«Осенний фестиваль знаний 2024»

Методические предложения

Сетевое взаимодействие бибилоте и образовательных учреждений в интересах повышения квалификации педагогов.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Старовойтова О.Р.,к.п.н., методист

ГБНОУ Дворец учащейся молодежи,

Король А.Н., магистр педагогики, методист ЦБС

Петроградского района Санкт-Петербурга,

Король А.И., магистр педагогики, специалист Второй Санкт-Петербургской гимназии



Сетевая библиотечная школа – развитие инфраструктуры взаимодействия



Изменения во всем мире, жизнь в том числе в российском социуме происходят стремительно. Сегодняшнее поколение подростков начинало свою школьную жизнь в стране, где начинали строить гражданское и информационное общество, а заканчивает школу - в развитом информационном обществе, которое не останавливаясь проникает во все новые сферы жизни.

В соответствии с изменениями в обществе происходят изменения и в информационно-образовательной среде, в которой современный ребенок проводит большую часть своего времени. Однако изменения среды идут значительно медленнее изменений в потребностях подрастающего поколения.

Как следствие изменений в окружающей ребенка среде изменяются и его духовные, информационные и когнитивные потребности. Таким образом складывается определенный разрыв между системой ожиданий современного ребенка и действительностью.

Школа как социальный институт и одна из главных составляющих информационно-образовательной среды тоже постоянно развивается, информатизируется, повышает качество образования, но темпы изменений этого социального института не соответствуют темпам изменений наших детей и подростков.

Важную, архиважную роль в информационно-образовательной среде играют библиотеки, и в первую очередь, та библиотека, которая ближе всего к ребенку – школьная. За последнее десятилетие школьные библиотеки прошли большой и тернистый путь от пункта выдачи учебной литературы к информационному центру школы. Основные итоги этого пути так ярки и важны, что нашли отражение в федеральных нормативных документах. В 2010 году был утверждён ФГОС основного общего образования, позиционирующий школьную библиотеку как информационно-библиотечный центр. В 2011 году приказом Минздравсоцразвития РФ в Единый квалификационный справочник работников образования была включена новая должность «педагог-библиотекарь». В 2016 году утверждена «Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций до 2020 года на основе модернизации школьных библиотек».

Позитивные изменения, появившиеся в школьных библиотеках, делают еще более важной, чем раньше проблему непрерывного повышения квалификации школьных библиотекарей, включение их в систему формального, неформального и информального образования. Именно от включенности в эти системы зависят квалификация, профессиональные установки, мотивация к деятельности школьного библиотекаря и, как итог трансформации профессии – становление школьного библиотекаря как ПЕДАГОГА-библиотекаря, а в недалеком будущем как «агента перемен» в школьной информационно-образовательной среде, которая намного шире образовательного процесса и, как я отмечала ранее, чрезвычайно важна для удовлетворения всего спектра духовных, информационных и когнитивных потребностей современного школьника.

Необходимо отметить, что наши зарубежные коллеги, которые в развитии профессии школьного библиотекаря идут на десятилетие впереди нас, при разработке профессиональных стандартов позиционируют школьных библиотекарей их именно как «агентов перемен», выдвигают к ним высокие профессиональные требования, но и обеспечивают всеми официальными и общественными структурами образования – возможность получить новые знания, новый опыт и, следовательно, соответствовать высоким званиям Педагога-библиотекаря и Агента перемен.

Таким образом мы подошли к самому ядру моего сегодняшнего доклада, то есть – к существующим и потенциальным возможностям Сетевой библиотечной школы РШБА.

Приведу информационную модель Сетевой библиотечной школы РШБА.

  1. Сетевая школа является информационно-методической платформой для повышения квалификации, дополнительного и информального образования библиотекарей с различным уровнем базового образования, с различным профессиональным опытом (стажем работы и разнообразием направлений деятельности), более того, с разным базовым образованием. Содержание первого пункта является принципиальным, т.к. наши социологические исследования показали, что в школьных библиотеках едва ли не половина сотрудников не имеет базового библиотечного образования.

  2. Информационно-методическая платформа – это (по данному нами определению) совокупность ряда обязательных ресурсов и сервисов доступных пользователю в одной точке доступа. Иными словами, информационно-методическая платформа – это ресурсная и образовательная база для непрерывного образования школьных библиотекарей

Сетевая библиотечная школа РШБА как информационно-методическая платформа содержит ряд важных компонентов:

  • ресурсы портала РШБА,

  • ресурсы объединенной платформы «Медиаобразование», «Информации для всех» и «Гуманитарный педагогический центр «Гражданин 21 века», ориентированный на этико-правовое, патриотическое, гражданское образование,

  • электронные ресурсы крупнейших отечественных библиотек РГБ и Научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского,

  • электронные образовательные ресурсы ряда вузов страны, в том числе - институтов повышения квалификации работников образования,

  • ресурсы Фонда поддержки образования (Санкт-Петербург),

  • региональные информационные ресурсы лучших образовательных учреждений о педагогических и библиотечных общественных организаций.

  1. По форме представления материала это текстовые, видио, аудио – материалы, доступные для чтения и скачивания.

  2. Формы непрерывного образования, предлагаемые сетевой школой РШБА:

  • заочное дистанционное обучение с использованием системы МУДЛ, принятой как в России, так и у наших зарубежных коллег, которые смогут вносить в нее свои материалы.

Через эту систему мы набираем ряд важных для педагогов-библиотекарей курсов дополнительного образования, а именно – курс всем известного ученого и педагога профессора Н.И. Гендиной «От информационной грамотности к информационной культуре: методики преподавания на базе школьной библиотеки», курс крупнейших исследователей чтения профессора В.А. Бородиной и доцента И.И. Тихомировой «Чтение детей и подростков: психолого-педагогические подходы к привлечению к систематическому чтению», курс известного ученого профессора Т.В.Захарчук «Информационные ресурсы современного школьного образования». И это только начало, т.е. первое полугодие 2017/2018 учебного года. В дальнейшем набор курсов дистанционного дополнительного образования будет расширяться, в частности, в сторону использования методик и средств различных форм медиа образования школьников на базе школьной библиотеки.

  • На базе флагмана нашей Ассоциации – журнала «Школьная библиотека» - с первого номера 2018 года - начнет работу заочная школа педагога-библиотекаря «Добровольчество как направление воспитательной работы школьной библиотеки»

Данная программа скоординирована с такими организациями как МОО «Информация ля всех», НПО «Информсистема» и другими государственными и общественнымиоранизациями.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее