«Осенний фестиваль знаний 2024»

Место и задачи спортивных игр в школе

Физическое воспитание - составная часть учебно-воспитательного процесса. Спортивные игры - высшая ступень подвижных игр. Спортивные игры представляют собой самостоятельную групповых видов спорта, относящихся к спортивным единоборствам. В мир спорта ребенок входит играя.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Черненко Валентин Дмитриевич,

учитель физической культуры

Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Школа № 119 города Донецка»


Место и задачи спортивных игр в школе

В наши дни физическая культура и спорт приобретают значение решающих факторов среди комплекса условий, определяющих оптимальную жизнедеятельность человека.

В Законе Донецкой Народной Республике «О физической культуре и спорте», принятом Народным Советом Донецкой Народной Республики24 апреля 2015 года (Постановление №I-143П-НС), установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта в Донецкой Народной Республике.

«Физическая культура – органическая часть культуры, сфера
деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных
ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического
развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному
развитию личности.

Спорт – сфера социально-культурной деятельности, представляющая
собой совокупность видов спорта, сложившаяся в форме спортивных
соревнований и подготовки к ним» [3, с. 1-2].

Основными задачами физической культуры и спорта является постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития населения, содействие экономическому и социальному прогрессу общества, а также утверждение международного авторитета в мировом содружестве.

В соответствии с «Законом о физической культуре и спорте» Донецкой Народной Республики разработана «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики», утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815. «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи разработана с целью реализации государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, а также формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у граждан Донецкой Народной Республики» [4, с. 1].

«Учитывая многокомпонентность и многогранность вопросов формирования культуры здоровья приоритетными направлениями деятельности по формированию у населения здорового и безопасного образа жизни является пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры, спорта, отдыха и туризма, досуговых центров, особенно для детей и подростков» [4, с. 8].

Физическое воспитание – составная часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, направленная на всестороннее усовершенствование учащихся, чтобы подготовить их к жизни, общественно полезному труду, к защите Отечества, и осуществляется в единстве с умственным, моральным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением. Поэтому задача школы – не только подготовить грамотного и культурного человека, но и создать необходимые условия для ее всестороннего физического развития.

Усовершенствование школьных программ предъявляет повышенные требования к умственной и физической трудоспособности учащихся, нормальное умственное и физическое развитие которых возможно только при условии оптимального двигательного режима.

Среди ряда учебных целей отмечены такие: изучение элементов спортивных игр, отдельных видов спорта.

«Выпускник научится: использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций» [5, с. 24].

Спортивные игры занимают большое место в содержании работы по физическому воспитанию.

Памятники древней культуры, найденные при раскопках, наскальные изображения и рисунки, предметы быта и культовые принадлежности, устные предания, сказания и легенды позволяют судить о культуре древнего человека, и о физической культуре в том числе.

Становление советской системы физического воспитания было сопряжено со значительными трудностями: требовалось создавать систему физического воспитания, которой еще не бывало в мировой практике. Новая система физического воспитания ставила перед собой конечную цель – воспитать физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей подвижные игры.

Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры.

Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивных игр является сложная техника движений и определенная тактика поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая спортивная игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь. Спортивные игры требуют специального судейства соответственно твердым правилам той или другой игры. В некоторых спортивных играх правила несколько варьируются в зависимости от состава участников (школьники или взрослые, юноши или девушки).

Спортивные игры представляют собой самостоятельную группу игровых видов спорта, относящихся к спортивным единоборствам. Их характерная черта – непосредственная борьба с соперником, в результате которой выявляются преимущества в достижении конечной цели игры.

В программе Олимпийских игр современности – 7 видов спортивных игр. Спортивные игры собирают множество зрителей, что, в свою очередь, способствует привлечению к регулярным занятиям физическими упражнениями новых отрядов школьников.

Специально организуемые игры на спортивно-игровых комплексах помогают борьбе с детской безнадзорностью, улучшают условия для здорового отдыха и восстановления сил, способствуют вовлечению детей и подростков в спортивные секции.

Среди многообразия средств и методов, используемых на занятиях волейболом, баскетболом, футболом, ручным мячом, важное место занимают подвижные игры. На любом этапе обучения они как бы подводят определенный итог этому этапу, решая задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений.

Педагог, активно включающий подвижные игры в свои уроки, естественно, не должен ограничиваться лишь установленных правил игры. Желательно в зависимости от местных условий и состояния учебного процесса модернизировать эти игры, вводить в них новые условия, менять отдельные правила, ставить новые задачи, создавать новые игры. При этом необходимо учитывать возрастные и половые особенности учащихся.

Предлагаемые подвижные игры можно использовать как на уроках физической культуры, так и в различных формах внеклассной физкультурно-спортивной работы.

1. Игры на совершенствование техники ручного мяча.

  • «Снайперы» (бег, ведение, передача, ловля, бросок).

  • «Лишний мяч» (перемещение, подвижность).

  • «Наперегонки» (передача, ловля, передвижение).

  • «Защита набивного мяча» (бросок, блокирование, подвижность).

2. Подвижные игры применительно к баскетболу [2].

  • «Круговая охота».

  • Рывок за мячом».

  • «Мяч ловцу».

  • «Эстафета с ведением мяча и бросок в корзину».

3. Игры, подготовительные к волейболу [1].

  • «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»).

  • «Эстафета с элементами волейбола».

  • «Встречная волейбольная пасовка над сеткой».

4. Игры, подготовительные к футболу [6].

  • «Не давай мяч водящему» (совершенствование передачи и отбора мяча).

  • «Мяч из круга» (совершенствование удара и отбора мяча).

  • «Перестрелка» (совершенствование ведения мяча).

  • «Захват мяча» (совершенствование ударов на точность).

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что спорт – многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья, подготовки к труду и обороне, состоящее из физических упражнений, соревнований.

Регулярные занятия детей в различных спортивных кружках и секциях, участие в спортивных праздниках – путь к физическому совершенству молодого организма.

В мир спорта ребенок входит играя. Поэтому в физическом воспитании школьников широко используются спортивные игры.


Список литературы

  1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с.

  2. Геннадиев Н. Подвижные игры применительно к баскетболу. / Физическая культура в школе. 1981, № 5. – С. 21-22.

  3. Закон о физической культуре и спорте. Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 24 апреля 2015 года (Постановление № I-143П-НС).

  4. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики», утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815.

  5. Примерная основная образовательная программа по учебному
    предмету «Физическая культура. 5-9 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 201 9. – 241 с.

  6. Футбол в коллективах физкультуры. / Под ред. А.Д. Брейкина. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 168 с.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее