«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по теме "Омонимы"

Технологическая карта по теме "Омонимы"

Цели:

Образовательные: формировать понятие об омонимах и их типах в сопоставлении с понятием о многозначности слова; показать их роль в речи; формировать умение находить в толковом словаре омонимы и многозначные слова.

Развивающие: развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать; формировать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся; продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста.

Воспитательные: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, бережное отношение к слову.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

5 класс

Русский язык

Тема:

Омонимы (§26)

Тип урока:

Урок открытия нового знания – постановки и решения учебной задачи

Цели:

Образовательные: формировать понятие об омонимах и их типах в сопоставлении с понятием о многозначности слова; показать их роль в речи;

формировать умение находить в толковом словаре омонимы и многозначные слова;

повторить изученный материал по теме «Лексика».

Развивающие: развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать; формировать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас языка, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся; продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста.

Воспитательные: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, бережное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Предметные:

овладеть понятием «омонимы», знать типы омонимов. Уметь использовать различные типы омонимов в речи

Метапредметные:


Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

формировать уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом.

Учебник: Русский язык. 5 класс /под ред. Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.Г.Лисицина. – М.:Просвещение – 2018.

Основные понятия темы: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, омофоны, омоформы, омографы.

Межпредметные связи: литература.

Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока, проблемная ситуация.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации

Цель: подготовка к работе на уроке.

Приветствие. Проверка готовности.

Оформление тетрадей.

Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Этап актуализация знаний и пробного учебного действия.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

  1. Словарный диктант

Антон..м, сер..це, с..ноним, кр..кодил, мя..кий, пиджак, мног..значный, а(к,кк)уратный, ч..рствый, арх..тектура, п..штет, ар..мат, коло(с,сс)альный, неряшл..вый, л..сичка, капитан.


- Какие орфограммы вы повторили?

- Какие лексические термины встретились вам в диктанте? Дайте определения этих слов и приведите примеры.

- Найдите в тексте антонимы.

- …многозначные слова.


Работают по цепочке: записывают слова, вставляют пропущенные орфограммы, графически обозначают морфему, в которой находится орфограмма, объясняют свой выбор.


Отвечают на вопросы, находят синонимы, антонимы, многозначное слово.

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение ( П).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.


Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

-постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.

- Послушайте стихотворение Карола Корда «Удивительные вещи». Определите, о каких словах написал поэт? Если вы правильно это сделаете, то узнаете, о чём будет идти речь на нашем уроке.

Страшные вещи в природе бывают.

Ножки у стула. Но стул не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», — говорят.

Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре?

- Какие удивительные вещи происходят в стихотворении Карола Корда?

- .Какой частью речи эти слова являются?

-Одинаковы ли они по написанию и произношению?

- Как они образованы по морфемному составу?

- Каковы эти слова по происхождению?

- Как называются такие слова?

- Они называются омонимы, в переводе с греческого означает одинаковые имена.

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Запишите тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня вам предстоит выяснить с моей помощью?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.


Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме(К).

3. Освоение новых знаний.





























































1. Наблюдениематериал на полях на с. 92—93,

теоретический материал на с. 90.


- Так что же такое «омонимы»?


- Термин этот введён Аристотелем - древнегреческим философом; он был воспитателем полководца А. Македонского.


- Откройте, пожалуйста, свои справочники по русскому языку и запишите определение и примеры.


- Кто-то готов озвучить определение по памяти?

- От каких слов необходимо отличать омонимы?

- Как вы определите омонимы или многозначные слова перед вами?

- Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?


Работа со словарем.

Почему лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях?


Задание 3.

- Откройте учебники на с.90. Обратите внимание на алгоритм действий для определения омонимов.

Работа с таблицей.


Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов (Слайд 14).

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов»

4. Работа в парах по карточкам.

Посоветуйтесь и подчеркните слова - омонимы

1.Апельсинплод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2.
Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3.
Подплываем к бе́регуЯ берегу́ эту книгу.


- Какие особенности омонимов вы можете назвать?

- Итак, перед нами так называемые грамматические омонимы. В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы)

  • Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению.

  • Частичные омонимы:

- ОМОФОНЫ - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.


Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (К. Прутков)


- ОМОФОРМЫ - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Пример:

Вы, щенки! За мной ступайте!

Да смотрите ж, не болтайте,

Будет вам по калачу,

А не то поколочу. (А.С.Пушкин)

- ОМОГРАФЫ - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (различия в ударении). Пример:

А что такое Атлас?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и атлАс.

Задание 5:

- Теперь найдите (назовите только номер предложения) (Слайд 17):

1). Омофоны (№1).

2). Омографы (№3).

3). Омоформы (№2).


- Омонимы (от древнегереч.: хОмос – «ОДИНАКОВЫЙ», Онима – «имя») – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.

Запись обучающимися определения «омонимы» и примеров в справочник.




















Читают значение омонимов


Записывают в справочники.

- Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами, а омоним к слову ключ – отдельной словарной статьёй и имеет своё заголовочное слово.

- Лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях, так как имеют разные лексические значения.

- Подайте мне, пожалуйста, гаечный ключ. Жизнь бьёт ключом.













Работают в парах, показывают умение работать в парах, взаимовыручку.

Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с опорными таблицами; умение структурировать полученные знания (О).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).







обогащение словарного запаса, развитие умений работать в группе.

4. Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

Я буду называть слова. Если это омоним – потянулись, если многозначное слово – присели – встали, однозначное слово – машем руками.

Коса, земля, лук, музыка, ключ, капитан, ладья, бить, гриф, светлый, свет, галка



Обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок (К).

5. Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.

1. - Установите соответствие: загадкислова-омонимы.

Загадки Слова-омонимы

1. Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу

1. Чёлн


2. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают

2. Шашки

3. На лугу — с хвостом, без хвоста — под мостом

3. Ключ

4. В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают

4. Коса

5. В воде он медленно плывёт, в станке летает взад-вперёд.

5. Очки


  1. Ориентируясь на алгоритм на с.90 учебника, выполним упр. 199, 200.

Упр.199 по заданию

Упр.200 (устно)


Задание 3. Найдите омонимы и определите их вид.

Лисички.

- Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.

Такса.

Сев в такси, спросила такса:

- За проезд какая такса?

А водитель:

- Денег с такс

Не берем совсем. Вот так-с!


Работа и отдых

Четыре брата

Вышли в поле жать.

А пятый — лёг на травку... полежать.


Наконец мы нашли замок, но на двери висел замок.


Умение оценивать действие одноклассников (К).

Умение анализировать информацию. (П).

Умение применять полученные знания на практике.(Р).

Контроль

Цель: инвентаризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.


Проверочная работа. Распределите слова на три группы:

1) омоформы; 2) омофоны; 3) омографы.

Топить печьпечь пироги; глубокий прудсломать прут; железный замокроскошный замок; стакан из стеклавода стекла; косить косойкосой взгляд; деревянный плотплод дерева.


Проверка и оценка выполнения задания.

1). Омоформы.

Печь (сущ.) – печь (глаг.), из стекла (сущ.) – стекла (глаг.), косой (сущ.) – косой (прил.).

2). Омофоны. Прудпрут; плодплот.

3). Омографы. Замокзамок.

Оценка: 6 слов – «5»; 5,4 – «4»; 3 – «3»

Свои теоретические знания учащиеся реализуют на практических заданиях.

Появляется дополнительная заинтересованность в работе.

Цели для учеников: показать степень усвоения материала.


Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К).

7. Итоги урока. Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Д/з:


- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

- Назовите виды омонимов

Рефлексия.

Закончи предложение….





Упражнение 201 (задание 5).


Рефлексия способов и условий действия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее