Урок информатики
в 5 классе по теме1
Учитель высшей категории
Истомина Татьяна Викторовна
Цели учителя:
формирование представления о форматировании как этапе создания текстового документа; расширение представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации; развитие эстетического вкуса при оформлении текста.
| Цели ученика:
свободное изложение теоретического материала; использование приобретенных знаний и умений при выполнении практической работы; оформление текста с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету, выравниванию; создание несложного текстового документа; развитие терпимости и мобильность в совместном выполнении заданий;
| |||||
УУД, формируемые на данном уроке: регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок, развитие внимательности при работе с различными информационными моделями; познавательные: ориентироваться в разнообразии приемов форматирования текста, строить речевое высказывание в устной и письменной формах; коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, контролировать действия партнера; Внеурочная деятельность: поиск различных шрифтов среди вывесок, рекламных щитов, объявлений, афиш, в публицистической литературе и т.п. | ||||||
Тип урока | Дидактическая модель педагогического процесса | Педагогические средства | Ведущая деятельность на уроке | Формы организации взаимодействия на уроке | ЦОР | |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Формирование УУД в условиях решения практических задач | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся; обмен информацией между учителем и детьми; работа с раздаточным материалом; организация парной работы. | Учебная, познавательная | Фронтальная форма обучения; групповая (парная) форма обучения | Презентация к уроку |
Дополнительный материал к уроку:
заранее приготовить карточки разного цвета для приема ТРКМ «Кошка и мышка»;
на все ПК в папку «Заготовки» заранее поместить файл Радуга.doc;
листы для каждого с практическим заданием и образцом, который должен получиться.
Оборудование: мультимедиапроектор, персональные компьютеры.
План:
I – II. ВЫЗОВ: формулирование темы урока, постановка целей и задач, активизация познавательного интереса к уроку.
III. ОСМЫСЛЕНИЕ: работа с презентацией
IV. РЕФЛЕКСИЯ: Теоретическая.
V. РЕФЛЕКСИЯ: Практическая работа и выставление отметок.
Начало урока (прием «Ассоциации») (5 мин)
Здравствуйте!
- Прочитайте эпиграф к уроку на доске: «Документ должен быть красивым!»
- Теперь откройте любую страницу вашего учебника. Что общего вы видите у текста? (текст набран буквами одинакового размера, заголовки больше, чем основной текст, заголовок по центру, красная строка, ровные края).
- Посмотрите на слайд, какими разными могут быть тексты (работа со слайдами 2,3).
- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слушаем предложения ребят и записываем правильный ответ в тетрадях и на доске).
Актуализация знаний (прием «Кошка и мышка») (5-7 мин) (слайд 5)
Ребята, сейчас вы получите карточки. Первая половина из вас получит красные карточки с вопросами, вы будете «кошками». Другая половина ребят получат зеленые карточки с ответами, они «мышки». Кошки должны, очень тихо перемещаясь по классу, найти свою мышку, т. е. правильный ответ на свой вопрос. Через 2 минуты все кошки должны быть на своих местах и знать, в какой норке его мышка. Кошка читает вопрос, а мышка отвечает.
Вопрос | Ответ |
Что такое текстовый документ? | Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами. |
Назовите этапы создания текстового документа. | Ввод, редактирование, форматирование. |
Что значит редактировать? | Исправление ошибок, внесение необходимый изменений. |
Назовите клавиши для работы с буфером обмена: скопировать -, вырезать - , вставить - | Ctrl +C Ctrl +X Ctrl +V |
Что такое буфер обмена? | Специальное место в памяти вашего компьютера, в котором временно хранятся данные, которые были вырезаны или скопированы.
|
Как вызвать контекстное меню? | Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши. |
Что можно назвать фрагментом текста? | Символ, слово, строка, предложение, абзац, любая последовательность текста, весь текст. |
Как быстро выделить : слово - , строку - , абзац -, весь текст - ? | - двойной щелчок (л.к.м.) по слову; - щелчок (л.к.м.) слева от строки; - двойной щелчок (л.к.м.) слева от абзаца; - тройной щелчок (л.к.м.) слева от текста. |
Как с помощью горизонтальной линейки установить отступ(выступ), левую и правую границу текста? | За отступ(выступ), границы текста отвечают маркеры(треугольники) на горизонтальной линейке. |
Изучение нового материала (работа в тетради) (15 -17 мин.) (работа со слайдами 6,7, 8, 9, 10)
Откройте тетради.
Запишите определение: Форматировать текст – это значит придавать ему форму, оформлять, «украшать».
Поможет вам в оформлении текста Панель форматирования.
Рефлексия (прием «Ромашка Блума») (6 мин) + запись домашнего задания. (работа со слайдом 13)
Итак, прежде чем вы перейдете к практической части урока, давайте подведем итог теоретической части нашего урока. Я приготовила для вас 6 вопросов.
Простой: Что такое форматирование?
Уточняющий: Я правильно поняла, что форматирование текста, это профессиональное требование, а правило хорошего тона?
Оценочный: В чем разница между форматированием текста и форматированием диска?
Объясняющий: Объясните, как можно форматировать текст? (здесь можно обсудить различные виды, способы форматирования)
Практический: Где, зачем может пригодится умение форматировать текст в вашей учебной деятельности?
Творческий: А это задание для вас будет домашним. Найдите и сфотографируйте (принесите вырезки) примеры различных шрифтов. Это могут быть вывески магазинов, надписи, реклама, газеты, журналы и т.д. Материал можно прислать на электронную почту учителя или принести на следующий урок в распечатанном виде.
Решение учебных задач. Практическая работа (10 мин) (работа со слайдом 14)
Переходим к практической части урока. На столах лежат листы с заданием и образцом, который у вас должен получиться. У вас 15 минут. Читайте внимательно каждый пункт и у вас все получится. Удачи!
Практическое задание «Форматирование текста»
Проверка выполненного задания и выставление отметок. (1-2 мин)
Ребята, спасибо за работу на уроке, все молодцы! Жду ваших творческих работ. До свидания.
Литература:
1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс.
1. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
2. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
Дидактический материал:
Вопрос | Ответ |
Что такое текстовый документ? | Л юбой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами. |
Назовите этапы создания текстового документа. | Ввод, редактирование, форматирование.
|
Что значит редактировать? | Исправление ошибок, внесение необходимый изменений. |
Назовите клавиши для работы с буфером обмена: скопировать -, вырезать - , вставить - | Ctrl +C Ctrl +X Ctrl +V |
Ч то такое буфер обмена? | С пециальное место в памяти вашего компьютера, в котором временно хранятся данные, которые были вырезаны или скопированы.
|
К ак вызвать контекстное меню? | К онтекстное меню вызывается правой кнопкой мыши.
|
Ч то можно назвать фрагментом текста? | С имвол, слово, строка, предложение, абзац, любая последовательность текста, весь текст. |
К ак быстро выделить : слово - , строку - , абзац -, весь текст - ? | - двойной щелчок (л.к.м.) по слову; - щелчок (л.к.м.) слева от строки; - двойной щелчок (л.к.м.) слева от абзаца; - тройной щелчок (л.к.м.) слева от текста. |
К ак с помощью горизонтальной линейки установить отступ(выступ), левую и правую границу текста? | За отступ(выступ), границы текста отвечают маркеры(треугольники) на горизонтальной линейке. |
1 На предыдущих уроках изучены понятия: текстовый документ, этапы создания текстового документа, буфер обмена и работа с ним, работа с горизонтальной линейкой.
2