самостоятельной работы Контрольная работа по самостоятельной работе Итоговая контрольная работа по содержанию всего модуля | |
Творческие задания | По желанию |
Освоение модульных программ реализуется через освоение отдельных модулей. Изучение модулей строится по специальной организационной схеме процесса обучения, обеспечивающей возможность конструирования учащимися своих индивидуальных учебных маршрутов. Отметим, что индивидуализация осуществляется в рамках общей организационной схемы.
Общая организационная схема процесса модульного обучения имеет 22 степени свободы, что обеспечивает обучающемуся и возможность выбора и конструирования индивидуального пути освоения модуля.
Каждый вид деятельности, представленный в маршрутном листе, имеет несколько степеней свободы:
Изучение нового учебного материала | Под руководством преподавателя; самостоятельно с консультацией преподавателя; полностью самостоятельно (3 степени свободы) |
Зачет по ОК | Устно; письменно; и устно, и письменно (3 степени свободы) |
Устный зачет по ЛВК | В группе; индивидуально преподавателю; индивидуально другому студенту, сдавшему зачет на «отлично» (3 степени свободы |
Задания | Репродуктивного уровня; конструктивного уровня; творческого уровня. Самостоятельная организация его выполнения: индивидуально; в группе; выполнять каждый день понемногу; выполнять иногда большими частями; выполнять все к концу освоения модуля (8 степеней свободы) |
Контрольная работа по самостоятельной работе | Соответствует уровню выбранного самостоятельного задания |
Консультация по самостоятельной работе | Спрашивать о том, что не удалось выполнить; отвечать на вопросы, консультировать (2 степени свободы) |
Итоговая контрольная работа | Репродуктивного, конструктивного или творческого уровня усвоения: можно начать с репродуктивного и прийти к творческому; можно начать с конструктивного и прийти к творческому; можно начать с репродуктивного и прийти к конструктивному; можно выполнить работу только одного уровня (4 степени свободы) |
Такая организационная схема процесса обучения позволяет каждому обучающемуся развивать познавательную самостоятельность и организованность, формирует активную позицию и ответственность за результат обучения.
В процессе освоения учебного материала модуля учащийся имеет возможность работать в «своем» темпе, так как про хождение контрольных параметров имеет только нижнюю временную границу: не позднее указанного срока. Если ученик способен освоить материал быстрее, он проходит контрольные этапы раньше.
Если ученик выбирает путь самостоятельного освоения модуля, ему предоставляется карта самостоятельной работы.
Карта самостоятельной работы
по усвоению модуля (название модуля)
Внимательно ознакомься с картой самостоятельной работы и распредели свою нагрузку! Для выполнения заданий у тебя будет не более ... часов.
Самостоятельная работа | Работа в аудитории |
| Теория | Практика |
| | |
Карта самостоятельной работы студента заканчивается следующими задачами:
перечисли, что обязательно нужно знать и уметь в результате освоения данного модуля;
в соответствии со своим ответом составь карточку с текстом итоговой контрольной работы
Затем обучающиеся обмениваются такими карточками и выполняют контрольные задания в качестве зачетных.
Литература
Андреев В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.
Журавлева О. Н. Проектирование технологии модульного обучения: Из опыта работы. СПб. 1999.
Колесова С. В. Система и технология модульно-развивающего обучения // Технологии развивающего обучения. СПб., 2002.
Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул, 1994.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.
Юцявuчене П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989
. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.