«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методическая разработка занятия элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия» для 10 класса

Форма проведения мероприятия: занятие элективного курса с элементами беседы

Целевая аудитория: старшеклассники (учащиеся 10-ых классов)

Продолжительность: 45 минут

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки








Методическая разработка занятия элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия» для 10 класса


СПАСШИЙ ОДНУ ЖИЗНЬ СПАСАЕТ ВЕСЬ МИР



Автор: Крыжняя Анастасия Викторовна

Учитель истории и обществознания МОАУ «Гимназия №1» г.Оренбурга





Оренбург, 2023




Аннотация.

Форма проведения мероприятия: занятие элективного курса с элементами беседы


Целевая аудитория: старшеклассники (учащиеся 10-ых классов)


Продолжительность: 45 минут














СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. Программа элективного курса по истории «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия»………………………………………………………………………………………………………………………….9

ГЛАВА 2. Методическая разработка занятия элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия» для 10 класса с учетом региональной истории……………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………....32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………………………………………….36












ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Двадцатый век коренным образом изменил облик современного мира. Его называют веком широкого распространения идей прав человека, веком политического и культурного плюрализма. С одной стороны, распространяются идеи нивелирования культурных различий, с другой стороны, крайностью является распространение идей национализма и культурной исключительности. Наиболее радикальные их проявления – фашизм и нацизм – также рождены двадцатым веком. [2, с.268]

Российская Федерация – страна с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей чаще всего проникает в школу.

Школьный возраст – это важнейший период в развитии человека, в ходе которого ученик активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, свой взгляд на мир, осваивает различные социальные роли. Для жизненной ориентации школьника важно его отношение к миру, к себе, к другим людям, с которыми ему придётся контактировать в этом мире. Нужно сориентировать учеников к позиции терпимости, мира, а не войны и противостояний. Дух толерантности как важной жизненной ценности должен быть сформирован именно в школьный период. В современном мире, где ведется информационная война, важно помочь подрастающему поколению получить объективное знание истории своей страны. Особенно важно сформировать целостное представление об истории Второй мировой войны, выработать устойчивое неприятие неонацистских идей, которые с невероятной скоростью распространяются в современном обществе. Именно учителя современных школ в силах предотвратить распространение ксенофобии, националистической агрессии с помощью различных современных интерактивных методов обучения. [4, с.77]

Одной из важнейших задач современной российской системы образования, как подчеркнуто в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования является формирование российской гражданской идентичности, воспитание подрастающих поколений как проводников идей толерантности. Изучение трагических событий Холокоста актуально как определенная нравственная прививка против любых геноцидов, любого проявления ксенофобии. В современном мире, где будут жить сегодняшние школьники, в свете нарастания тенденций обострения межгосударственных противоречий, нужны люди компетентные, умеющие обеспечить баланс интересов личности, способные к поиску компромиссов. [10, с.73]

Проблема освящения трагедии Холокоста в современных отечественных учебниках по истории России и всеобщей истории является актуальной в связи с необходимостью формирования у молодежи опыта жизни в многонациональных обществах, умения искать и находить приемлемые с точки зрения права и морали способы коммуникации.

9 июля 2014 года проходила встреча президента РФ В.В. Путина с представителями международных общественных и религиозных организаций, на которой он заявил: «Сегодня я думаю, что это опаснее, чем сумасшествие. Это сознательная политика, направленная на достижение своих собственных узкокорыстных целей, используя такие античеловеческие методы. Это не сумасшедшие. Это люди, которые не знают, что творят. А те, которые совершали свои преступления во время войны, это касается Холокоста, это касается уничтожения целых других народов, — это целенаправленная политика, это хуже, чем сумасшествие».

18 января 2018 года министр иностранных дел России С.В. Лавров открыл историко-документальную выставку в Нью-Йорке «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение», которая проводилась в преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста. Он заявил: «Холокост – одно из самых ужасных преступлений против человечности, проявление беспощадной жестокости и презрения к ценности жизни. Массовое уничтожение нацистами евреев, равно как и представителей других этнических групп – результат претворения в жизнь человеконенавистнической политики расового превосходства. Наш священный долг – не только чтить память о миллионах безвинных жертв, но и делать максимум, чтобы избежать повторения подобных трагедий в будущем. Не может не тревожить тот факт, что в последнее время мы наблюдаем ползучую реабилитацию нацизма. В ряде государств, в том числе причисляющих себя к «эталонам демократии», проводится системная линия на пересмотр итогов Второй мировой войны, включая прославление деятельности гитлеровцев и местных коллаборационистов. Особенно аморальна развернутая в некоторых странах - членах Евросоюза война с памятниками, в ходе которой уничтожаются и оскверняются монументы советским солдатам, которые ценой своей жизни избавили мир от ужасов «коричневой чумы», внесли решающий вклад в обеспечение мира и стабильности на европейском континенте. Такие действия кощунственны с общечеловеческой точки зрения». В данном выступлении С.В. Лавров указал на угрозу, с которой нужно бороться путем формирования толерантности школьников, а именно угрозу расшатывания мира, общечеловеческой безопасности.

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», направленной на противодействие терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма, гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений, патриотическое воспитание молодежи, стоит задача сосредоточить усилия на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости. [2]

В регионах Российской Федерации реализуются комплексные планы и региональные целевые программы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. В русле реализации названных задач в Российской Федерации ежегодно в январе проводится Неделя памяти жертв Холокоста. В 2005 году по инициативе Израиля и при участии более 90 государств Генеральная Ассамблея ООН учредила 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста. Дата была выбрана в честь дня освобождения Красной Армией концентрационного лагеря «Аушвиц» (Освенцим).

Цель: повышение общей культуры учащихся, формирование установок и навыков толерантного поведения с помощью примера интолерантности – Холокоста, осознание трагедии мирового масштаба, к которой может привести отсутствие толерантности в обществе.

Задачи:

1.Развитие социальной восприимчивости, способности к сопереживанию;

2. Формирование у учащихся углубленного интереса к истории Второй мировой войны;

3.Демонстрация последствий интолерантного поведения на примере истории Холокоста с помощью методической разработки занятия элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия»;

4.Повышение осведомленности об опасности межнациональной ненависти в современном мире;

5.Усвоение понятия «межкультурное обогащение», его последствий;

6.Активизация познавательной деятельности, коммуникативной активности учащихся 10-ых классов с помощью реализации программы элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия»;

7.Привитие чувства патриотизма и гражданственности наряду с терпимостью по отношению к другим народам.

Ожидаемые результаты:

1.Данная методическая разработка по теме, посвященной Холокосту позволяет глубже освятить события Второй мировой войны, что смотивирует учащихся на активную исследовательскую деятельность;

2.Тема способствует развитию познавательной активности, формированию умения создавать проекты, сравнивать, анализировать и делать выводы;

3.Происходит развитие межличностных отношений, коммуникативности.













ГЛАВА 1. Программа элективного курса по истории «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия»

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия» рассчитана на учащихся 10 классов. Она нацелена на формирование толерантных установок личности, необходимых для социализации в современном мире, адаптации в поликультурном и поликонфессиональном обществе. На данном этапе обучения учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.

Понятие толерантности широко обсуждаемо в современном мире. На протяжении истории человечества проблема формирования толерантности относилась к числу основных в обществе, так как затрагивала базовую характеристику межличностного общения и социальной коммуникации. На современном этапе – первой половине XXI века значение толерантности ещё более возросло, так как происходит нарастание агрессии в мире, этнической и религиозной нетерпимости, появлением нового угрожающего фактора международной жизни – мирового терроризма.

Формирование толерантности в школьном обучении в среде подростков является наиболее эффективным, так как в этом возрасте закладываются основные жизненные принципы. Главной задачей данной программы является формирование толерантного сознания и поведения подростков  на основе знания социально опасных последствий расовой ненависти, формирование способности к сопереживанию и организации противодействия различным формам агрессивного национализма. Нужно добиться того, чтобы подростки не были подвержены националистическим идеям как внутри страны, так и извне, знали о плохих последствиях проявления национализма в истории человечества, а также с помощью тем, касающихся культуры, в сознании подростков формировалась любовь к прекрасному независимо кем созданному. [3, с.68]

Толерантность  - это необходимое качество демократического мышления как в современной России, так и в мире.  Как же тонка грань между толерантностью и интолерантностью. Для того, чтобы разобраться в данных понятиях, нужно рассматривать их на конкретном примере. [9, с.140]

Холокост как яркий пример последствий антисемитизма как классического проявления интолерантного поведения, позволяет раскрыть сущность и значение толерантного поведения, являющегося условием существования и гармоничного развития общества. [5, с.17]

Структура курса опирается на историю Холокоста, сюжеты рассчитаны не только на знание исторического материала XX века, планов Гитлера на мировое господство, но и на эмоциональное воздействие.

Цель программы: повышение общей культуры учащихся, формирование установок и навыков толерантного поведения с помощью примера интолерантности – Холокоста, осознание трагедии мирового масштаба, к которой может привести отсутствие толерантности в обществе.

Задачи:

1.Развитие социальной восприимчивости, способности к сопереживанию;

2. Формирование у учащихся углубленного интереса к истории Второй мировой войны;

3.Демонстрация последствий интолерантного поведения на примере истории Холокоста;

4.Привитие чувства патриотизма и гражданственности наряду с терпимостью по отношению к другим народам.

Данные занятия являют собой дополнительное образование как:

1.Дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;

2.Знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ.

Методы и формы  работы: лекции, семинары, практические занятия с использованием документов по периоду, интерактивные методы работы (беседы, дискуссии, деловые игры, тренинги),  индивидуальная самостоятельная работа (элементы портфолио, проект, творческая работа в форме эссе).

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 18 часов.

Основные принципы отбора и структурирования курса:

научности – вся информация из различных источников, в том числе СМИ, проходит жесткий отбор и проверку, используются только официальные сайты;

наглядности – в обучении активно используются задания с фото и видеоматериалами, историческими документами по периоду, рисунками,  дневниками. (Примеры: «Рай», режиссер: Андрей Кончаловский; «Список Шиндлера», режиссер: Стивен Спилберг; Дневник Анны Франк);

доступности – создание условий для беспрепятственного доступа к необходимой информации (компьютеры, интернет, принтер, сканер, печатный материал);

самостоятельности – учащиеся самостоятельны в постановке учебных целей и задач, выбора направления работы, и даже методов и форм работы.

Ожидаемые результаты:

1.Данный курс позволяет глубже освятить события Второй мировой войны, что поможет учащимся при подготовке к ЕГЭ, а также смотивирует их на активную исследовательскую деятельность;

2.Курс способствует развитию познавательной активности, формированию умения создавать проекты, сравнивать, анализировать и делать выводы;

3.Происходит развитие межличностных отношений, коммуникативности.

Формы отчетности:

1.Разработка и защита проектов;

2.Написание и защита рефератов, эссе;

3.Участие в ежегодном Международном конкурсе работ школьников, студентов и преподавателей  «Память о  Холокосте – путь к толерантности»;

4.Проведение мониторинга толерантности на основании тестирования, анкетирования,  заполнения рефлексивных карт.

Учебно-тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

Формы контроля

Примерное содержание тем курса


Всего/лекции/практические



1.Введение. Понятие толерантности как одного из основополагающих аспектов социализации.

1/1/0

Дискуссия

«Толерантность». «Социализация». Декларация принципов толерантности. Индивидуальность, равенство. Черты современной толерантной личности.

2.Грань между толерантностью и интолерантностью.

1/0/1

Круглый стол

«Интолерантность». «Национализм» и «нацизм». «Фашизм». «Антисемитизм». «Геноцид». «Апартеид». «Расизм». «Патриотизм».

3.Холокост в истории XX столетия.

2/1/1

Дискуссия, написание эссе

«Холокост». «Шоа». «Еврейский вопрос». Холокост как социальный и общественный феномен ХХ века: идеологическая подоплека.

4.Законодательное оформление антисемитской политики Гитлера.

1/0/1

Дискуссия, тест

Нюрнбергские законы. «Окончательное решение еврейского вопроса». Ванзейская конференция. Гетто.

5.Эскалация антиеврейской политики Гитлера.

1/0/1

Семинар

Периодизация Холокоста. 10 марта 1933 года - в Берлине сожжение «вредных» книг, организованное Геббельсом. Первый период Холокоста (1938–1942 гг.). «Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Второй период Холокоста (1942–1945 гг.). Ванзейская конференция. «Окончательное решение еврейского вопроса». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы.

6.«Хрустальная ночь» как переход от экономического Холокоста к политическому и идеологическому.

1/0/1

Семинар

«Антисемитизм». Политика антисемитизма. Повод к началу погромов. «Хрустальная ночь». Идеологическое значение погромов. «Окончательное решение еврейского вопроса».

7.Бабий Яр – память, которую хотят вычеркнуть.

2/1/1

Дискуссия

Киев. Бабий Яр. Акция, геноцид, жертва, план «Ост». Бабий Яр после войны. Евтушенко, стихотворение «Бабий Яр». Памятники на территории Бабьего Яра.

8.Дети, попавшие в «пекло» Холокоста.

1/0/1

Конференция

Дети в период Холокоста. Дети в гетто и концентрационных лагерях. Анна Франк и ее дневник.

9.Сеть концентрационных лагерей Европы.

1/0/1

Семинар

Освенцим глазами жертв/палачей/освободителей.  Из гетто в концлагеря. Бухенвальд. Освенцим (Аушвиц или Аушвиц - Биркенау). Дахау. Майданек. Треблинка. Равенсбрюк. Маутхаузен. Селекция. «Марш смерти». Эвакуация и освобождение. «Душегубки».

10. «Спасший одну жизнь спасает весь мир»

2/1/1

Дискуссия, тренинг

Освободители узников концентрационных лагерей. Медики, помогающие евреям. Журналисты, рассказавшие миру об ужасах концентрационных лагерей. Воспоминания оренбуржцев – узников концентрационных лагерей.

11.Нюрнбергский процесс как напоминание о человеконенавистнических целях фашистской Германии.

2/0/2

Конференция

Дата, цели, участники, ход, итоги, историческое значение Нюрнбергского процесса. Малые Нюрнбергские процессы. 

12.Отрицание Холокоста в современном европейском сознании.

1/0/1

Семинар

Понятие «неонацизм». Причины роста неонацистских настроений в современном обществе. Погромы архитектурных памятников Советскому солдату в прибалтийских странах. Проекты путей нейтрализации и противодействия неонацизму.

13.Холокост в искусстве. Подведение итогов курса.

2/0/2

Дискуссия, защита проектов от трех групп

Холокост в литературе: поэма Евгения Евтушенко "Бабий Яр", роман Юрека Беккера «Якоб-лжец», книга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Дети Ноя», книга Ариелы Сеф «Рожденная в Гетто», хрестоматия для учащихся «Русская литература о Холокосте". Холокост в кинематографе: «Список Шиндлера» (США, 1993, С. Спилберг), «Мальчик в полосатой пижаме» (Великобритания – США, 2008, М. Херман), «Рай» (Россия - Германия, 2016, Андрей Кончаловский ), художественный короткометражный фильм Йохена Фрейданка "Страна игрушек". Холокост в произведениях изобразительного искусства: картины узников гетто Бруно Шульца и Карла Дойтч, Виктора Бриндача «Депортация», Анатолия Финкеля «Николаев, сентябрь 1941 г.»,  картина Анатолия Финкеля «Еврейская мадонна». Холокост в музыке: произведения еврейского композитора Арнольда Шёнберга «Уцелевший из Варшавы», Гюнтера Кочана «Пепел Биркенау», Пауля Дессау «Еврейская хроника». В 60-е годы XX века были созданы два оркестровых воззвания, посвященных Холокосту - это Симфония №13 Дмитрия Шостаковича и «Судный день» Кшиштофа Пендерецкого. Композитор Луиджи Ноно сочинил произведение «Прерванная песня», текст которого основан на фрагментах из переписки узников гетто. О людях, которые пережили Холокост детьми, сочинил свое произведение «Разные поезда» Стивен Райх.



18 часов



Список литературы к элективному курсу

1.Альтман, М.М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции / М.М. Альтман. – М. : Центр и фонд «Холокост», 2001. – 329 с.

2.Беленькая, Е.Э. Уроки памяти жертв Холокоста в московских школах. Толерантность как социальная норма / Е.Э. Беленькая. - М. : АНО «Агентство молодежной информации», 2008. – 34 с.

3.Брухфельд, С. Передайте об этом детям Вашим. История Холокоста в Европе. 1933 - 1945. / С. Брухфельд, П. Левин. - М. : Текст, 2000. – 102 с.

4.Гефтер, М. Я. Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос / М.Я. Гефтер. - М. : НПЦ «Холокост», 1995. – 278 с.

5.Ермаков, А. Вермахт против евреев: война на уничтожение / А. Ермаков. - М. : Яуза – пресс, 2009. – 416 с.


ГЛАВА 2. Методическая разработка занятия элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия» для 10 класса с учетом региональной истории

Тема урока: «Спасший одну жизнь спасает весь мир»

Цель: сформировать целостное представление об освободителях узников концентрационных лагерей: воинах Красной армии, медиках, оказавших освобожденным узникам первую медицинскую помощь, журналистах, рассказавших миру о преступлениях нацизма.

Задачи:

1.образовательные: дать характеристику процессу освобождения узников концентрационных лагерей;

2.развивающие: продолжить формирование умений и навыков учащихся логически мыслить, соотносить исторические явления, делать выводы;

3.воспитательные: на примере Холокоста показать сущность фашистской идеологии, воспитывать в учащихся толерантность по отношению к другим нациям и народам.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: формирование навыка извлечения необходимой информации из текста документов, самостоятельная формулировка выводов, построение гипотез;

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность,

Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничество;

Личностные: формирование умения ценить жизненные ценности, формирование чувства сопереживания.

Планируемые результаты:

Предметные: Вспомнить основные характеристики нацистского режима и антисемитской политики; выявить сложности и противоречия этого периода.

Метапредметные: Извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: Воспитывать уважение к окружающим, осознавая себя частью общей культуры; развивать творческую активность.

Основные понятия: Холокост, Катастрофа (Шоа), геноцид, концентрационный лагерь.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, доска, мел.

Ход занятия.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.

Здравствуйте.

Актуализация

-Тема нашего занятия звучит так: «Спасший одну жизнь спасает весь мир»


«Есть память, которой не будет забвенья.

И слава, которой не будет конца.»

Р.Рожденственский


- О чем эти строки, и как они связаны с темой нашего занятия?











- Эти строки повествуют о судьбах людей, которые, жертвуя своей жизнью, спасали чужие. Геноцид не может быть направлен против одной нации, геноцид всегда против всех. Холокост уничтожил не только евреев, он уничтожил толерантность как таковую, основы ее были поставлены под сомнение.
Но воины-освободители, медики, журналисты проявляли толерантность и желание помогать людям, доказывая, что нельзя уничтожить добро и бескорыстность.

Постановка цели и задач занятия

Какова цель нашего занятия?


формировать целостное представление об освободителях узников концентрационных лагерей: воинах Красной армии, медиках, оказавших освобожденным узникам первую медицинскую помощь, журналистах, рассказавших миру о преступлениях нацизма.

Изложение нового материала

- Геноцид не должен быть спутником развития человечества. О нем необходимо говорить для того, чтобы вы, ваши дети и внуки не стали жертвами, палачами, равнодушными наблюдателями чужой трагедии. Но сегодня мы поговорим о людях, которые ценой собственной жизни, спасали других людей, не оставались равнодушными к чужой беде.

- На предыдущем занятии мы рассматривали сеть концлагерей Европы, говорили о Варшавском гетто и восстании в Собиборе. Скажите, в каком году были восстания в Варшавском гетто и Собиборе и что было их причиной? [1, с.90]



















- На двух конкретных примерах мы видим, что жизнь в гетто и концлагерях была тяжелой, евреи пытались спастись, но без помощи извне это было сделать крайне сложно.

-Я бы хотела прочесть отрывок из трактата Вавилонского Талмуда, Танаха: «Еврейские мудрецы подчеркивали, что жизнь человека – это целый мир. Убийца губит не только жизнь одного человека, но и тех, кто уже не сможет стать его потомками. Тот, кто спасает жизнь человека, подобен тому, кто спас целый мир, поэтому, каждый человек должен сделать два вывода…» [6, с.10]

- Какие два вывода вы можете сделать для себя?



-27 января 1945 года разведывательный дозор из состава советской 107-й стрелковой дивизии вышел из заснеженного леса в 70 километрах к западу от Кракова. Солдаты ехали верхом на маленьких лохматых лошадях с автоматами за спиной. Перед ними был Освенцим-Биркенау, самый мрачный символ современной истории.

В лагерь ведут ворота с циничной надписью: «Arbeit macht frei» (Труд делает свободным), через которые заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались десять часов спустя. На маленьком скверике рядом с кухней, лагерный оркестр играл марши, которые должны были ускорить движение заключенных и облегчить нацистам их пересчет. Воины – освободители и медики, которые были в составе их отрядов и подразделений, были шокированы увиденным. [1, с.117]

- Для того, чтобы понять откуда в столь жестокое время появлялось сострадание, прослушайте стихотворение четырнадцатилетнего мальчика, которое он написал после посещения концентрационного лагеря:

Мы рождены гораздо позже. 
По счастью нам не довелось 
Быть там, где выжить невозможно, 
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве 
Увековечить и почтить 
Мы можем только лишь молитвой, 
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях, 
И только в полной тишине 
Забыв про все на миг, на время, 
Произнесем ее в душе. [7, с.42]

Хотелось бы познакомить вас с воспоминаниями оренбуржцев, детство которых было проведено в концентрационных лагерях, о жизни в них, о доблести воинов-освободителей.

Для этого послушаем выступление докладчика (Приложение 1)

Александр Козлов, Раиса Козлова, Светлана Бененсон, Ася Цесарская – наши соотечественники, земляки, которые с ужасом вспоминают годы, проведенные в концентрационных лагерях. Но эти люди вспоминают и воинов-освободителей, которые первыми увидели, как нацисты пытаются «замести следы», зная, что советские войска на подходе к лагерям, нацисты умертвляли узников лагерей, но среди них оставались еще живые люди, которым советские медики оказали колоссальную помощь.

О событиях освобождения концентрационных лагерей оповещали журналисты, также их заслуга в сборе данных с мест событий о зверствах нацистов, которые были представлены на Нюрнбергском процессе. [8, с.310]

Заслуга советских воинов-освободителей в том, что освобождение узников проходило в тяжелых условиях, нацисты переодевались, представлялись не тем, кем являлись, но стрелять можно было лишь в крайнем случае, так как жизни узников концлагерей дороже. Советские солдаты взламывали ворота лагерей. Заключённые в огромных, не по размеру, тюремных робах, женщины — в халатах, бежали в разные стороны: кто-то навстречу солдатам, кто-то, напротив, в испуге от них. Солдаты и медики боролись за жизнь каждого узника, тем самым спасали весь мир.

На основании вышесказанного, сделайте вывод, какими качествами обладали солдаты-освободители, медики, журналисты?










- 19 апреля 1943 года произошло восстание в Варшавском гетто. Это восстание – ответ евреев на попытку фашистов ликвидировать остатки гетто в оккупированной Польше, оно было жестоко подавлено фашистами. 22 июля 1942 года фашисты начали осуществление операции «Рейнхард» - под видом переселения началась транспортировка жителей гетто в концлагерь Треблинка для уничтожения. Отчаяние и желание жить вызвало шквал протеста.

14 октября 1943 года произошло восстание в лагере Собибор. В этом лагере было убито 250 тысяч евреев, голод и пытки были невыносимы, поэтому в лагере было создано подполье, возглавляемое советским военнопленным – евреем Александром Печерским. Это было единственное успешное из крупных восстаний, но не многим сбежавшим удалось спастись, они были убиты местными коллаборационистами. После побега заключенных лагерь был уничтожен вместе с оставшимися пленными.
















-Во-первых, мы должны помнить о ценности человеческой жизни. Во-вторых, мы не имеем права быть равнодушными к убийству ближнего.


















































































-Героизм и гуманизм – качества советских солдат-освободителей, медиков и журналистов, участвующих в освобождении концентрационных лагерей.

Рефлексия

-Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему, говоря о толерантности сегодня, мы вспоминаем события тех лет? И почему говоря о воинах-освободителях, медиках, мы говорим как о примерах мужества, толерантности и человечности?


-Проблема Холокоста актуальна в современном обществе, так как обостряются межнациональные конфликты, люди должны помнить к чему может привести интолерантное поведение – к постепенному уничтожению человечества. Говоря о толерантности сегодня, мы вспоминаем Холокост, как пример жестокой интолерантной политики. Говоря о воинах-освободителях, мы говорим о примерах мужества и человечности, потому что они спасали жизни евреев под угрозой собственных жизней.

Домашнее задание

Составить синквейн на тему «Воин-освободитель»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанный элективный курс «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия» предназначен для повышения общей культуры учащихся, формирования углубленного интереса к истории Второй мировой войны, формирования установок и навыков толерантного поведения с помощью примера интолерантности – Холокоста, осознания трагедии мирового масштаба, к которой может привести отсутствие толерантности в обществе, формирования социальной восприимчивости, способности к сопереживанию, активизации познавательной деятельности и коммуникативности. Структура курса опирается на историю Холокоста, сюжеты рассчитаны не только на знание исторического материала XX века, планов Гитлера на мировое господство, но и на эмоциональное воздействие.

Методическая разработка элективного занятия по теме «Спасший одну жизнь спасает весь мир» позволяет на примерах региональной истории, воспоминаниях оренбуржцев - узников концентрационных лагерей воспитать толерантную, разностороннюю, сопереживающую личность, обладающую патриотическим настроем, знающую подвиги своего народа.

Большая роль в процессе формирования толерантности отводится системе образования. Школа выступает важнейшим социальным институтом.

Школьный возраст – это период в развитии человека, в ходе которого ученик активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, свой взгляд на мир, осваивает различные социальные роли. Для жизненной ориентации школьника важно его отношение к миру, к себе, к другим людям, с которыми ему придётся контактировать в этом мире. Нужно сориентировать учеников к позиции терпимости, мира, а не войны и противостояний. Дух толерантности как важной жизненной ценности должен быть сформирован именно в школьный период.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1.Нюрнбергский процесс / Сборник материалов. - Т. 1. - М.: Юридическая литература, 1987, - 370 с.

2.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html, свободный. – Загл. с экрана.

Литература:

1.Альтман, И.А. Мы не можем молчать: школьники и студенты о Холокосте / И.А.Альтман,  Д.В. Прокудин. - М. : Центр и Фонд  «Холокост», 2010. – 117 с.

2.Альтман, М.М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции / М.М. Альтман. – М. : Центр и фонд «Холокост», 2001. – 329 с.

3.Байбаков, А.М. Воспитание толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп / А.М. Байбаков. – Волгоград : Издательство ВГПУ, 2003. - 198 с.

4.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж : Мир детства, 1995. – 120 с.

5.Болотина, Т. В. История Холокоста и проблемы преподавания этой темы в школе / Т.В. Болотина, Е.Г. Пригодич. // Методист. - 2013. - № 5. - С. 16-18.

6.Брухфельд, С. Передайте об этом детям Вашим. История Холокоста в Европе. 1933 - 1945. / С. Брухфельд, П. Левин. - М. : Текст, 2000. – 102 с.

7. Гербер, А.Е. Помнить, чтобы жить! К 65-летию трагедии Бабьего Яра: методическое пособие – сборник работ педагогов России и Беларусии/ А.Е. Гербер, И.А. Альтман, Л.М. Пятецкий, Е.Э. Беленькая. - М. : Центр и Фонд «Холокост», 2006. – 96 с.

8.Ермаков, А. Вермахт против евреев: война на уничтожение / А. Ермаков. - М. : Яуза – пресс, 2009. – 416 с.

9. Салимова, К.И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 3. / К.И. Салимова. - М. : Просвещение, 1991. С. 137.

10. Степанов, П.В. Толерантный человек: как его воспитать? / П.В. Степанов. // Народное образование. - 2001. - № 6. С. 154.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выступление докладчика: «27 января 1945 года 75 лет назад советские войска освободили лагерь смерти Освенцим. Есть у него и другое название, немецкое - Аушвиц. Но не важно как называть этот чудовищный лагерь, где убили порядка 1,5 млн человек. Важно знать, кто ценой собственных жизней освободил его. Это советская армия. В последнее время очень много желающих переписать историю. Мол советские солдаты тут ни при чем. Посольство США в Дании написало, что 75 лет назад американские солдаты освободили Освенцим. Потом ошибку признали и исправили. Ведь наверняка знали, кто освободитель. Зачем написали ложь? И это не впервые. Потому историю нам нужно знать. День освобождения лагеря Освенцим установлен ООН как международный день памяти жертв Холокоста. Освенцим - самый большой лагерь смерти, но существовали и другие, где были и оренбуржцы.

Страх и слёзы - всё, что помнит Александр Всеволодович Козлов о своём раннем детстве. В 1943 его двухлетнего вместе с мамой, бабушкой, тётей и братом из родного Таганрога нацисты угнали в концлагерь на территорию Германии. «Относились к нам, как к рабочему скоту. Был голод страшный в этих бараках. Кормили всяким отребьем - брюква мёрзшая, свёкла. Ну и никто не гарантировал, что никто не получит пулю в лоб. Потому что просто так захотелось немцу», - вспоминает Александр Козлов, узник концлагеря.

Первые нацистские концентрационные лагеря появились в Германии ещё в 1933 после установления режима. Для политзаключенных, евреев и цыган. Широкая сеть из десятков тысяч лагерей, где люди массово гибли от истощения и вредных веществ, нацисты начали организовывать через 6 лет на завоеванных территориях. Во время войны ребёнком Раиса Григорьевна Козлова прошла их сразу несколько. Но всё равно считает, что ей повезло. В отличие от тёти, которая была в Освенциме и рассказывала, как пропадали узники лагеря смерти. «Берите чистое бельё - пойдёте в баню - говорили им. Люди уходили и не возвращались. А их сжигали живьём в этих печах. И постоянно были рвы наполнены вот этой жижей. Запах ужасный», - говорит Раиса Козлова.

Одной из главных целей нацистов было «окончательное решение еврейского вопроса». Чтобы не оказаться на фабриках смерти и выжить, многие бежали. Семья Светланы Бененсон покидала родной Минск прямо во время бомбёжки. «Мне было три года. Я только помню, что всё горело. Как началась война, как началась бомбёжка, вытащили из дома вот в чём мы были. Ров был. И как только фашистские самолёты летели, нас родители хватали и мы падали в ров», - рассказывает Светлана Бененсон, жертва Холокоста.

Со времён Великой Отечественной войны Оренбуржье - второй дом и для Аси Цесарской. «Нас бы уничтожили. Папа ушёл на фронт. Кто-то с его родины приехал и сказал, что родителей его закопали живыми и всех евреев закопали живыми. И две недели ещё земля колыхалась», - говорит Ася Цесарская, жертва Холокоста.

Всё закончилось в 1945. Советские войска освободили Европу и погасили печи концентрационных лагерей. И те, кто воевал против нас, оказались в плену. Но отношение к бывшим солдатам Вермахта было гуманным. В Оренбурге после войны в разных частях города находились сразу восемь зон, где жили военнопленные. Одна из них рядом с цехами нефтемаслозавода в колхозе «Ленинский луч». Известно, что трудились пленные на одном предприятии с фронтовиками. А в суточный рацион входили рыба, овощи и даже мясо. А что терпели мы от них?! Ужасы, тяготы, издевательства. И только героизм советских солдат и медицинского персонала помог прекратить страдания женщин, стариков и детей, которые не могли больше терпеть издевательства.»




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее