МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект открытого занятия
«Здравствуй, зимушка – зима!»
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Подготовила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна
Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
Учить детей замечать красоту зимней природы;
Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате);
Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Одежда»;
Формировать навыки координации речи с движением.
Развивающие:
Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом.
Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.
Материалы и оборудование:
Декорация: «Зимний лес» Мнемотаблица «Зима» Видео «Зимние зарисовки» Игрушка Мишка, елочки .
Ведро со снегом
Предметные картинки: репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», серия картинок - одежда (шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли ) . Оборудование для аппликации « Зимнее дерево «
Ход занятия:
Вход под музыку «Вальс снежинок» Приветствие гостям, отметить настроение детей , поделиться хорошим настроением с гостями . Обратить внимание детей на то, как оформлена группа (в зимнем стиле). Рассмотреть работы выполнены детьми (совместно с родителями) на тему «Зимняя сказка»
Воспитатель загадывает загадку:
Я тепла не потерплю,
Закружу метели.
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …(зима)
- В гости приходит Мишка, он просит детей рассказать ему о зиме. Ведь он всю зиму спит и не знает , что происходит зимой .Просит отгадать загадки о зиме .
Воспитатель: Какое сейчас время года? Самое красивое время года! Сказочное, волшебное! Только зимой можно увидеть как серебрятся снежинки в воздухе! Как мягким белым одеялом, зима покрывает всё вокруг! Какая же зима? Дети: Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!
Воспитатель: Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.
Рассмотреть репродукцию картины И.И. Шишкина «Зима» По жанру эта картина относится к пейзажам, потому что главным действующим лицом картины оказывается природа
На этой картине художник изобразил зиму, зимнюю природу. Эта картина производит приятное впечатление. Мы словно оказывается в темном и тихом зимнем лесу, где если и слышны какие-то звуки, то только треск разрываемых морозом стволов. Чистота и мороз - вот два ощущения, которые охватывают зрителя этой картины.
Воспитатель читает стихотворение «Зимушка – зима» авт. Н. Мухина
Замела метель дороги,
Крыши и дома.
Все покрыла белым снегом,
Зимушка - зима!
Забелела вся округа,
Поле и леса.
До чего же хороша ты,
Зимушка - краса!
Серебрится снег на солнце,
Белы кружева.
Ах, чудесница, какая,
Матушка - зима
Воспитатель проводит игру: «Хорошо – плохо» - зима . ( ТРИЗ )
Беседуем о зиме.
-Как вы считаете, зима – это хорошо или плохо?
Дети рассказывают Хорошо, потому что:
Много снега, можно лепить снежную бабу;
Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
Деревья имеют возможность отдохнуть;
Можно кататься на санках, лыжах, коньках;
Зима дарит нам веселые новогодние праздники;
Дед Мороз и Снегурочка принесут нам подарки.
Плохо, потому что:
Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без пищи;
На улице скользко, можно упасть;
Можно простудиться и заболеть;
Снег засыпал всё: дворникам много работы;
Зимой нет зеленой травы и на деревьях нет листочков.
Мишка предлагает поиграть со снежком. Дети передают снежок из рук в руки , отвечая на вопросы воспитателя :
Снег какой? - Белый, холодный, колючий. Рассмотреть снег на подносе . Вспомнить
Опыты со снегом. физические свойства воды (жидкость без цвета, запаха, вкуса, не имеет формы). Стихотворение о морозе, пословицы - «Береги нос в большой мороз, Мороз не велик, а стоять не велит». Мороз какой? - Трескучий, сильный, лютый.
Снежинка какая? – Лёгкая, воздушная, красивая, блестящая. Стихотворение о снежинке . Воспитатель: Самое сказочное время года ,давайте полюбуемся зимушкой. Просмотр видео «Зимняя зарисовка»
Физкультминутка Воспитатель : превращает детей в снежинки и приглашает покружится в снежной карусели ( дети имитируют движение снежинок ). Звычит музыка «Вальс снежинок»
Мы снежинки, мы снежинки
Мы летаем, как пушинки.
Дует ветер всё сильней,
А снежинкам веселей …
Ветер тише, тише, тише,
А снежинки ниже, ниже.
Полетали. полетали
И на землю все упали.
Воспитатель: О чём мы ещё не рассказали Мишке ? Обращает внимание детей на мнемотаблицу: «Зима»
1.картинка - «Снегопад»
2. Дидактическая игра «Одеваемся на прогулку»
морозе (выбрать зимнюю одежду). Вспомнить пословицы о морозе, о здоровье, почитать стихотворение о морозе .
3. Картинка «Зимние забавы». Чем дети занимаются зимой ?
Рассмотреть серию картинок «Зимние забавы», «Зимние виды спорта»
4. Картинка. «Берегите птиц зимой». Какие птицы остаются зимовать? Как мы должны заботится о птицах?
Воспитатель:
А теперь пришло время показать Мишке наш мини - зимний лес, который мы с вам создали в своей группе.
Дети подходят к доске. где находится зимний лес и отмечают, что не все деревья покрыты снегом.
Воспитатель предлагает восполнить этот пробел. После показа воспитателя, дети выполняют аппликацию «Зимнее дерево». Звучит мелодия П, И Чайковского «Январь»
После выполнения работы Мишка любуется зимним пейзажем. Теперь он знает всё о зиме . Какая она чудесная ,красивая и интересная ! Благодарит детей за рассказ. Прощается с ними , поёт им на прощание песенку и уходит в свой лес .Оставляет им угощение .Дети прощаются с Мишкой и приглашают его еще в гости . ИТОГ .
Воспитатель :
О чём мы сегодня говорили? Кто приходил в гости? С какой целью? Что нового вы узнали сегодня? - Что вам понравилось больше всего?