Пояснительная записка
Данное методическое пособие представляет собой проверочные работы по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса с ОВЗ уо.
Проверочные работы составлены в соответствии с программой для данного вида школ по русскому языку, под редакцией В.В. Воронковой. Работы предназначены для итогового контроля по всем темам программы. Тематика работ соответствует прохождению материала, который задан в учебнике по русскому языку для 5 класса (авторы Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова)
Проверочные работы направлены на выявление как теоретических (часть 1), так и практических знаний, умений и навыков (часть 2). Первая часть проверочной работы содержит задания, направленные на выявление теоретических знаний по каждой из изученных тем. Задания, предлагаемые во второй части, направлены не только на выявление умения обучающихся применить полученные знания на практике, но и на коррекцию, развитие высших психических функций: внимания, операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти.
Кроме того, проверочные работы имеют 2 варианта, учитывающие степень подготовленности обучающихся, их индивидуальные возможности в овладении программным материалом. Задания варианта А предлагаются обучающимся, которые могут без особых проблем овладеть программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида. Вариант В предназначен для учеников, которые испытывают затруднения, связанные с недостаточным осмыслением, запоминанием материала. Для обучающихся этого уровня подобраны более лёгкие задания или задания, содержащие дозированную помощь в виде возможности выбрать правильный ответ из предложенных. Вариант работы определяется учителем, исходя из особенностей развития данного ребёнка, его индивидуальных возможностей, степени усвоения программного материала по определённой теме.
В проверочные работы включены также задания, помогающие учителю проверить степень усвоения слов с непроверяемыми написаниями (словарные слова). Данные слова включены в проверочные работы в соответствии с их изучением в рамках той или иной темы. В пособии учтено то обстоятельство, что в учебнике по русскому языку для 5 класса в ходе изучения тем рассматриваются не все словарные слова, перечисленные в программе и данные в словаре учебника. Эти слова включаются учителем в ход урока при изучении тем: «Предложение» и «Повторение пройденного». Проверяются в работах по теме «Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения» и «Итоговая проверочная работа».
Задания для проверочных работ аналогичны тем, которые использовались на уроках. Это позволяет обучающимся с интеллектуальной недостаточностью выполнять работу с большей долей самостоятельности.
Проверочные работы рассчитаны на 30 – 35 минут в зависимости от объёма работы, степени трудности темы и уровня подготовки обучающихся.
1. Проверочная работа по теме «Предложение»
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
Как связаны между собой слова в предложении?
__________________________________________________________________________
Как называются главные члены предложения?
_________________________________________________________________________
Как называются остальные слова в предложении?
__________________________________________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Прочитай. Письменно ответь на вопросы.
Мальчики гуляли в лесу. На дереве они увидели гнездо, из которого слышался писк птенцов. Ребята решили взять птенчиков. Один из них полез на дерево, но ветка сломалась. Он упал на землю и ушиб ногу.
Вопросы:
Где гуляли ребята? ________________________________________________________________
Что они увидели? _________________________________________________________________
Что сделал Коля? _________________________________________________________________
Как он был наказан? _______________________________________________________________
Задание 2. В первом предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения.
Задание 3. Ответь письменно на вопросы по картинкам.
Кто отдыхал под кустом?_________________________________________________
Кто заметил следы зайца?_________________________________________________
Что сделала сорока?______________________________________________________
Почему убежал заяц?_____________________________________________________
1. Проверочная работа по теме «Предложение»
Вариант Б
Часть 1.
Задание 1. Вставь недостающие слова
В предложении слова связаны между собой по ________________.
Главные члены предложения – это _____________ и ______________.
Остальные слова в предложении называются ____________________ ___________ ______________.
Часть 2.
Задание 1. Прочитай. Ответь на вопросы.
Мальчики гуляли в лесу. На дереве они увидели гнездо, из которого слышался писк птенцов. Ребята решили взять птенчиков. Один из них полез на дерево, но ветка сломалась. Он упал на землю и ушиб ногу.
Вопросы и задания:
Сколько предложений в этом тексте? _______________________________________
В первом предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, опираясь на вопросы:
- Кто гулял в лесу? ______________. Это_____________________.
Подчёркиваем одной чертой.
- Мальчики что делали? _______________. Это ________________.
Подчёркиваем двумя чертами.
- Мальчики гуляли где? _______________. Это второстепенный член
предложения. Подчёркиваем пунктиром.
Задание 2. Ответь письменно на вопросы по картинкам.
Кто отдыхал под кустом? Под кустом____________________________________
Кто заметил следы зайца? Лиса__________________________________________
Что сделала сорока? Сорока громко_________________________________
Почему убежал заяц? Заяц__________________________________________
2. Проверочная работа по теме «Звуки и буквы»
Ученика 5 класса______________________________________________
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
Из чего состоят слова нашей речи?_________________________________________
Как обозначаются звуки на письме?________________________________________
Назови буквы, которые обозначают гласные звуки ___________________________
Назови буквы, которые обозначают согласные звуки _______________________________________________________________________
5. Какие буквы не обозначают звуков?_________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Сосчитай буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Мак ( ___букв, ____ гл., ____ согл.)
Салат ( ___букв, ____ гл., ____ согл.)
Мишка ( ___букв, ____ гл., ____ согл.)
Уголь ( ___букв, ____ гл., ____ согл.)
Задание 2. Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на 2 столбика, подбери проверочное слово:
Моро_, к_са, пру_, ч_сы, ло_ка, тр_ва.
Звонкие и глухие согласные | Безударные гласные в корне слова |
____________ (______________) ____________ (______________) ____________ (______________) | ____________ (______________) ____________ (______________) ____________ (______________) |
Задание 3. Запиши слова в алфавитном порядке.
Подчеркни словарные слова, изученные в 5 классе.
Кон_ки, яг_да, фи_культура, альбом, бусинка, дев_чка, в_р_бей, св_бода, пр_мер, м_л_ко, косм_с, д_рога.
2. Проверочная работа по теме «Звуки и буквы»
Ученика 5 класса______________________________________________
Вариант Б
Часть 1.
Задание 1. Дополни предложения.
Слова нашей речи состоят из _______________.
На письме звуки обозначаются ________________.
Буквы а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я – обозначают ________________ звуки.
Буквы б, в ,г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ - обозначают ________________ звуки.
Буквы ___ и ___ звуков не обозначают.
Часть 2.
Задание 1. Сосчитай буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Мак ( ___букв, ____ гл., ____ согл.)
Мишка ( ___букв, ____ гл., ____ согл.)
Уголь ( ___букв, ____ гл., ____ согл.)
Задание 2. Раздели слова на 2 столбика, подбери проверочное слово:
Мороз, коса, пруд, часы, лодка, трава.
Звонкие и глухие согласные | Безударные гласные в корне слова |
____________ (______________) ____________ (______________) ____________ (______________) | ____________ (______________) ____________ (______________) ____________ (______________) |
Задание 3. Вставь пропущенные буквы.
Подчеркни словарные слова, изученные в 5 классе.
Кон_ки, яг_да, фи_культура, альбом, бусинка, дев_чка, в_р_бей, св_бода, пр_мер, м_л_ко, косм_с, д_рога.
3.1. Проверочная работа по теме «Состав слова»
(Корень, приставка, суффикс и окончание)
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
Как называется общая часть родственных слов? _____________________________
Как называются слова с одинаковым корнем?________________________________
Как называется изменяемая часть слова?____________________________________
Для чего служит окончание?______________________________________________
Как называется часть слова, стоящая перед корнем?__________________________
Для чего служит приставка?_______________________________________________
Как называется часть слова, стоящая после корня, перед окончанием?____________
Для чего служит суффикс?________________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Прочитай шуточное стихотворение.
Выдели корень в однокоренных словах.
Поплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. | У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. (С. Погореловский) |
Задание 2. Образуй от данных слов однокоренные.
Выдели корень и суффикс.
Снег,___________________________________________________________________
Вода,_______________________________________________________________________
Гриб,_______________________________________________________________________
Задание 3. К данным словам подбери противоположные по значении.
Выдели приставки.
Развязать – завязать Раздвинуть - _____________ Развернуть - _____________ | Вбежать – выбежать Внести - ____________ Въехать - ____________ |
Задание 4. Разбери слова по составу.
Лесок, водичка, горка, посадки, дружок, подружка, походка.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
В_рстак, _нструмент, м_трос.
3.1. Проверочная работа по теме «Состав слова»
(Корень, приставка, суффикс и окончание)
Вариант Б
Часть 1.
Задание 1. Дополни предложения.
Общая часть родственных слов называется ___________.
Слова с одинаковым корнем называются __________________.
Изменяемая часть слова – это ___________________.
Окончание служит для связи __________ в _______________.
Часть слова, стоящая перед корнем - это __________________.
Приставка служит для образования _____________ ___________.
Часть слова, стоящая после корня, перед окончанием называется ____________.
Суффикс служит для образования _____________ ____________.
Часть 2.
Задание 1. Прочитай шуточное стихотворение.
Выдели корень в однокоренных словах.
Поплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. | У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. (С. Погореловский) |
Задание 2. Образуй от данных слов однокоренные слова
с помощью суффиксов -ок или –ик. Выдели суффикс.
Дом - домик Лес - _____________
Карась - ___________ Кот - _____________
Зуб - ______________ Хвост - ___________
Задание 3. Напиши однокоренные слова с корнем –гриб-. Выдели корень в словах.
Маленький гриб - ___________________________________________
Тот, кто собирает грибы - ____________________________________
То, что вместо корней у грибов - ______________________________
Дождик, после которого растут грибы - ________________________
Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
В_рстак, _нструмент, м_трос.
3.2. Проверочная работа по теме «Состав слова»
(Правописание безударных гласных в корне слова)
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
Как проверить правописание безударной гласной в корне слова?
Как проверить правописание звонких и глухих согласных в корне слова?
Часть 2.
Задание 1. Напиши корень каждой группы родственных слов.
Вставь пропущенные гласные
Кот_______ к_тёнок, к_шачий, к_тище
__________ л_сник, л_сной, л_сок, л_сничий
__________ хв_статый, хв_сты, хв_стище
Задание 2. Вставь пропущенные согласные. Подбери проверочные слова.
Вместо утренней заря_ки (___________) И пробе_ки (___________) с ветерком Мы весной вскопали гря_ки (__________) И посеяли ря_ком (_____________) | Семена морко_ки (___________), перца, Свёклы и фосоли. И теперь ле_ко (____________) на сердце, На руках мозоли! |
Задание 3. Раздели слова на две группы.
Сторо_, варе_ки, м_рской, ла_ки, сн_гири, с_нокос.
Безударные гласные в корне слова | Звонкие и глухие согласные в корне слова |
_________________ _________________ _________________ | _________________ _________________ _________________ |
Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
П_беда, р_кета, пр_рода, б_лото, _хота, б_тинки, в_рблюд, з_щита, здра_ствуй,
ко_ _ екция.
3.2. Проверочная работа по теме «Состав слова»
(Правописание безударных гласных в корне слова)
Вариант Б
Часть 1.
Задание 1. Вставь недостающие слова в правила.
1. Чтобы проверить правописание безударной гласной в корне, надо _____________
_________ или ______________ _______________ слово так, чтобы эта гласная находилась _____ ________________.
2. Чтобы не ошибиться в правописании звонких и глухих согласных в корне слова, надо это слово ________________ или подобрать к нему _______________ слово так, чтобы после согласной стояла _________________.
Часть 2.
Задание 1. Поставь ударение в словах. Подчеркни безударную гласную в корне слова, подчеркни проверочное слово.
Вода – водичка, водный, водяной.
Земля – земляной, земелька, земли.
Трава – травушка, травинка, травяной.
Задание 2. Вставь пропущенные согласные.
Пользуйся проверочными словами в скобках.
Вместо утренней заря_ки (зарядочка) И пробе_ки (пробежать) с ветерком Мы весной вскопали гря_ки (грядочки) И посеяли ря_ком (рядок) | Семена морко_ки (морковочка), перца, Свёклы и фосоли. И теперь ле_ко (лёгонький) на сердце, На руках мозоли! |
Задание 3. Исправь ошибки. Запиши правильно.
Безударные гласные в корне слова | Звонкие и глухие согласные в корне слова |
сторож морской снегири | варежки лапки сенокос |
Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
П_беда, р_кета, пр_рода, б_лото, _хота, б_тинки, в_рблюд, з_щита, здра_ствуй,
ко_ _ екция.
3.3. Проверочная работа по теме «Состав слова»
(Правописание приставок. Приставки и предлоги)
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
Приставка – это часть ______, стоящая _____ _____________.
Слова с приставками пишутся ___________________.
Если приставка оканчивается на согласный, то перед буквами е, ё, я пишется
__________________ .
Предлог – это отдельное слово. Он пишется ___________________ от других слов. Между предлогом и словом можно вставить ещё ___________.
Часть 2.
Задание 1. Прочитай. Запиши ответы на вопросы.
Воробей живёт под крышей. В тёплой норке – домик мыши. У лягушки дом в пруду. | Домик пеночки – в саду. - Эй, цыплёнок, где твой дом? - Он у мамы под крылом. (Т. Волжина) |
Где живёт воробей? ____________________
Где домик мышки?_____________________
Где живёт лягушка? ____________________
Где дом цыплёнка? _____________________
Задание 2. Спиши без скобок. Выдели приставки. Подчеркни предлоги.
Лодка (от) плыла (от) берега. Тропинка (с) пускалась (с) горы. Ленту (в) плели (в) косу.
Задание 3. Прочитай. Выпиши слова в 2 столбика.
От_езд, с_ел, олад_и, об_явление, в_юга, Тат_яна.
Слова с разделительным | Слова с разделительным Ъ |
__________________ __________________ __________________ | __________________ __________________ __________________ |
Задание 4. Спиши без скобок.
(В, за) поле стоит берёзка. Трепещую (до, на) ветру её зелёные листочки. Весной звенит берёзовая роща (из, от) птичьих песен. Зимой берёзка блести (на, в) морозе серебром. Все её ласково называют берёзонькой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3. Проверочная работа по теме «Состав слова»
(Правописание приставок. Приставки и предлоги)
Вариант Б
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
Приставка – это часть ______, стоящая _____ _____________.
Слова с приставками пишутся ___________________.
Если приставка оканчивается на согласный, то перед буквами е, ё, я пишется
__________________ .
Предлог – это отдельное слово. Он пишется ___________________ от других слов. Между предлогом и словом можно вставить ещё ___________.
Часть 2.
Задание 1. Прочитай. Запиши ответы на вопросы.
Воробей живёт под крышей. В тёплой норке – домик мыши. У лягушки дом в пруду. | Домик пеночки – в саду. - Эй, цыплёнок, где твой дом? - Он у мамы под крылом. (Т. Волжина) |
Где живёт воробей? ____________________
Где домик мышки?_____________________
Где живёт лягушка? ____________________
Где дом цыплёнка? _____________________
Задание 2. Спиши. Подчеркни предлоги, выдели приставки.
Пришла зима. Завалила ущелье снегом по самые уши. Только речушка сердилась, хлопотливо прокапывала в снегу пещеры. Звенели льдинки по камням.
Задание 3. Прочитай. Выпиши слова в 2 столбика.
Медвежат я принесла, Посадила у стола, Предложила угощен_е – Мёд на блюдце и варен_е. | Мишки скучные сидят. И не п_ют и не едят… А медку они бы с_ели, Если б рот открыть сумели. Г. Бойко |
Слова с разделительным Ь | Слова с разделительным Ъ |
__________________ __________________ __________________ | __________________ |
4. Проверочная работа по теме «Части речи»
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
Какой частью речи являются слова – названия предметов?_____________________
__________________________________________________________________________
Какой частью речи являются слова – названия признаков предметов?
__________________________________________________________________________
Какой частью речи являются слова – названия действий предметов?
__________________________________________________________________________
Задание 2. Допиши вопросы, на которые отвечают части речи.
1. Имя существительное отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы
___________? ____________? ____________? _____________?
3. Глагол отвечает на вопросы _______________? ____________________?
Часть 2.
Задание 1. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова
Горняки добывают золото. ______________________________
Сестра купила золотое кольцо.____________________________
Солнце золотит верхушки деревьев.____________________________
Задание 2. Заполни пустые строчки.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Лень | Ленивый | Лениться |
Боль | _______________ | __________________ |
________________ | весёлый | __________________ |
________________ | __________________ | стареть |
Задание 3. Определи часть речи и найди лишнее слово.
Стол, ручка, дерево, ветвистое ___________________________
Красивое, зелёный, играть, холодная _________________________
Картинка, бегать, веселиться, учиться _________________________
Задание 4. Подчеркни подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
Вырыл ёж на зиму норку. Норка хорошая, только постельки нет. Пошёл ёж по дорожке. Нашёл листья и стал кататься по земле.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ст_лица, остр_в, р_внина.
4. Проверочная работа по теме «Части речи»
Вариант В
Часть 1.
Задание 1. закончи предложение.
1. Слова – названия предметов – это ________________________________________
2. Слова – названия признаков предметов – это ______________________________
3. Слова – названия действий предметов – это _______________________________
Задание 2. Допиши вопросы, на которые отвечают части речи.
1. Имя существительное отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы
___________? ____________? ____________? _____________?
3. Глагол отвечает на вопросы _______________? ____________________?
Часть 2.
Задание 1. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова
Горняки добывают золото. ______________________________
Сестра купила золотое кольцо.____________________________
Солнце золотит верхушки деревьев.____________________________
Задание 2. запиши слова по столбикам.
Лень, ленивый, лениться; труд, трудолюбивый, трудиться;
весёлый, веселье, веселиться; скучать, скука, скучный; больной, болеть, боль.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
__________________ | __________________ | __________________ |
__________________ | __________________ | __________________ |
__________________ | __________________ | __________________ |
__________________ | __________________ | __________________ |
__________________ | __________________ | __________________ |
Задание 3. Допиши по 2 слова в каждый ряд и укажи часть речи.
Окно, подоконник, река _________________________________ Это __________________
Ходить, рисовать, играть ________________________________ Это __________________
Красный, зимний, весёлый________________________________ Это _________________
Задание 4. Допиши подходящие слова, укажи, какая это часть речи.
Завтра ожидается холодная ______________ (Это ______________________).
Врач ____________ людей. (Это _________________ ).
_______________ снег укрыл землю. (Это __________________).
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ст_лица, остр_в, р_внина.
5.1. Проверочная работа по теме «Имя существительное»
(Имя существительное как часть речи. Существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, число имён существительных)
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Ирина, Москва, Жучка, Волга – это имена ______________________.
Они пишутся _________________________________________________.
3. Имена существительные, обозначающие людей и животных, называются
______________________.
4. Имена существительные имеют 2 числа ___________________ и __________________.
Часть 2.
Задание 1. Какие это имена существительные (собственные, нарицательные)?
Москва, Ирина, Новогеоргиевка, Жучка ________________________.
Девочка, корова, птица, журнал _______________________________.
Задание 2. Найди 4-е лишнее слово.
Денис, Иванов, девочка, Волга __________________________
Кошка, корова, ручка, курица ___________________________
Цветы, картины, стол, руки _____________________________
Задание 3. Измени словосочетания так, чтобы они обозначали один предмет. Определи число имён существительных.
__________(число) _____________ (число)
Спелые яблоки - _____________________
Старые клёны - _____________________
Синие ленты - _____________________
Задание 4. Допиши словечко. Определи число имён существительных (ед. ч., мн.ч.)
По геройски Лена с ленью Воевала целый день, Но к большому сожаленью, Победила Лену ___________. (__________) | Тряс и тряс портфель Тарас, Чтоб найти тетрадки, Но тетрадки каждый раз С ним играли в _____________. (________) |
Оля мучила расчёску, К школе делала причёску. Мучила-то, мучила, Да получилось ____________. (__________) | Начался учебный год, Часики затикали, А меня вопрос гнетёт, Скоро ли ____________? (__________) |
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ст_лица, остр_в, р_внина, в_рёвка, с_лат.
5.1. Проверочная работа по теме «Имя существительное»
(Имя существительное как часть речи. Существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, число имён существительных)
Вариант В
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Ирина, Москва, Жучка, Волга – это имена ______________________.
Они пишутся _________________________________________________.
3. Имена существительные, обозначающие людей и животных, называются
______________________.
4. Имена существительные имеют 2 числа ___________________ и __________________.
Часть 2.
Задание 1. Запиши существительные в два столбика.
Реки, ягода, голуби, озеро, завод, сторож, моря, тарелки,
Единственное число | Множественное число |
______________ | ______________ |
______________ | ______________ |
______________ | ______________ |
______________ | ______________ |
Задание 2. Измени число имён существительных.
Вкусные яблоки - _____________________________.
Новые костюмы - _____________________________.
Известная фамилия - ___________________________.
Глубокие моря - _______________________________.
Задание 3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи число выделенных имён существительных.
Дни стали к . роче. Солнышко встаёт позже. Воздух становится х . л . днее. Ул . тели в тёплые страны ласточки, журавли, гуси.
Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ст_лица, остр_в, р_внина, в_рёвка, с_лат.
5.2. Проверочная работа по теме «Имя существительное»
(Род имён существительных. Имена существительные с шипящей на конце.)
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Имена существительные бывают ______________, ____________ и ___________ рода.
3. В именах существительных женского рода с шипящей на конце Ь _____________.
4. В именах существительных мужского рода с шипящей на конце Ь _______________.
Часть 2.
Задание 1. Найди 4-е лишнее слово.
Дом, мама, стена, ручка__________________________
Косточка, пенал, стол, цветок ______________________
Метла, облако, солнце, пальто______________________
Задание 2. Подчеркни существительные, противоположные по значению. Определи их род.
Труд кормит, а лень портит.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Задание 3. Запиши в единственном числе. Определи род имён существительных
Спелые яблоки - ___________________ (____________)
Старые клёны - ____________________ (____________)
Синие ленты - _____________________ (____________)
Задание 4. Вставь подходящие по смыслу слова с шипящими на конце. Укажи род.
Возьми ____________ и отопри дверь. (___________)
Принеси дров и затопи _____________. (___________)
Дети играли в ___________ (_____________)
Сад охраняет ______________ (____________).
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ст_лица, остр_в, р_внина, в_рёвка, с_лат.
5.2. Проверочная работа по теме «Имя существительное»
(Род имён существительных. Имена существительные с шипящей на конце.)
Вариант В
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя существительное – это ___________________, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы ___________? ____________?
2. Имена существительные бывают ______________, ____________ и ___________ рода.
3. В именах существительных женского рода с шипящей на конце Ь _____________.
4. В именах существительных мужского рода с шипящей на конце Ь _______________.
Часть 2.
Задание 1. Запиши существительные в три столбика.
Река, ягода, голубь, озеро, завод, сторож, лекарство, море, солома, тарелка, урожай, богатство.
Женский род | Мужской род | Средний род |
______________ | ______________ | ______________ |
______________ | ______________ | ______________ |
______________ | ______________ | ______________ |
______________ | ______________ | ______________ |
Задание 2. Допиши слово.
Женский род | Мужской род |
Даже в сырую дождливую полночь Едет на выручку «Скорая ____________» | Возле штанг, как циркач, Я ловлю футбольный ___________. |
|
|
Устала мама. Ей помочь Решила маленькая __________. | Услыхал деревьев плач Знаменитый дятел - _________. |
Задание 3. Замени одним словом. Определи род.
Человек, который играет на трубе.____________________
Человек, который выступает в цирке.__________________
Колючее животное.______________________
Очень сильный человек._____________________
Задание 4. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ст_лица, остр_в, р_внина, в_рёвка, с_лат.
Проверочная работа по теме «Предложение»
(Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения)
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
Главные члены предложения – это____________________ и ___________________.
Все члены предложения кроме подлежащего и сказуемого являются ___________________________.
Предложение, которое состоит только из главных членов называется ______________________________.
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется ______________________________.
Слова в предложении, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении называются ____________________________________________.
Между однородными членами ставятся ________________________.
Часть 2.
Задание 1. Составь распространённые предложения, используя слова в скобках. Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя чертами.
Наступило утро (чудесный). _______________________________________________
Ребята приехали (лагерь, в). _________________________________________________
Они разделись и бегут (речка, к). _______________________________________________
Задание 2. Подчеркни однородные члены предложения. Расставь знаки препинания. Укажи, каким членом предложения они являются.
Запестрели цветами поля пригорки долины. Светлой струйкой ручейки вьются пенятся и журчат. Чудесные серёжки свисают с веток осины орешника ольхи.
Задание 3. Выделенные словосочетания замени однородными членами предложения. Расставь знаки препинания.
Ребята посадили в саду фруктовые деревья.
_________________________________________________________________________
В огороде они посадили овощи.
_________________________________________________________________________
В школьном цветнике выращивают цветы.
__________________________________________________________________________
Задание 4. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.
Начинаются сильные м_розы сн_гопады метели и в_юги. З_мля реки _зёра и кусты покрылись ровным слоем снега. Ледяной ветер дует в поле и в лесу.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Г_р_зонт, г_ография, б_бл__тека, б_седа, гр_ница, д_л_то.
6. Проверочная работа по теме «Предложение»
(Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения)
Вариант В
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
Главные члены предложения – это____________________ и ___________________.
Все члены предложения кроме подлежащего и сказуемого являются ___________________________.
Предложение, которое состоит только из главных членов называется ______________________________.
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется ______________________________.
Слова в предложении, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении называются ____________________________________________.
Между однородными членами ставятся ________________________.
Часть 2.
Задание 1. Составь распространённые предложения, используя слова в скобках. Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя чертами.
Наступило утро (чудесный). _______________________________________________
Ребята приехали (лагерь, в). _________________________________________________
Они разделись и бегут (речка, к). _______________________________________________
Задание 2. Расставь знаки препинания между однородными членами предложения.
Запестрели цветами поля пригорки долины. Светлой струйкой ручейки вьются пенятся и журчат. Чудесные серёжки свисают с веток осины орешника ольхи.
Задание 3. Выделенные словосочетания замени однородными членами предложения. Расставь знаки препинания.
Ребята посадили в саду фруктовые деревья (сливы яблони груши).
_________________________________________________________________________
В огороде они посадили овощи (морковь капуста свекла).
_________________________________________________________________________
В школьном цветнике выращивают цветы (розы астры георгины).
__________________________________________________________________________
Задание 4. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.
Начинаются сильные м_розы сн_гопады метели и в_юги. З_мля реки _зёра и кусты покрылись ровным слоем снега. Ледяной ветер дует в поле и в лесу.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Г_р_зонт, г_ография, б_бл__тека, б_седа, гр_ница, д_л_то.
7. Итоговая проверочная работа
Вариант А
Часть 1.
Задание 1. Вставь пропущенные буквы, соедини стрелками слова с правилом.
Слово | Проверочное слово (если можно проверить) | Правило |
В_дичка | ______________________ | Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова) |
Варе_ки | ______________________ | Проверяемые безударные гласные в корне слова |
Пр_рода |
| Звонкие и глухие согласные в корне слова |
Вороб_и |
| Правописание предлогов со словами |
(За) столом |
| Разделительный Ь |
Задание 2. Запиши части текста в правильном порядке. Озаглавь его. Подчеркни однородные члены предложения.
___________________________
В жаркие дни бабушка выпускала их из сарая побегать, пощипать травку. Поросята с визгом вырывались из сарая и весело разбегались по двору. Зато куры, гуси, утки в ужасе спасались бегством.
Весело было смотреть на эту картину.
Летом я гостил у бабушки в деревне. Меня смешили девять маленьких поросят