«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по информатике

Урок информатики

в 5 классе по теме[1]

Учитель высшей категории

Истомина Татьяна Викторовна

Цели учителя:

  • формирование представления о форматировании как этапе создания текстового документа;
  • расширение представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации;
  • развитие эстетического вкуса при оформлении текста.

Цели ученика:

  • свободное изложение теоретического материала;
  • использование приобретенных знаний и умений при выполнении практической работы;
  • оформление текста с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету, выравниванию;
  • создание несложного текстового документа;
  • развитие терпимости и мобильность в совместном выполнении заданий;

УУД, формируемые на данном уроке:

регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок, развитие внимательности при работе с различными информационными моделями;

познавательные: ориентироваться в разнообразии приемов форматирования текста, строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, контролировать действия партнера;

Внеурочная деятельность: поиск различных шрифтов среди вывесок, рекламных щитов, объявлений, афиш, в публицистической литературе и т.п.

Тип урока

Дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность на уроке

Формы организации взаимодействия на уроке

ЦОР

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Формирование УУД в условиях решения практических задач

  • Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся;
  • обмен информацией между учителем и детьми;
  • работа с раздаточным материалом;
  • организация парной работы.

Учебная, познавательная

  • Фронтальная форма обучения;
  • групповая (парная) форма обучения

Презентация к уроку

Дополнительный материал к уроку:

  • заранее приготовить карточки разного цвета для приема ТРКМ «Кошка и мышка»;
  • на все ПК в папку «Заготовки» заранее поместить файл Радуга.doc;
  • листы для каждого с практическим заданием и образцом, который должен получиться.

Оборудование: мультимедиапроектор, персональные компьютеры.

План:

I – II. ВЫЗОВ: формулирование темы урока, постановка целей и задач, активизация познавательного интереса к уроку.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ: работа с презентацией

IV. РЕФЛЕКСИЯ: Теоретическая.

V. РЕФЛЕКСИЯ: Практическая работа и выставление отметок.

  1. Начало урока (прием «Ассоциации») (5 мин)

Здравствуйте!

- Прочитайте эпиграф к уроку на доске: «Документ должен быть красивым!»

- Теперь откройте любую страницу вашего учебника. Что общего вы видите у текста? (текст набран буквами одинакового размера, заголовки больше, чем основной текст, заголовок по центру, красная строка, ровные края).

- Посмотрите на слайд, какими разными могут быть тексты (работа со слайдами 2,3).

- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слушаем предложения ребят и записываем правильный ответ в тетрадях и на доске).

  1. Актуализация знаний (прием «Кошка и мышка») (5-7 мин) (слайд 5)

Ребята, сейчас вы получите карточки. Первая половина из вас получит красные карточки с вопросами, вы будете «кошками». Другая половина ребят получат зеленые карточки с ответами, они «мышки». Кошки должны, очень тихо перемещаясь по классу, найти свою мышку, т. е. правильный ответ на свой вопрос. Через 2 минуты все кошки должны быть на своих местах и знать, в какой норке его мышка. Кошка читает вопрос, а мышка отвечает.

Вопрос

Ответ

Что такое текстовый документ?

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.

Назовите этапы создания текстового документа.

Ввод, редактирование, форматирование.

Что значит редактировать?

Исправление ошибок, внесение необходимый изменений.

Назовите клавиши для работы с буфером обмена: скопировать -, вырезать -, вставить -

Ctrl +C

Ctrl +X

Ctrl +V

Что такое буфер обмена?

Специальное место в памяти вашего компьютера, в котором временно хранятся данные, которые были вырезаны или скопированы.

Как вызвать контекстное меню?

Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши.

Что можно назвать фрагментом текста?

Символ, слово, строка, предложение, абзац, любая последовательность текста, весь текст.

Как быстро выделить : слово -, строку -, абзац -, весь текст - ?

- двойной щелчок (л.к.м.) по слову;

- щелчок (л.к.м.) слева от строки;

- двойной щелчок (л.к.м.) слева от абзаца;

- тройной щелчок (л.к.м.) слева от текста.

Как с помощью горизонтальной линейки установить отступ(выступ), левую и правую границу текста?

За отступ(выступ), границы текста отвечают маркеры(треугольники) на горизонтальной линейке.

  1. Изучение нового материала (работа в тетради) (15 -17 мин.) (работа со слайдами 6,7, 8, 9, 10)

Откройте тетради.

Запишите определение: Форматировать текст – это значит придавать ему форму, оформлять, «украшать».

Поможет вам в оформлении текста Панель форматирования.

  1. Рефлексия (прием «Ромашка Блума») (6 мин) + запись домашнего задания. (работа со слайдом 13)

Итак, прежде чем вы перейдете к практической части урока, давайте подведем итог теоретической части нашего урока. Я приготовила для вас 6 вопросов.

Простой: Что такое форматирование?

Уточняющий: Я правильно поняла, что форматирование текста, это профессиональное требование, а правило хорошего тона?

Оценочный: В чем разница между форматированием текста и форматированием диска?

Объясняющий: Объясните, как можно форматировать текст? (здесь можно обсудить различные виды, способы форматирования)

Практический: Где, зачем может пригодится умение форматировать текст в вашей учебной деятельности?

Творческий: А это задание для вас будет домашним. Найдите и сфотографируйте (принесите вырезки) примеры различных шрифтов. Это могут быть вывески магазинов, надписи, реклама, газеты, журналы и т.д. Материал можно прислать на электронную почту учителя или принести на следующий урок в распечатанном виде.

  1. Решение учебных задач. Практическая работа (10 мин) (работа со слайдом 14)

Переходим к практической части урока. На столах лежат листы с заданием и образцом, который у вас должен получиться. У вас 15 минут. Читайте внимательно каждый пункт и у вас все получится. Удачи!

Практическое задание «Форматирование текста»

  1. Проверка выполненного задания и выставление отметок. (1-2 мин)

Ребята, спасибо за работу на уроке, все молодцы! Жду ваших творческих работ. До свидания.

Литература:

1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс.

1. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

2. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.

Дидактический материал:

Вопрос

Ответ

Что такое текстовый документ?

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.

Назовите этапы создания текстового документа.

Ввод, редактирование, форматирование.

Что значит редактировать?

Исправление ошибок, внесение необходимый изменений.

Назовите клавиши для работы с буфером обмена: скопировать -, вырезать -, вставить -

Ctrl +C

Ctrl +X

Ctrl +V

Что такое буфер обмена?

Специальное место в памяти вашего компьютера, в котором временно хранятся данные, которые были вырезаны или скопированы.

Как вызвать контекстное меню?

Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши.

Что можно назвать фрагментом текста?

Символ, слово, строка, предложение, абзац, любая последовательность текста, весь текст.

Как быстро выделить : слово -, строку -, абзац -, весь текст - ?

- двойной щелчок (л.к.м.) по слову;

- щелчок (л.к.м.) слева от строки;

- двойной щелчок (л.к.м.) слева от абзаца;

- тройной щелчок (л.к.м.) слева от текста.

Как с помощью горизонтальной линейки установить отступ(выступ), левую и правую границу текста?

За отступ(выступ), границы текста отвечают маркеры(треугольники) на горизонтальной линейке.

[1] На предыдущих уроках изучены понятия: текстовый документ, этапы создания текстового документа, буфер обмена и работа с ним, работа с горизонтальной линейкой.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Урок информатики

в 5 классе по теме1



















Учитель высшей категории

Истомина Татьяна Викторовна






Цели учителя:


  • формирование представления о форматировании как этапе создания текстового документа;

  • расширение представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации;

  • развитие эстетического вкуса при оформлении текста.


Цели ученика:


  • свободное изложение теоретического материала;

  • использование приобретенных знаний и умений при выполнении практической работы;

  • оформление текста с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету, выравниванию;

  • создание несложного текстового документа;

  • развитие терпимости и мобильность в совместном выполнении заданий;


УУД, формируемые на данном уроке:

регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок, развитие внимательности при работе с различными информационными моделями;

познавательные: ориентироваться в разнообразии приемов форматирования текста, строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, контролировать действия партнера;

Внеурочная деятельность: поиск различных шрифтов среди вывесок, рекламных щитов, объявлений, афиш, в публицистической литературе и т.п.

Тип урока

Дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность на уроке

Формы организации взаимодействия на уроке

ЦОР

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Формирование УУД в условиях решения практических задач

  • Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся;

  • обмен информацией между учителем и детьми;

  • работа с раздаточным материалом;

  • организация парной работы.

Учебная, познавательная

  • Фронтальная форма обучения;

  • групповая (парная) форма обучения

Презентация к уроку

Дополнительный материал к уроку:

  • заранее приготовить карточки разного цвета для приема ТРКМ «Кошка и мышка»;

  • на все ПК в папку «Заготовки» заранее поместить файл Радуга.doc;

  • листы для каждого с практическим заданием и образцом, который должен получиться.

Оборудование: мультимедиапроектор, персональные компьютеры.

План:

III. ВЫЗОВ: формулирование темы урока, постановка целей и задач, активизация познавательного интереса к уроку.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ: работа с презентацией

IV. РЕФЛЕКСИЯ: Теоретическая.

V. РЕФЛЕКСИЯ: Практическая работа и выставление отметок.

  1. Начало урока (прием «Ассоциации») (5 мин)

Здравствуйте!

- Прочитайте эпиграф к уроку на доске: «Документ должен быть красивым!»

- Теперь откройте любую страницу вашего учебника. Что общего вы видите у текста? (текст набран буквами одинакового размера, заголовки больше, чем основной текст, заголовок по центру, красная строка, ровные края).

- Посмотрите на слайд, какими разными могут быть тексты (работа со слайдами 2,3).

- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слушаем предложения ребят и записываем правильный ответ в тетрадях и на доске).

  1. Актуализация знаний (прием «Кошка и мышка») (5-7 мин) (слайд 5)

Ребята, сейчас вы получите карточки. Первая половина из вас получит красные карточки с вопросами, вы будете «кошками». Другая половина ребят получат зеленые карточки с ответами, они «мышки». Кошки должны, очень тихо перемещаясь по классу, найти свою мышку, т. е. правильный ответ на свой вопрос. Через 2 минуты все кошки должны быть на своих местах и знать, в какой норке его мышка. Кошка читает вопрос, а мышка отвечает.

Вопрос

Ответ

Что такое текстовый документ?

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.

Назовите этапы создания текстового документа.

Ввод, редактирование, форматирование.

Что значит редактировать?

Исправление ошибок, внесение необходимый изменений.

Назовите клавиши для работы с буфером обмена: скопировать -, вырезать - , вставить -

Ctrl +C

Ctrl +X

Ctrl +V

Что такое буфер обмена?

Специальное место в памяти вашего компьютера, в котором временно хранятся данные, которые были вырезаны или скопированы.


Как вызвать контекстное меню?

Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши.

Что можно назвать фрагментом текста?

Символ, слово, строка, предложение, абзац, любая последовательность текста, весь текст.

Как быстро выделить : слово - , строку - , абзац -, весь текст - ?

- двойной щелчок (л.к.м.) по слову;

- щелчок (л.к.м.) слева от строки;

- двойной щелчок (л.к.м.) слева от абзаца;

- тройной щелчок (л.к.м.) слева от текста.

Как с помощью горизонтальной линейки установить отступ(выступ), левую и правую границу текста?

За отступ(выступ), границы текста отвечают маркеры(треугольники) на горизонтальной линейке.


  1. Изучение нового материала (работа в тетради) (15 -17 мин.) (работа со слайдами 6,7, 8, 9, 10)

Откройте тетради.

Запишите определение: Форматировать текст – это значит придавать ему форму, оформлять, «украшать».

Поможет вам в оформлении текста Панель форматирования.


  1. Рефлексия (прием «Ромашка Блума») (6 мин) + запись домашнего задания. (работа со слайдом 13)

Итак, прежде чем вы перейдете к практической части урока, давайте подведем итог теоретической части нашего урока. Я приготовила для вас 6 вопросов.

Простой: Что такое форматирование?

Уточняющий: Я правильно поняла, что форматирование текста, это профессиональное требование, а правило хорошего тона?

Оценочный: В чем разница между форматированием текста и форматированием диска?

Объясняющий: Объясните, как можно форматировать текст? (здесь можно обсудить различные виды, способы форматирования)

Практический: Где, зачем может пригодится умение форматировать текст в вашей учебной деятельности?

Творческий: А это задание для вас будет домашним. Найдите и сфотографируйте (принесите вырезки) примеры различных шрифтов. Это могут быть вывески магазинов, надписи, реклама, газеты, журналы и т.д. Материал можно прислать на электронную почту учителя или принести на следующий урок в распечатанном виде.

  1. Решение учебных задач. Практическая работа (10 мин) (работа со слайдом 14)

Переходим к практической части урока. На столах лежат листы с заданием и образцом, который у вас должен получиться. У вас 15 минут. Читайте внимательно каждый пункт и у вас все получится. Удачи!

Практическое задание «Форматирование текста»




  1. Проверка выполненного задания и выставление отметок. (1-2 мин)

Ребята, спасибо за работу на уроке, все молодцы! Жду ваших творческих работ. До свидания.


Литература:

1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс.

1. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

2. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.









































Дидактический материал:

Вопрос

Ответ

Что такое текстовый документ?

Л юбой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.

Назовите этапы создания текстового документа.

Ввод, редактирование, форматирование.

Что значит редактировать?

Исправление ошибок, внесение необходимый изменений.

Назовите клавиши для работы с буфером обмена: скопировать -, вырезать - , вставить -

Ctrl +C

Ctrl +X

Ctrl +V

Ч то такое буфер обмена?

С пециальное место в памяти вашего компьютера, в котором временно хранятся данные, которые были вырезаны или скопированы.


К ак вызвать контекстное меню?

К онтекстное меню вызывается правой кнопкой мыши.


Ч то можно назвать фрагментом текста?

С имвол, слово, строка, предложение, абзац, любая последовательность текста, весь текст.

К ак быстро выделить : слово - , строку - , абзац -, весь текст - ?

- двойной щелчок (л.к.м.) по слову;

- щелчок (л.к.м.) слева от строки;

- двойной щелчок (л.к.м.) слева от абзаца;

- тройной щелчок (л.к.м.) слева от текста.

К ак с помощью горизонтальной линейки установить отступ(выступ), левую и правую границу текста?

За отступ(выступ), границы текста отвечают маркеры(треугольники) на горизонтальной линейке.






























1 На предыдущих уроках изучены понятия: текстовый документ, этапы создания текстового документа, буфер обмена и работа с ним, работа с горизонтальной линейкой.

2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее