Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Цель урока:
Ввести понятие «однозначные и многозначные слова», показать различие между однозначными и многозначными словами.
уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить в толковом словаре.
Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Ход урока:
Орг.момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем урок русского языка.
2. Словарно – орфографическая работа
-Раскройте тетради, запишите число. Обратите внимание на дату, чем она особенна?
- 12 апреля1961 г. с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась мечта человечества.
Впервые житель нашей планеты устремился к звездам, в космос .
- _Что значит слово космос?(Вселенная, мир)
- Как называют человека, летающего в космос и работающего в полете с космической техникой? Космонавт запись –
- Что можно сказать об этом слове ?(сущ., 2 скл, м.р, ед.ч. И.п, нариц.)
- А как называют сооружение для запуска космической техники?(Космодром)
Запись словарных слов: Ракета, спутник.
- составьте предложения с записанными словами(устно)
Запишем предложение: Космонавт управляет космическим кораблем, проводит научные исследования.
– Дайте характеристику этого предложения.(Повеств., невоскл., распр., простое с однородными членами) + схема
- С какой единицей языка мы с вами сейчас работали? (словом). А что мы знаем о слове?(главный работник в языке, имеют значение,Л.З и ГЗ, из слов можно составить словосочетания и предложения.
- Молодцы!
Работа над новым материалом:
А продолжить наш урок мне хочется стихотворением ( Слайд)
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
- Скажите , что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить,)
Какое значение имеет слова, язык, ключ? А сколько одно или несколько значений имеет это слово? Слайд
- Как будут называться эти слова ? (многозначные) А все ли слова в языке имеют несколько значений? - Нет
- Какие ещё есть слова? (однозначные)
- А что это за слова? ( Они имеют одно лексическое значение)
- Какой же будет тема нашего урока?
Тема : Многозначные и однозначные слова.(слайд)
- Какова цель нашего урока? (Различать однозначные и многозначные слова, различать значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить в толковом словаре.)
Рассмотрим рисунки (иллюстрации на доске). Слайд № 7
1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.
2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).
3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.
Вывод: многозначное – слова, имеющие несколько ЛЗ, однозначные – одно. Слайд № 8
- Давайте проверим так ли это? прочитаем правило по учебнику. Стр.78
- какие слова называются однозначные(многозначные)
VII. Закрепление изученного материала.
1. (Запись слов - Ключ, солнце, груша, ножка, березка, орден
- Какие из этих слов будут многозначными и почему? Подчеркните.
- Если мы сомневаемся, какое это слово, что мы должны сделать?
(-посмотреть в толковом словаре)
Проектная деятельность.
Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю поработать в группах
Работа в группе
Прочитать задание.
Выполнить задание.
Подготовить отчёт по плану.
Сделать отчёт.
Задание
Слова для групп Группа № 1 «КОРЗИНА» Группа №2 «КОРЕНЬ» Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК» Группа № 4 «КОСА» План отчёта группы
Вывод: Многозначными называются слова ________________. |
А. Отчёт групп - проверка выполнения задания.
Слайды
Б. Общий вывод по проекту. Слайд № 17
Работа в печатной тетради упр.547(по вариантам)
Вопрос :Как определить, в каком значении употреблено слово? Как его писать? Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?
(В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова – контекст)
(Слайд)
Всю ночь шел дождь, и на земле образовались лужи(почва).
Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
6. Рефлексия.
- Давайте оценим себя сами, покажите карточку нужного цвета Как вы сегодня работали по вашему мнению
Оцени себя (слайд)
- Ребята, что нового мы узнали на уроке?
- Чем различаются эти слова?
- Что понравилось на уроке?
- Что вызывало затруднение?
7. Д/з упр.552
1. по выбору :
упр. 548
2.Определите по толковому словарю слово ЯЗЫК - однозначное или многозначное, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке(3-4),запишите в тетрадь