«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка урока чтения и развития речи по теме «Для чего нужен снег» Ю. Дмитриев.

ТЕМА: «Для чего нужен снег» Ю. Дмитриев.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи:

  1. дидактические: отрабатывать правильное, осознанное чтение целыми словами.

2. коррекционные: корригировать дикцию, устную речь, мышление, внимание;

3. воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, любовь к родной природе.

Оборудование: учебник, иллюстрации к произведению, загадки, чистоговорки, снежинки, карточки для фронтальной работы.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок чтения и развития речи в 4 классе

Учитель начальных классов: Гольченко Галина Ивановна


           ТЕМА: «Для чего нужен снег» Ю. Дмитриев.

    

Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи:

  1. дидактические: отрабатывать правильное, осознанное чтение целыми словами.

2коррекционные: корригировать дикцию, устную речь, мышление, внимание;

3. воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, любовь к родной природе.

Оборудование: учебник, иллюстрации к произведению, загадки, чистоговорки, снежинки, карточки для фронтальной работы.

ХОД УРОКА

Орг. момент:

  1. Эмоциональный настрой на урок.    

Уроки чтения люби, уважай.

Книгу полюбишь – и много узнаешь

О жизни животных, о пользе растений.

Книга с нами всегда.

А вы уроки чтения любите? (да)                                        

2.  Артикуляционные упражнения.                                                 

Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять:

а) Задание: четко произнесите чистоговорку (хором; 1,2 слабые уч-ся )

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

                                                                                         

ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало
ЕГ-ЕГ-ЕГ – выпал белый-белый снег
СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт снежная метель

- Чем отличается вьюга от метели?

- К какому времени года относятся эти природные явления?

3. Проверка домашнего задания.

- Какое задание было задано на дом? (подобрать загадки на тему «Зима»)

- Загадайте свои загадки одноклассникам.

- Попробуйте отгадать мои загадки.                                                                                           

1. Балеринкам нет числа,
С ними дружит ветер

И от них белым-бела
Вся земля на свете.              (СНЕЖИНКИ)

2. У нас под самой крышей
Белый гвоздь растёт,
Но как солнышко взойдёт,
Гвоздь растает, упадёт.            (СОСУЛЬКА)

3. Одеяло белое,

Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось.        (СНЕГ)

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей.

Превратился я в ручей        (СНЕГОВИК)

Вывод:  прочтите еще раз эти слова, и скажите какая  тема их объединяет?

4. Сообщение темы и целей урока.

- Зима - самое холодное время года. Природа словно засыпает под снежным покровом. На Крайнем Севере зима продолжается полгода и больше, на юге – один-два месяца, а в нашей местности около 4-ех месяцев. Но сколько бы зима не длилась, холод и недостаток корма делают ее самым тяжёлым временем года для зверей и птиц.

– Сегодня на уроке мы и будем об этом говорить и читать.

- А знаете ли вы сколько времени может продержаться снежинка в воздухе?

- Давайте понаблюдаем…

5. Зарядка для глаз

Летит снежинка белой каруселью
И кружится, и пляшет, и танцует.
И вдруг упала и слилась с сугробом… и нет у нас снежинки…

6. Словарная работа.

- А у вас на парте лежат отдельные литературные снежинки. Вы можете не только рассмотреть их, но и прочитать слова. Какие слова вам непонятны по смыслу?

– Бесснежные – это, какие зимы? (без снега), а у нас какая?
– Промерзает – затвердеть от мороза.
– Маскировка – делаться незаметным, невидимым.

– Эти слова встретятся в рассказе.

- Встретятся и такие слова: лыжня, тетерев.

– Объясните значение слова лыжня.

( Лыжня – это следы, накатанные лыжами).

(Тетерев – это крупная лесная птица с черным оперением) картинка

- Про эту птицу нам расскажет ….

( Зимой у тетерева  кормилицей является берёза. Кормится почками и серёжками. Под снегом днём находит убежище от ястребов, а ночью – от филинов и сов и, главное, защита от морозов и метелей).



– Название сегодняшнего рассказа узнаете, прочитав, справа налево.

ГЕНС  НЕЖУН  ОГЕЧ  ЯЛД (Для чего нужен снег?)

– Фамилию автора вы узнаете, если верно соедините буквы. (по цифрам)

- Как вы думаете, судя по названию рассказа, о чем нам предстоит узнать?

- Предлагаю ответить на вопрос: для чего нужен снег?


7. Чтение текста учителем.

- Для чего нужен снег?

- О каком случае на лыжне рассказал писатель? Расскажите.

8. Физминутка

- Лыжников было много, и они так укатали снег, что тетерев никак не мог выбраться. В зимнее время все любят кататься на лыжах.

– А вы любите кататься на лыжах?

Мы едем на лыжах
Мы мчимся с горы 
Мы любим забавы
Холодной поры.


9. Тренировка в чтении текста, поэтапный разбор содержания:

(Работа с учебником)


Чтение «цепочкой». 

(Установка: на правильность чтения с соблюдением пауз и дополнительный контроль -  указательный палец к губам)

- Попробуйте составить слова – действия (карточка) и к этим словам добавьте вопрос что?

(Проложили лыжню.

Расковыряли снег. - Для чего расковыряли?

Задерживается снег.- Кому плохо, когда снег задерживается?)

Раскопали снег. - Если раскопать, что увидим? Прочитайте.


Выборочное чтение:

- Найдите ответ в тексте, зачем зайцу-беляку маскировка? (ответы уч-ся).

- Чем страшны бесснежные зимы для других зверюшек?

Вывод: Какой можем сделать вывод, какая польза от снега, для чего нужен снег? Найдите ответ в тексте.

10. Итог



– Кому помогает  снег? (Снег помогает птицам, зверям, растениям.)

- Какую пользу приносит?

11. Рефлексия


– Какая иллюстрация подходит к произведению, по которому мы работали на уроке? 
– По каким признакам узнали? (Показ иллюстраций)

12. Выставление оценок.

13. Домашнее задание: учиться читать текст с соблюдением знаков препинания, по желанию подготовить пересказ текста.













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее