Преподаватель истории г.Киров ВЭМТ
При изучении истории - главное, заинтересовать студентов. С целью повышения интереса к истории необходимо включать краеведческий материал, который поможет осознать, что история малой родины – это часть Всеобщей истории. Ведь и школьникам и студентам всегда наиболее интересно узнавать о тех людях и событиях, которые тесно связаны с местом, где родился и живешь.
При изучении каждой темы по истории, я включаю материал о малоизвестных, но в то же время очень интересных фактах, связанных с историей малой родины, имеющих отношение к событиям Всеобщей истории.
В 2024 году исполнится 212 лет с начала Отечественной войны. Много лет прошло с тех пор, но память о подвиге народа будет сохраняться в веках. Память о героях Отечественной войны увековечена памятниками и произведениями: на Бородинском поле построено 36 монументов, в Москве возведен Бородинский мост, художником Ф.А. Рубо написана панорама «Бородинская битва, открыты памятники в Смоленске, Малоярославце, Полоцке, создан Государственный Бородинский военно-исторический заповедник, имена героев присвоены десяти улицам Москвы, двум станциям метро, на Кутузовском проспекте воссоздана Триумфальная арка, написаны стихи «Бородино» - автор М.Ю.Лермонтов, повесть «Война и мир» - автор Л.Н.Толстой, , сняты фильмы: «Гусарская баллада», «Война и мир».
Война получила название Отечественная, так как весь народ встал на защиту Родины. Среди защитников было много вятчан, в том числе первая женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова. После войны она стала писательницей, написала несколько книг об отечественной войне. Была лично знакома с А.С. Пушкиным, который высоко оценивал ее творчество. Именно по ее книге «Кавалерист-девица» был снят фильм «Гусарская баллада».
Воспитывать чувство патриотизма нужно на конкретных примерах. Рассказывать о том, что герои, это не какие то особенные люди, что они такие же как все, но в минуту опасности готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения Родины. Мы не должны забывать о них.
Предлагаю план, конспект учебного занятия и презентацию по теме «Отечественная война 1812 года». В рамках этой темы рассматривается вопрос «Участие вятчан в Отечественной войне 1812 года».
План урока
Тема: «Отечественная война 1812 года».
Вид занятия - практическое занятие.
Тип занятия – комбинированное.
Межпредметные связи: с учебной дисциплиной - Литература
Внутрипредметные связи: с темами «Развитие культуры», «Внешняя политика в начале 19 века», «Общественное движение в пер.пол.19 века».
Цель: Сформировать представления о роли вятчан в Отечественной войне 1812 года
Задачи:
Образовательные:
Изучить причины, основные события и итоги Отечественной войны 1812 года
Определить степень участия вятчан в войне 1812 года
Развивающие:
Развивать память, внимание, логическое мышление
Развивать умения сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, анализировать документы, делать выводы
Воспитательные:
Способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за своих соотечественников.
Обеспечить на занятии ситуацию успеха, с целью повышения интереса к изучению истории.
Наглядность и пособия: презентация, карточки с заданиями для работы в группах, карта.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
1. Организационный
- проверка списочного состава и готовности студентов к занятию;
- формулировка темы занятия;
- запись в тетрадях плана занятия;
2. Актуализация знаний
3. Мотивация
Вопрос: Как вы считаете, принимали или нет участие жители Вятского края в Отечественной войне 1812 года? Вопросы викторины помогут проверить, что вы знаете об Отечественной войне и участии вятчан в войне. (Электронная викторина «Веришь – не веришь»).
4. Изучение нового материала.
- Рассказ преподавателя, сопровождаемый презентацией;
- Выполнение записей в тетради по ходу изучения нового материала.
5. Работа в группах
- формирование малых групп (4-5 групп) – каждый берет карточку с номером, по номеру формируются группы (первая группа - №1 и т.д.).
- Анализ документов ( ПРИЛОЖЕНИЯ 1-5);
- Выступление представителя от группы.
6. Подведение итогов занятия
- выводы по уроку
7. Рефлексия
- Что нового вы узнали об истории Отечественной войны?
- Какие факты для вас были неожиданными и наиболее интересными?
- Какие качества личности участников войны вы можете назвать?
8. Домашнее задание:
1. Подготовить сообщение о тайных обществах.
2. Подготовить сообщение о вятской ссылке.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Эпиграф: «Я уверена, что не найдется ни один русский, который бы опозорил себя стыдом не пожертвовать для Отечества собой и своим рвением»
( Из призыва Екатерины Павловны, сестры Александра 1)
Актуализация знаний:
Скажи ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые
Да говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Да, были люди в наше время..
Н то, что нынешнее племя
Богатыри, не мы..
(отрывок из стихотворения «Бородино» - М.Ю.Лермонтова)
Наверняка вы все вспомнили отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино», в котором описывается одно из главных сражений Отечественной войны 1812 года. Давайте сформулируем тему занятия.
«Отечественная война 1812 года»
Мотивация:
Вятскую губернию часто называли «глухой край», «медвежий угол». Как выдумаете, затронули ли события Отечественной войны отдаленную Вятскую губернию?
Давайте ответим на несколько вопросов викторины и выясним, что вы знаете об участии вятчан в Отечественной войне 1812 года (электронная викторина «Веришь – не веришь»)
Изучение нового материала:
Презентация, сопровождаемая рассказом преподавателя о причинах, основных событиях и итогах Отечественной войны
Работа в группах:
- Изучение документа, ответы на вопросы к документу, выступление представителя от группы.
Выступление с заранее подготовленным сообщением о героине Отечественной войны 1812 года Надежде Дуровой.
Подведение итогов занятия:
- Назовите причины. Основные события и итоги войны 1812 года.
- Какова роль жителей вятской губернии в победе над Наполеоновской Францией?
- Чем прославилась Надежда Андреевна Дурова?
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что для вас сегодня было самым интересным на уроке?
-. Какие черты личности русских людей помогли одержать победу над врагом?
Домашнее задание:
- Подготовить сообщения о тайных организациях, возникших после Отечественой войны;
- Подготовить сообщение о Вятской ссылке
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Документ №1
Из манифеста Александра 1 от 30 ноября 1807 года «О составлении в России повсеместного ополчения в количестве 612000 человек»
На Вятскую губернию выпала обязанность поставить 18000 ратников, каждого снабдить деньгами(три рубля) и 3-х-месячным провиантом. Также было принято решение образовать подвижную милицию в количестве 700 человек, вооружить их, немедленно начать обучать воинским приемам, содержать в полной боевой готовности, чтобы по первому приказу можно было двинуть их в поход. В две недели ратники были собраны и разделены на 3 отделения, в каждом по 2452 человека. Одно отделение было расположено в Вятке и в Орлове, второе – в Котельниче, третье – в Яранске.
Весной 1807 года 5000 ратников выступили в Костромскую губернию, но в связи с заключением мира между Россией и Францией были возвращены, а ополчение распущено.
Вопросы к документу:
1. Название документа, автор, год издания.
2. Какова причина набора ополчения в 1807 году?
3. Сколько ратников должна была поставить Вятская губерния?
4. Сколько ополченцев было собрано и где они располагались?
По какой причине ополчение было распущено?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Документ №2
4 июля 1812 года Александр 1 издал Манифест ко всем подданным о всеобщем ополчении для защиты Родины. В этом указе русский народ – храброе потомство храбрых славян» призывался на защиту Отечества. К сбору ополчения привлекались 16 губерний, в том числе и Вятская. 23 июля манифест был получен в Вятке, на следующий день был обнародован. Указ императора получил горячий отклик среди вятчан.
Вятская губерния была отнесена к 3-му ополченскому округу Поволжья, которым командовал генерал – лейтенант граф Петр Александрович Толстой.
Начался сбор ратников и пожертвований на военные нужды. В Вятской губернии было призвано 830 человек, в том числе 733 пехотинца и 97 конных. Каждый был вооружен пикой и ружьем со штыком. Многие вятчане подавали заявление о приеме их в ополчение добровольцами. В день прочтения Манифеста к вятскому городничему Штерху явилось 20 дворовых и заявили о своем желании вступить в ополчение. Заявления также подавали семинаристы и чиновники. Добровольцами вступили в ополчение Алексей Лобовиков, Иван Попов, Семен Чернышев(в будущем известные вятские поэты).
Коренные жители края – удмурты, мари, татары -также вступали в ополчение. Всего было зачислено 83 добровольца, так что общее количество составило 913 человек. На их содержание собрали 14000 рублей, а также продовольствие и лошадей.
В октябре ополченцы были собраны в 2-х городах: Вятке и Уржуме. Отсюда они направились в Казань для соединения с казанским ополчением. Из Казани объединенный полк двинулся в Нижний Новгород и здесь влился в состав ополчения 3-го округа. После этого двинулся к западным границам государства.
Кроме ополчения в 1812 году в Вятской губернии были проведены три рекрутских набора.
Вопросы к документу.
Название документа, автор, год издания.
Сколько губерний привлекалось к созданию ополчения?
Сколько человек входило в состав вятского ополчения?
Где происходил сбор ополченцев? Куда они направились после сбора? К какому округу были отнесены?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Документ №3
25 декабря 1812 года Александр 1 подписал Манифест об окончании отечественной войны. Начинается заграничный поход русской армии. Русская армия переходит границу и вступает в герцогство Варшавское. Пруссия, а затем Австрия переходят на сторону России. 6 октября 1813 года происходит битва под Лейпцигом (знаменитая «битва народов»).
Вятским ополченцам не пришлось сражаться на территории России. К тому моменту, когда было сформировано Вятское ополчение, французы уже отступили, поэтому вятским ополченцам пришлось сражаться на территории Западной Европы.
В январе 1913 года был объявлен новый рекрутский набор. 4 раза крестьяне привозили рекрутов на призывные пункты. В ополчение призывались крестьяне, дворяне, чиновники и духовенство. Чиновники и лица духовного звания привлекались с согласия своего непосредственного начальника, а мещане и крестьяне – по решению общества.
Первой крепостью, захваченной русскими, был Дрезден. Вятские ополченцы принимали в осаде самое активное участие. Вятчане воевали также под Магдебургом, Гамбургом. В боях под Гамбургом участвовала вятчанка Надежда Дурова.
Много геройских подвигов совершили вятские ополченцы. Командующий ополченским корпусом граф Толстой отметил их заслуги перед Родиной: «Они заслуживают особого уважения за деяния свои на берегах Эльбы».
Вопросы к документу.
Название документа, автор, год издания.
С какой целью проводились дополнительные наборы ополченцев после изгнания Наполеона из России?
Почему вятские ополченцы не принимали участия в боях с Наполеоном на территории России.
В каких битвах принимали участие вятчане на территории Западной Европы? Кто особо отметил заслуги вятчан.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Документ №4
Кроме организации ополчения , жители губернии самоотверженно работали в тылу, стараясь обеспечить армию и партизан оружием, продовольствием, одеждой, обувью и транспортом. Производительность труда на предприятиях значительно выросла. На Ижевском заводе, производившем до войны 800 ружей в год, в 1812 году было изготовлено 5877 ружей, в 1814 году – свыше 10000 ружей. По губернии проводился сбор пожертвований для войск. Крестьяне и горожане жертвовали деньги и вещи. За короткий срок было собрано 138 тыс.рублей, свыше 24 пудов муки, много обуви и одежды. Вятчане приобрели и отправили в армию 11 пушек, 186 ружей, 75 пистолетов, 2520 пик. Основная часть пожертвований поступила от крестьян и рабочих.
Дополнительный материал
Сестре Александра 1 Екатерине Павловне принадлежало несколько уделов в 12 губерниях. Из удельных крестьян было сформировано отдельное воинское подразделение. Обмундирование, вооружение и содержание жалованием Екатерина Павловна полностью взяла на себя. В Вятской губернии к уделу великой княгини были отнесены крестьяне Нолинского, Яранского и Сарапульского уездов. В батальон из этих 3-х уездов должно было поступить 100 человек. В сентябре 1812 года батальон был сформирован и насчитывал 904 ратника. Для вооружения было отпущено из петербургского арсенала 1000 ружей со штыками. Ратники были отлично обмундированы. Командиром был назначен князь А. Оболенский. В октябре 1812 года батальон был направлен в действующую армию, а затем принял участие в заграничном походе.
Вопросы к документам:
Какой вклад внесли жители Вятской губернии для победы над Наполеоном?
Насколько выросли темпы производства оружия на Ижевском заводе?
Сколько ратников входило в особый батальон? Сколько человек в батальоне было из Вятской губернии?
Кто взял на себя его полное обеспечение особого батальона?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Надежда Андреевна Дурова – первая женщина-офицер
Надежда Дурова родилась 17 сентября 1783 года в семье гусарского ротмистра Андрея Васильевича Дурова и дочери богатого помещика Надежде Ивановне Александрович в Киеве. Затем семья переехала в город Сарапул Вятской губернии (в настоящее время Удмуртия). Мать Нади страстно хотела иметь сына, поэтому невзлюбила дочь. Больше времени Надежда проводила с отцом, а ее воспитание было поручено гусару Астахову. Позднее Надежда Дурова писала в своей книге: «Седло было моей первой колыбелью, лошадь, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами». Мать пыталась приучать ее к рукоделию, хозяйству, но Надежде не нравилось ни то, ни другое. Когда она подросла, отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на нем стала ее любимым занятием. Позже, в своей книге «Кавалерист -девица» она напишет: «Я решила употребить все свои способности выучиться ездить верхом, стрелять из ружья, и, переоде6вшись, уйти из дома отцовского».
В 18 лет Надежда вышла замуж за чиновника Сарапульского земского суда Чернова. В браке родился сын Иван. Но семейная жизнь не сложилась, через некоторое время она вернулась в родительский дом, а сын остался с отцом. Дома она постоянно слышала упреки от матери в свой адрес.
Когда Наполеон начал свои завоевательные войны, у Надежды появилась мысль сбежать из дома и поступить в действующую армию. В 1807 году 17 сентября в день своих именин, якобы пошла купаться, прихватив казацкую одежду. Она обрезала косы, переоделась, а свое платье оставила на берегу. Родители решили, что она утонула. А Надежда отправилась в Сарапул, присоединилась к донскому казачьему полку, который направлялся на войну с французами. Она представилась «помещичьим сыном Александром Васильевичем Дуровым». Вместе с остальными солдатами несла все тяготы военной службы. В своих Записках она писала об этих днях: «..Днем и ночью, в любую погоду – в седле, бесконечные стычки с неприятелем, ночевки на земле, заплесневелые сухари, питье из лужи, , невозможность обогреться или сменить мокрый мундир…». Она храбро сражалась, была несколько раз ранена, была награждена. Через месяц она завербовалась в Конно-Польский уланский полк под именем Александр Соколов. В марте 1812 года полк был направлен в Пруссию. Оттуда Надежда написала отцу и попросила прощения за свой поступок. Отец, получив письмо, написал прошение царю, с просьбой разыскать дочь. По повелению царя ее разыскали, вызвали в Петербург, но по ее просьбе оставили на службе. Ей было присвоено имя Александр Андреевич Александров (его она и носила до смерти). За участие в боях в 1807 году была награждена Георгиевским крестом. Во время походов вела записки, которые потом легли в основу ее литературных произведений. В 1811 году была произведена в чин поручика, в 1812 году принимала участие в Бородинской битве, была ординарцем главнокомандующего - фельдмаршала Кутузова, прошла с ним до Тарутина, отличилась при блокаде крепости Модлин, в боях при Гамбурге. При штабе Кутузова она служила как «Александров», хотя ее тайна уже была раскрыта.
В 1813 году со своим полком отправилась в заграничный поход, вместе со своим полком прошла всю Пруссию, дошла до Франции.
Прослужив 10 лет в конном строю, поручик Александров был уволен в отставку в чине штаб-ротмистра. По поводу этого периода жизни Надеждой Дуровой были сказаны следующие слова: «Минувшее счастье! Слава! Опасности! Жизнь, кипящая деятельностью! Прощайте!»
После отставки несколько лет жила в Петербурге, а затем уехала в Елабугу. После войны Надежда Дурова стала писательницей, написала много рассказов о событиях Отечественной войны 1812 года. Литературный талант Дуровой высоко оценивал А.С. Пушкин. Ее рассказы печатали в «Современнике», «Отечественных записках».
Умерла Надежда Дурова 21 марта 1866 года, на 83 году жизни. Во время похорон перед гробом несли Георгиевский крест. Этой наградой впервые была награждена женщина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Вопросы к викторине «Веришь – не веришь»
Отечественная война началась в 1807 году (нет)
Главнокомандующим русской армией до Смоленской битвы был Император Александр 1(да)
В Бородинской битве победу одержала русская армия(нет)
Наполеон со своим войском занял Москву (да)
Ополченцы – это регулярная армия (нет)
В русской армии могли служить и женщины (нет)
Первой женщиной, награжденной Георгиевским крестом, была уроженка Вятской губернии (да)
Вятские ополченцы принимали участие в бородинской битве (нет)
Французские войска дошли до Вятской губернии (нет)
В Отечественной войне победу одержала русская армия (да)