Урок чтения и развития речи в 4 классе
Учитель начальных классов: Гольченко Галина Ивановна
ТЕМА: «Для чего нужен снег» Ю. Дмитриев.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели и задачи:
дидактические: отрабатывать правильное, осознанное чтение целыми словами.
2. коррекционные: корригировать дикцию, устную речь, мышление, внимание;
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, любовь к родной природе.
Оборудование: учебник, иллюстрации к произведению, загадки, чистоговорки, снежинки, карточки для фронтальной работы.
ХОД УРОКА
Орг. момент:
Эмоциональный настрой на урок.
Уроки чтения люби, уважай.
Книгу полюбишь – и много узнаешь
О жизни животных, о пользе растений.
Книга с нами всегда.
А вы уроки чтения любите? (да)
2. Артикуляционные упражнения.
Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять:
а) Задание: четко произнесите чистоговорку (хором; 1,2 слабые уч-ся )
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.
ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало
ЕГ-ЕГ-ЕГ – выпал белый-белый снег
СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт снежная метель
- Чем отличается вьюга от метели?
- К какому времени года относятся эти природные явления?
3. Проверка домашнего задания.
- Какое задание было задано на дом? (подобрать загадки на тему «Зима»)
- Загадайте свои загадки одноклассникам.
- Попробуйте отгадать мои загадки.
1. Балеринкам нет числа,
С ними дружит ветер
И от них белым-бела
Вся земля на свете. (СНЕЖИНКИ)
2. У нас под самой крышей
Белый гвоздь растёт,
Но как солнышко взойдёт,
Гвоздь растает, упадёт. (СОСУЛЬКА)
3. Одеяло белое,
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось. (СНЕГ)
4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей.
Превратился я в ручей (СНЕГОВИК)
Вывод: прочтите еще раз эти слова, и скажите какая тема их объединяет?
4. Сообщение темы и целей урока.
- Зима - самое холодное время года. Природа словно засыпает под снежным покровом. На Крайнем Севере зима продолжается полгода и больше, на юге – один-два месяца, а в нашей местности около 4-ех месяцев. Но сколько бы зима не длилась, холод и недостаток корма делают ее самым тяжёлым временем года для зверей и птиц.
– Сегодня на уроке мы и будем об этом говорить и читать.
- А знаете ли вы сколько времени может продержаться снежинка в воздухе?
- Давайте понаблюдаем…
5. Зарядка для глаз
Летит снежинка белой каруселью
И кружится, и пляшет, и танцует.
И вдруг упала и слилась с сугробом… и нет у нас снежинки…
6. Словарная работа.
- А у вас на парте лежат отдельные литературные снежинки. Вы можете не только рассмотреть их, но и прочитать слова. Какие слова вам непонятны по смыслу?
– Бесснежные – это, какие зимы? (без снега), а у нас какая?
– Промерзает – затвердеть от мороза.
– Маскировка – делаться незаметным, невидимым.
– Эти слова встретятся в рассказе.
- Встретятся и такие слова: лыжня, тетерев.
– Объясните значение слова лыжня.
( Лыжня – это следы, накатанные лыжами).
(Тетерев – это крупная лесная птица с черным оперением) картинка
- Про эту птицу нам расскажет ….
( Зимой у тетерева кормилицей является берёза. Кормится почками и серёжками. Под снегом днём находит убежище от ястребов, а ночью – от филинов и сов и, главное, защита от морозов и метелей).
– Название сегодняшнего рассказа узнаете, прочитав, справа налево.
ГЕНС НЕЖУН ОГЕЧ ЯЛД (Для чего нужен снег?)
– Фамилию автора вы узнаете, если верно соедините буквы. (по цифрам)
- Как вы думаете, судя по названию рассказа, о чем нам предстоит узнать?
- Предлагаю ответить на вопрос: для чего нужен снег?
7. Чтение текста учителем.
- Для чего нужен снег?
- О каком случае на лыжне рассказал писатель? Расскажите.
8. Физминутка
- Лыжников было много, и они так укатали снег, что тетерев никак не мог выбраться. В зимнее время все любят кататься на лыжах.
– А вы любите кататься на лыжах?
Мы едем на лыжах
Мы мчимся с горы
Мы любим забавы
Холодной поры.
9. Тренировка в чтении текста, поэтапный разбор содержания:
(Работа с учебником)
Чтение «цепочкой».
(Установка: на правильность чтения с соблюдением пауз и дополнительный контроль - указательный палец к губам)
- Попробуйте составить слова – действия (карточка) и к этим словам добавьте вопрос что?
(Проложили лыжню.
Расковыряли снег. - Для чего расковыряли?
Задерживается снег.- Кому плохо, когда снег задерживается?)
Раскопали снег. - Если раскопать, что увидим? Прочитайте.
Выборочное чтение:
- Найдите ответ в тексте, зачем зайцу-беляку маскировка? (ответы уч-ся).
- Чем страшны бесснежные зимы для других зверюшек?
Вывод: Какой можем сделать вывод, какая польза от снега, для чего нужен снег? Найдите ответ в тексте.
10. Итог
– Кому помогает снег? (Снег помогает птицам, зверям, растениям.)
- Какую пользу приносит?
11. Рефлексия
– Какая иллюстрация подходит к произведению, по которому мы работали на уроке?
– По каким признакам узнали? (Показ иллюстраций)
12. Выставление оценок.
13. Домашнее задание: учиться читать текст с соблюдением знаков препинания, по желанию подготовить пересказ текста.