ГБОУ «Корочанская школа-интернат»
План-конспект
урока информатики
Тема: «МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ»
9 класс
Разработала: Грищенко Е.Г.
Дата проведения:
Короча 2021
Тема урока: МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с моделями, их видами. Развивать у школьников теоретическое мышление;
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти внимательности; развитие познавательного интереса, логического мышления; умение выслушивать ответы товарищей.
Воспитательная: создать условия для формирования информационной культуры.
Оборудование: доска, мультимедийный экран, проектор, презентация «МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ».
Методические материалы: учебник информатики за 9 класс Босова Л.Л.
Формы: самостоятельная, фронтальная и групповая работа под руководством учителя.
Методы: беседа, диалог с учащимися, использование наглядности, метод практических работ.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
Организационно-мотивационный этап 2 мин
Этап объявления целей урока 2 мин
Этап усвоения новых знаний и способов действий 17 мин
Этап закрепления полученных знаний и способов действий 14 мин
Этап информации о домашнем задании 3 мин
Этап подведения итогов занятия 2 мин
Ход урока
Этапы урока | Содержание деятельности | Методические рекомендации |
Организационно-мотивационный этап | Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. | На доске дата, создание доброжелательной и рабочей атмосферы |
Этап объявления целей урока | Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием модель и узнаем, какие бывают модели. А тема нашего урока звучит так: «МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ». Запишите в тетрадях тему и число. | Учитель ставит цели перед учащимися, настраивает на учебную деятельность |
Этап получения и усвоения новых знаний | Человек стремится познать объекты (предметы, процессы, явления) окружающего мира, т. е. понять, как устроен конкретный объект, каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с другими объектами. Для решения многих практических задач важно знать: • как изменятся характеристики объекта при определённом воздействии на него со стороны других объектов («Что будет, если...?»); • какое надо произвести воздействие на объект, чтобы изменить его свойства в соответствии с новыми требованиями («Как сделать, чтобы...?»); • какое сочетание характеристик объекта является наилучшим в заданных условиях («Как сделать лучше?»). Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект — прототипом или оригиналом Модель — это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование — метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести только одно свойство Земли — её форму, обычный глобус отражает ещё расположение материков, а глобус, входящий в состав действующей модели Солнечной системы, — ещё и траекторию движения Земли вокруг Солнца. Отразить в модели признаки оригинала можно разными способами. Во-первых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты — уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид моделируемого объекта (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля). Во-вторых, признаки оригинала можно описать на одном из языков представления (кодирования) информации — дать словесное описание, привести формулу, схему или чертёж и т. д. Такую модель называют информационной. В дальнейшем мы будем рассматривать именно информационные модели. Информационная модель — описание объекта-оригинала на одном из языков представления (кодирования) информации. Любая модель строится для решения некоторой задачи. Построение информационной модели начинается с анализа условия этой задачи, выраженного на естественном языке (рис. 1.2). В результате анализа условия задачи определяется объект моделирования и цель моделирования. После определения цели моделирования в объекте моделирования выделяются свойства, основные части и связи между ними, существенные с точки зрения именно этой цели. При этом должно быть чётко определено, что дано (какие исходные данные известны, какие данные допустимы) и что требуется найти в решаемой задаче. Также должны быть указаны связи между исходными данными и результатами. Следующим этапом построения информационной модели является формализация — представление выявленных связей и выделенных существенных признаков объекта моделирования в некоторой форме (словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т. д.). Формализация — это замена реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью. Пример. Ученик 9 класса к уроку литературы должен выучить наизусть три первые строфы первой главы романа А, С. Пушкина «Евгений Онегин», содержащие 42 строки. Сколько ему потребуется времени на выполнение этого задания, если первую строку он может запомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующей строки ему требуется времени на 2 секунды больше, чем на запоминание предыдущей строки? В данном случае объектом моделирования является процесс запоминания стихотворения учеником; цель моделирования состоит в том, чтобы получить формулу для расчёта времени, необходимого ученику для заучивания стихотворения. С точки зрения цели моделирования, существенной является следующая информация: время запоминания первой строки (5 секунд); разница во времени запоминания очередной и предыдущей строк (2 секунды); количество строк, подлежащих запоминанию (42 строки). Это исходные данные. Результатом должно стать время, необходимое для заучивания всех 42 строк фрагмента романа. Так как время для заучивания каждой строки, начиная со второй, получается добавлением ко времени, требуемому для заучивания предыдущей строки, постоянного числа, то можно говорить об арифметической прогрессии: б, 7, 9, 11, ... Первым членом этой прогрессии является а1 = 5, разность прогрессии d = 10, число членов прогрессии n = 42. Из курса алгебры известна формула для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии:
Эта формула и является искомой информационной моделью. С её помощью самостоятельно вычислите время, необходимое ученику для заучивания стихотворения. 1932с. | Учащиеся слушают и записывают теоретический материал новой темы. Учитель объясняет новый материал с помощью презентации
Учащиеся записывают определения в тетрадь.
Учащиеся слушают и запоминают объяснения учителя. Учащиеся записывают определения в тетрадь.
|
Этап закрепления полученных знаний и способов действий | Сейчас мы с вами попробуем смоделировать пример про ученика, который должен выучить наизусть три первые строфы первой главы романа А, С. Пушкина «Евгений Онегин», содержащие 42 строки. Для этого мы обратимся к электронным таблицам и там внесем известные данные: время запоминания первой строки (5 секунд); разница во времени запоминания очередной и предыдущей строк (2 секунды); количество строк, подлежащих запоминанию (42 строки). | Учитель задает вопросы из учебника
|
Этап информации о домашнем задании | Запомнить определения, записанные в тетради. Читать § 1.1, выполнить письменно №7, 8 с.11 | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Этап подведения итогов урока | Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «Модель», узнали, какие бывают модели. Смотрим опорный конспект на слайде. Спасибо за урок, удачного вам дня! Оценки за урок … | Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки учащимся. |
8