«Зимний фестиваль знаний 2025»

Многозначные слова

Цель урока:

  1. Ввести понятие «однозначные и многозначные слова», показать различие между однозначными и многозначными словами.
  2. уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить в толковом словаре.
  3. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
  4. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Цель урока:

  1. Ввести понятие «однозначные и многозначные слова», показать различие между однозначными и многозначными словами.

  2. уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить в толковом словаре.

  3. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

  4. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.


Ход урока:

  1. Орг.момент.

Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Начинаем урок русского языка.

2. Словарно – орфографическая работа

-Раскройте тетради, запишите число. Обратите внимание на дату, чем она особенна?

- 12 апреля1961 г. с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась мечта человечества.

Впервые житель нашей планеты устремился к звездам, в космос .

- _Что значит слово космос?(Вселенная, мир)

- Как называют человека, летающего в космос и работающего в полете с космической техникой? Космонавт запись –

- Что можно сказать об этом слове ?(сущ., 2 скл, м.р, ед.ч. И.п, нариц.)

- А как называют сооружение для запуска космической техники?(Космодром)

Запись словарных слов: Ракета, спутник.

- составьте предложения с записанными словами(устно)

Запишем предложение: Космонавт управляет космическим кораблем, проводит научные исследования.

– Дайте характеристику этого предложения.(Повеств., невоскл., распр., простое с однородными членами) + схема

- С какой единицей языка мы с вами сейчас работали? (словом). А что мы знаем о слове?(главный работник в языке, имеют значение,Л.З и ГЗ, из слов можно составить словосочетания и предложения.

- Молодцы!

  1. Работа над новым материалом:

А продолжить наш урок мне хочется стихотворением ( Слайд)

«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».

- Скажите , что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить,)

Какое значение имеет слова, язык, ключ? А сколько одно или несколько значений имеет это слово? Слайд

- Как будут называться эти слова ? (многозначные) А все ли слова в языке имеют несколько значений? - Нет

- Какие ещё есть слова? (однозначные)

- А что это за слова? ( Они имеют одно лексическое значение)

- Какой же будет тема нашего урока?

Тема : Многозначные и однозначные слова.(слайд)

- Какова цель нашего урока? (Различать однозначные и многозначные слова, различать значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить в толковом словаре.)

Рассмотрим рисунки (иллюстрации на доске). Слайд № 7

1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.

2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).

3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.

Вывод: многозначное – слова, имеющие несколько ЛЗ, однозначные – одно. Слайд № 8

- Давайте проверим так ли это? прочитаем правило по учебнику. Стр.78

- какие слова называются однозначные(многозначные)

VII. Закрепление изученного материала.

1. (Запись слов - Ключ, солнце, груша, ножка, березка, орден

- Какие из этих слов будут многозначными и почему? Подчеркните.

- Если мы сомневаемся, какое это слово, что мы должны сделать?

(-посмотреть в толковом словаре)

Проектная деятельность.

Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю поработать в группах

  1. Работа в группе

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчёт по плану.

Сделать отчёт.

Задание

  1. Объясните значение слова.

  2. Найдите слово в толковом словаре.

  3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

  4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.

  5. Какие слова называются многозначными?

  6. Докажите правильность своего ответа.

  7. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп

Группа № 1 «КОРЗИНА»

Группа №2 «КОРЕНЬ»

Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Группа № 4 «КОСА»

План отчёта группы

  1. Мы работали со словом (назвать слово).

  2. Это слово имеет____значений. Перечислить.

  3. Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.

  4. Мы составили следующие предложения_______________________________.

Вывод: Многозначными называются слова ________________.



А. Отчёт групп - проверка выполнения задания.

Слайды

Б. Общий вывод по проекту. Слайд № 17

  1. Работа в печатной тетради упр.547(по вариантам)


  1. Вопрос :Как определить, в каком значении употреблено слово? Как его писать? Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?

(В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова – контекст)

(Слайд)

Всю ночь шел дождь, и на земле образовались лужи(почва).

Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

6. Рефлексия.

- Давайте оценим себя сами, покажите карточку нужного цвета Как вы сегодня работали по вашему мнению

Оцени себя (слайд)

- Ребята, что нового мы узнали на уроке?

- Чем различаются эти слова?

- Что понравилось на уроке?
- Что вызывало затруднение?

7. Д/з упр.552

1. по выбору :

упр. 548

2.Определите по толковому словарю слово ЯЗЫК - однозначное или многозначное, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке(3-4),запишите в тетрадь


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее