«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка урока "Механические колебания и волны.Звук."

Данный урок дает возможность сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи, сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана, проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

9 класс.

Цели урока:

Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.

Развивающие: сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.

Воспитательные: проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.


Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями;

познавательными УУД:

– определять способы решения задач под руководством учителя;

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;

коммуникативными УУД:

– участвовать в коллективном обсуждении задач;

личностными УУД:

– проявляют ситуативный познавательный интерес к учебному материалу.


Оборудование: карточки для работы в парах «Механические колебания и волны. Звук», карточки-задачи, тест, компьютер, презентация к уроку.


Ход урока.

Предметные  УУД:    осознавать эволюцию взглядов на решение задач;

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД:

видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. Сообщение целей урока.

Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока.

Совместно с учителем формулируют цели урока.

2

Работа в парах

Организует работу



Обсуждают, отвечают

3

Решение качественных задач.

Осуществляет подборку качественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи.

4

Решение количественных задач.

Осуществляет подборку количественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях.

5.

Выполняют тест



6

Подведение итогов урока.

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.

Отвечают на вопросы рефлексии.

7

Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания.









  1. Организационный момент. Формулирование целей урока.


Ребята, мы с вами завершили изучение большого раздела физики «Механические колебания и волны». Сегодня у нас урок решения задач по этой теме. Наша цель на ближайшие 40 минут вспомнить основные моменты теоретического материала, закрепить их на примерах различного рода задачах и успешно провести семинар-практикум на следующем уроке.


  1. Самостоятельная работа.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Раздает задания для работы в парах. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут)

Обсуждают задания-тесты.


По окончании оглашаются ответы. (1мин.)




Вопросы для работы в парах:

  1. Что называется механическими колебаниями?

  2. Приведите примеры механических колебаний.

  3. Перечислите основные величины, которые описывают механические колебания.

  4. Что является источником звука?

  5. Может ли звук распространяться в газах, жидкостях, в твёрдых телах, в вакууме? Приведите примеры.

  6. Какую волну – продольную или поперечную – представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? в воде?

  7. В результате чего образуется эхо?

  8. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом полупустом зале?

  9. Для чего камертоны устанавливают на резонаторных ящиках?

  10. Каково назначение резонаторов, применяемых в музыкальных инструментах?

  11. От чего зависит громкость звука?

  12. От чего зависит высота звука?

  13. Что является источником голоса человека?

  1. Решение качественных задач.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений.



Задачи по физике можно найти в сказках, мифах, легендах.

Рассмотрим отрывок из русской сказки «Про глупого змея и умного солдата»

«Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались».

Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?


Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания.


Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.

  1. «Оттого телега заскрипела, что давно дегтю не ела»





Где еще мы можем услышать аналогичный скрип?


  1. «Ударь обухом в дерево, дупло само скажется».



На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды.

  1. «Как аукнется, так и откликнется»



Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук.


По той же причине скрипят несмазанные петли дверей.


При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному.





Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо.


А теперь поговорим о приметах. Одна из них «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь». Объясните данную примету.




Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук.

Диапазон, воспринимаемый ухом человека 16-20000Гц. Есть колебания, лежащие за пределами этого диапазона, то есть меньше 20 Гц и больше 20 кГц.


Инфразвук и ультразвук.

Сообщения.


1.Умение великолепно ориентироваться в пространстве у летучих мышей связано с их способностью излучать и принимать ……частотой…….


2. Медузы способны улавливать ….частотой….








  1. Решение количественных задач.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

С качественными задачами вы справились успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного движения.

  1. У одного очень болтливого мальчика язык за 10 мин совершил 2400 колебаний.

Вычислите частоту и период колебаний языка этого болтуна.





Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске.

(частота=4Гц, период=0,25с)

  1. Вася заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске.

  1. Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний?

Оформление решения задачи.


  1. Физкультминутка.

Ребята, отложите ручку, сядьте «поудобнее», положите руки на колени.

Сделайте глубокий вдох через нос и выдох через рот (3 раза)

Посмотрите налево, затем направо (3 раза)

Закройте глава с небольшим усилием, откройте (3 раза)

Опустите руки вдоль стула, сожмите пальцы в кулак, расслабьте их (3 раза)

Потрясите руками буквально секунду и положите руки на парту.


То, что мы сейчас делали, вам ничего не напоминает

  1. Выполнение разноуровневого теста.

Вариант 1

На «3»

1.Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?

1) движение качелей; 2) движение мяча, падающего на землю.


2. Примером про­доль­ной волны является

 

1) зву­ко­вая волна в воздухе

2) волна на по­верх­но­сти моря

3) ра­дио­вол­на в воздухе

4) све­то­вая волна в воздухе


3. Звуковые волны могут распространяться

 

1) в газах, жидкостях и твёрдых телах

2) только в твёрдых телах

3) только в жидкостях

4) только в газах


4.Как меняется скорость тела по мере его приближения к положению равновесия?

1. Уменьшается; 2. Увеличивается; 3. Остается неизменной;


На «4»

5. Диапазон слышимых звуков у собаки сдвинут в область инфразвука по сравнению с человеческим диапазоном

6.Звуки с частотой 10кГц принадлежат инфразвуковому диапазону.



На «5»

7.На ри­сун­ке пред­став­ле­ны гра­фи­ки за­ви­си­мо­сти сме­ще­ния x от вре­ме­ни t при ко­ле­ба­ни­ях двух ма­те­ма­ти­че­ских маятников. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) В положении, со­от­вет­ству­ю­щем точке Д на графике, ма­ят­ник 1 имеет мак­си­маль­ную по­тен­ци­аль­ную энергию.

2) В положении, со­от­вет­ству­ю­щем точке Б на графике, оба ма­ят­ни­ка имеют ми­ни­маль­ную по­тен­ци­аль­ную энергию.

3) Ма­ят­ник 1 со­вер­ша­ет за­ту­ха­ю­щие колебания.

4) Ча­сто­ты ко­ле­ба­ний ма­ят­ни­ков совпадают.



8. На ри­сун­ке изоб­ра­жен гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты x тела, со­вер­ша­ю­ще­го гар­мо­ни­че­ские колебания, от вре­ме­ни t. Опре­де­ли­те ча­сто­ту этих колебаний.

 

1) 0,1 Гц

2) 0,2 Гц

3) 125 Гц

4) 250 Гц


Вариант 2

На «3»

1.Какое из перечисленных ниже движений не является механическим колебанием?

1) движение качелей; 2) движение мяча, падающего на землю.


2. Каким параметром звуковых колебаний определяется громкость звука?

 

1) частотой

2) периодом

3) амплитудой

4) скоростью распространения


3. Звуковые волны не могут распространяться

 

1) в газах, жидкостях и твёрдых телах

2) только в твёрдых телах

3) только в жидкостях

4) в вакууме


4.Как меняется скорость тела по мере его удаления от положению равновесия?

1. Уменьшается; 2. Увеличивается; 3. Остается неизменной;


На «4»

5. Диапазон слышимых звуков у медведя сдвинут в область ультразвука по сравнению с человеческим диапазоном.

6.Звуки с частотой 10кГц принадлежат ультразвуковому диапазону.



На «5»

7.На ри­сун­ке пред­став­ле­ны гра­фи­ки за­ви­си­мо­сти сме­ще­ния x от вре­ме­ни t при ко­ле­ба­ни­ях двух ма­те­ма­ти­че­ских маятников. Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два неправильных. Ука­жи­те их номера.

1) В положении, со­от­вет­ству­ю­щем точке Д на графике, ма­ят­ник 1 имеет мак­си­маль­ную по­тен­ци­аль­ную энергию.

2) В положении, со­от­вет­ству­ю­щем точке Б на графике, оба ма­ят­ни­ка имеют ми­ни­маль­ную по­тен­ци­аль­ную энергию.

3) Ма­ят­ник 1 со­вер­ша­ет за­ту­ха­ю­щие колебания.

4) Ча­сто­ты ко­ле­ба­ний ма­ят­ни­ков совпадают.



8. На ри­сун­ке изоб­ра­жен гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты x тела, со­вер­ша­ю­ще­го гар­мо­ни­че­ские колебания, от вре­ме­ни t. Опре­де­ли­те ча­сто­ту этих колебаний.

 

1) 0,1 Гц

2) 0,05Гц

3) 125 Гц

4) 250 Гц




Ответы:


В-1


В-2

1


2

1


3

1


4

2


1

Нет


Да

нет


да

1,2

3,4

3

2



  1. Подведение итогов урока.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения.





Какие понятия и формулы мы повторили?


Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний.

Что нового узнали на уроке?



Чем запомнился вам урок?


Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения.

Оцените свою работу на уроке.

Оценивают работу на уроке.


  1. Домашнее задание.

  1. Составить задачи на тему «Механические колебания и волны. Звук».

  2. По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Инфразвук и ультразвук».









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее